Начиная с IV столетия, в соответствии с практикой избрания епископов,
сложившейся после Никейского собора (325 год), выборы папы стали заботой прежде
всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен
был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом
— этот титул больше относился к области административного управления Римской
церкви. Обычно новый папа избирался через три дня после смерти предыдущего
(хотя это правило сопровождало множество исключений). Новоизбранный папа должен
был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем
посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог.
Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.
В 684 году, вняв просьбе Бенедикта II (684‑685), император Константин IV
объявил: ждать утверждения новоизбранного понтифика императором не нужно,
достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости
Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века:
папа Захария (741‑752) после своего избрания не стал посылать известие в
Константинополь.
Римский синод 769 года преградил путь к папству для всех, кто не обладал
титулом кардинала — пресвитера или диакона, — в то время как избирали папу все
духовенство и особо важные персоны. Участие мирян в выборах запрещалось, но
после своего избрания понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет
вызвал недовольство влиятельных мирян, и папа Николай I Великий (858‑867) на
синоде в Риме в 862 году восстановил выборные права мирян.
В 1059 году папа Николай II ограничил круг выборщиков до кардиналов‑епископов,
к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное
же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор.
Германские императоры пытались присвоить себе привилегию подтверждения
кандидатуры новоизбранного понтифика, ссылаясь на договор, заключенный папой
Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно
вмешивались в избрание пап.
X Вселенский Собор в 1139 году передал право выбирать папу исключительно в
ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 года, проходивший в понтификат
Александра III (1159‑1181), установил правило, согласно которому новым папой
становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих
кардиналов. В декрете не говорилось, как следует поступать, если так и не
удается собрать большинство голосов.
Сложная ситуация возникла после смерти Папы Климента IV (1265‑1268), когда
Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев. Чтобы в будущем
подобное не повторилось, папа Григорий X (1271‑1276) конституцией Ubi periculum
majus (1274), обнародованной на II Лионском соборе, установил порядок избрания
понтифика, сохранившийся с небольшими изменениями до наших дней. Согласно
конституции Ubi periculum majus, кардиналы должны через десять дней после
смерти понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно
(например, папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем
городе, где в полной изоляции от влияний внешнего мира должны были избрать
нового папу. Зал, в котором проходило голосование, должен запираться на ключ.
Под угрозой отлучения от Церкви кардиналы не могли передать "в мир"
ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно. Если кардиналы
не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион. Еще через пять дней
выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто‑либо из
кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали
его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не
действовало, если выборщик заболел — в случае выздоровления, он мог продолжить
участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением
этих предписаний.
С XIII века в церковном обиходе прижилось слово "конклав" (от
латинского conclave — запертая комната) — собрание Коллегии кардиналов, на
котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы‑выборщики в прямом
смысле закрыты от внешнего мира: по традиции, собрание проходит в Сикстинской
капелле, двери которой закрываются на ключ.
Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах папы Григория XV
(1621‑1623). Папа Пий IX в 1871 году разрешил кардиналам решать большинством
голосов вопрос о том, проводить ли конклав взаперти. Пий IX в 1878 году
установил регламент, обязательный к соблюдению в период sede vacante, когда
Апостольский Престол вакантен.
В XX веке понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к
соблюдению во время периода sede vacante. Папа Павел VI в 1975 году ввел
возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны
проходить только в Апостольском дворце Рима, ограничил число выборщиков в 120
человек.
Современные правила регламентируют начало Конклава не ранее, чем через 15 дней,
что бы дать всем кардиналам время прибыть в Рим, и не позднее 20 дней с начала
периода sede vacante. Сикстинская Капелла, где проходит конклав, будет
опечатана и проверена на наличие тайных устройств, способных к шпионажу. На
протяжении всего Конклава Кардиналы обязаны будут проживать в Domus Sanctae
Marthae («Дом св. Марты») — здание в Ватикане, расположенное недалеко от
базилики Святого Петра.
Конклав начинается с Pro Eligendo Papa Mass — специальной Мессы, во время
которой иерархи будут взывать к помощи Господа в избрании нового Папы. После
этого они направятся в Сикстинскую Капеллу, где дадут клятву о не раскрытии
тайны конклава и недопущения вмешательства посторонних в процесс избрания.
Затем начнется голосование.
Списка кандидатов формально не существует. Бюллетень для голосования - это
обыкновенный лист бумаги с нанесенной типографским способом фразой "Eligo
in Summum Pontificem" ("Я выбираю верховным понтификом"). На
свободной части бюллетеня выборщик должен написать имя кандидата, за которого
он отдает голос. Единственное требование к кардиналам, заполняющим бюллетени:
они должны вписывать имя кандидата так, чтобы их нельзя было определить по
почерку.
Никаких ограничений по выбору кандидата нет. Выборщик имеет право вписать имя
любого известного ему практикующего католика, даже не имеющего сана. Впрочем,
это только в теории. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был
папа Урбан VI (1378 год)
Выборы могут закончиться в любой момент, когда после подсчета голосов один из
кандидатов набирает две трети голосов выборщиков. Если этого не происходит,
проводится повторное голосование. Если и оно не дает результата, бюллетени
собираются и сжигаются. В огонь добавляют мокрую траву, чтобы дым от бюллетеней
становился черным. В капелле устанавливают две печи – одну для сжигания
бюллетеней промежуточного голосования и вторую для бюллетеней окончательного.
Если после 13 дней новый папа не избран, кардиналы могут проголосовать за то,
чтобы ограничить число кандидатов двумя - теми, кто занял первые два места в
последнем туре голосования. Как только кто-то из кардиналов набирает две трети
голосов, старейший из Коллегии кардиналов второй по возрасту идет к избранному
и говорит ему: «Согласно процедуре Кодекса Канонического Права, ты был избран
новым главой престола Святого Петра. Принимаешь ли канонический выбор тебя
Верховным Первосвященником?» Избранный кардинал отвечает, принимает избрание
(accepto), или же не принимает (non accepto). Если избранный кардинал
произнесет слово accepto («согласен» по-итальянски), он становится новым Папой
Римским.
Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый
цвет дыма над Сикстинской капеллой - сигнал о том, что папа избран. Вслед за
этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза "Habemus
papam" ("У нас есть папа"), объявляется имя нового понтифика, а
сам новоизбранный понтифик дает апостольское благословение городу и миру.
Нынешний конклав по избранию нового папы откроется 12 марта. Впервые в конклаве
не будут доминировать итальянцы - роль противовеса им сыграют латиноамериканцы,
которые представляют континент, где живет почти половина всех католиков мира.
По материалам:
1. Энциклопедия «Кругосвет».
2. Св. Киприан Карфагенский.
3. Апостольская конституция Universi Dominici Gregis.
4. Протоиерей Максим Козлов, Д. П. Огицкий. Западное
христианство: взгляд с Востока. Доктор богословия
протоиерей Александр Федосеев