А. Широкорад

      С ужасом узнал о новых актах по блокаде Крыма и об отключениях электроэнергии на полуострове. С ужасом потому, что Крым — это моя вторая родина, и я с детства провожу там по месяцу или два в год. А последние 20 лет часто пишу о Крыме. В августе 2014 г. продавщица на книжном развале предложила мне книгу «Битва за Крым» — «Вот интересная книга севастопольского автора». — «Но Широкорад — москвич!» — «Не знаете, так и не говорите. Он наш — севастополец!». Еще весной в двух книгах и ряде статей я писал, что надо немедленно обеспечить электропитание Крыма. Я наивно думал, что все уже сделано. И вот читаю в Интернете: «ОАО “ФСК ЕЭС: объявило открытый конкурс на сооружение электросетевого энергомоста РФ — полуостров Крым. Как говорится на сайте госзакупок, начальная (максимальная) цена договора составляет 13,838 млрд. рублей.

Предметом конкурса является заключение договора подряда на сооружение подводного перехода (кабельной линии 220 кВ) через Керченский пролив. Подрядчик, в частности, должен получить разрешение на сооружение кабельной линии и переходных пунктов 220 кВ “Тамань” и “Крым”, поставить необходимый подводный кабель и кабельную арматуру, провести строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, включая закупку материалов и оборудования, а также сдать объект в эксплуатацию. Срок выполнения работ — октябрь 2016 года. Заявки на конкурс принимаются до 24 октября 2014 года». Напомню, что зимой 1941/42 г. за несколько недель по приказу Государственного Комитета Обороны по дну Ладожского озера для снабжения блокированного Ленинграда было проложено несколько линий нефте- и бензинопроводов, а также кабели высокого напряжения. Ни лед, ни шторма, ни бомбежки германской и финской авиации не помешали прокладке этих трасс. Кстати, и немцы в 1942 г. тоже за несколько недель построили канатную дорогу через Керченский пролив, с помощью которой снабжали свою армию на Кавказе. А ведь воздушную ЛЭП построить через пролив гораздо проще, чем канатную дорогу!

Украина еще весной перекрыла поступление воды по Крымскому каналу. А между тем, согласно резолюции ООН, лишение водоснабжение является актом войны. Теперь Киев окончательно перекрыл железнодорожное и автомобильное сообщение с Крымом через перешеек. А ведь железные дороги, ведущие в Крым, были построены в 70-х годах XIX века русскими инженерами на средства русского правительства, а не мифическими «украинскими князьями», выдуманными Михаилом Грушевским.

Я никак не могу понять, почему транзит запрещен только из Украины в Крым, а через Крым идет огромный поток грузов по Керчь-Еникальскому каналу. Именно по каналу, поскольку по Керченскому проливу могут ходить только рыбацкие моторные лодки. Да, с точки зрения географов такой пролив существует. Но крупнотоннажные суда ходят по Керченскому КАНАЛУ. А построили этот канал в 1874 г. русские инженеры, русские рабочие и на деньги русской казны. Строительство канала продолжалось до 1877 года. Канал назвали Керчь-Еникальским по названию Керчь-Еникальского градоначальства, которому его подчинили. Общая длина канала составила 23 версты 415 сажен (26,5 км).

Согласно украинским законам, южная часть Керчь-Еникальского канала входит в состав Керченского порта. А между тем ЕС наложил строгие санкции на вход судов ЕС во все крымские порты, включая Керчь. Почему бы не спросить Брюссель: господа хорошие, наложили санкции, так и выполняйте их — не шляйтесь в акваторию Керченского порта! Керченский канал не является международным. Нет ни одного международного договора, определяющего движение судов по каналу. До 1991 года он был чисто российским. С 1991 по 2013 год канал управлялся Киевом. Но с переходом Крыма к России автоматически вновь стал чисто российским.

Да, порты Мариуполь и Бердянск на Азовском море пока контролируются Киевом. Ну и что? Представьте себе, что какое-то прикаспийское государство, например, Иран, Азербайджан или Казахстан, грубо нарушит торговые договоры с Россией и объявит РФ блокаду. Неужели Россия разрешит этому государству пользоваться Волго-Донским каналом? А какая, собственно, разница в статусе обоих каналов? Да никакой! Закрытие Керчь-Еникальского канала для судов, идущих в Мариуполь и Бердянск, станет катастрофой для украинской экономики. Об этом с ужасом писали видные украинские экономисты в мае 2014 года. Но потом их кто-то успокоил — закрытия канала не будет.

А почему Симферополь не может поставить Киеву ультиматум? Или восстанавливается железнодорожный и автомобильный транзит из РФ в Крым через Украину в объеме 1991—2013 гг., или полное закрытие Керченского канала для всех судов, идущих в украинские порты.

Как технически закрыть Керчь-Еникальский канал? Способов миллион. Например, ЕС и Украина не признают юрисдикцию РФ над Крымом. Риторически вопрос: пропустит ли Египет через Суэцкий канал судно, владелец и правительство которого не признаю суверенитета Египта над каналом и считают, что канал все еще принадлежит английской Компании Суэцкого канала? И это при том, что Суэцкий канал имеет международный статус, а Керченский — нет. Еще украинские власти установили следующий порядок прохода канала крупными судами. Капитан судна запрашивает разрешение у начальника Керченского порта, и лишь получив его, проходит канал. Ввести письменный запрос на разрешение прохода Российского Керчь-Еникальского канала. Написано по форме — пропустим. Нет прилагательно «Российский» — пошел вон!

Перечислять все способы лень. В Керчи придумают гораздо больше и интереснее. В конце концов, жители Крыма, возмущенные санкциями и отключениями электроэнергии, могу в знак протеста моторными лодками перекрыть вход сухогрузов, идущих в Мариуполь. Чем крымчане хуже Гринписа? Повторяю еще раз, закрытие Керчь-Еникальского канала с точки зрения Международного права ничем не отличается от отключения Крыма от воды, электроэнергии, железнодорожного и автомобильного сообщения, произведенного Киевом в 2014 году.

А. Широкорад

Источник