Кузьма СМИРНОВ Стали известны
подробности автопробега Зеленодольск – Казань с развернутыми черными и белыми
флагами с арабскими надписями, организованного прихожанами казанской мечети
Аль-Ихлас 22 декабря 2012 года. Всего в автоколонне ехало около 20 автомобилей.
Данное мероприятие было посвящено встрече освободившегося из мест лишения
свободы осужденного за участие в деятельности международной террористической
организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» жителя Казани Ильдара Шайхутдинова. Он
являлся лидером казанской ячейки «Хизб ут-Тахрир», ранее дважды судим за
участие в деятельности данной организации. 20 декабря
2012 года, после отбытия срока наказания, Ильдар Шайхутдинов освободился из
колонии в Архангельской области, где его встретили двое жителей Татарстана,
ранее судимые за участие в деятельности «Хизб ут-Тахрир». А уже утром 22
декабря на трассе Зеленодольск – Казань Ильдара Шайхутдинова встретили
прихожане казанской мечети Аль-Ихлас на 20 легковых автомобилях. В ходе
последующего автопробега из боковых окон машин были выставлены флаги белого и
черного цветов. По мнению специалистов в этой области, в зарубежных странах
аналогичные флаги активно используются участниками «Хизб ут-Тахрир» при
проведении массовых протестных акций. На официальном сайте «Хизб ут-Тахрир»
изображение указанных флагов применяется в качестве символики. Напомним, черные
и белые флаги уже использовались прихожанами мечети Аль-Ихлас в ходе протестных
акций, прошедших летом прошлого года в Казани. Тогда же прокуратурой Казани был
направлен запрос на проведение исследования флагов на наличие признаков
экстремизма в автономную некоммерческую организацию «Казанский межрегиональный
центр экспертиз», действующую при Казанском федеральном университете. По
результатам исследования было получено заключение, согласно выводам которого
флаги, представленные для экспертной оценки, сходны с атрибутикой, используемой
международной террористической организацией «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».
Отметим, что имамом казанской мечети Аль-Ихлас является Рустем Сафин, ранее
судимый за организацию деятельности экстремистской организации. ИА
«Татар-информ» обратилось за комментариями по данному факту к двум экспертам.
Своим мнением по поводу сложившейся ситуации поделились директор Центра
исследований Корана и Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман и директор
Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского
института стратегических исследований Раис Сулейманов. «Если руководство мечети
или имам, который возглавляет данную общину, идут против воли большинства, а на
самом деле так и есть сейчас, в частности, это касается мечети Аль-Ихлас, то
такая мечеть согласно шариату является храмом раздора. В истории есть такой
момент, когда в Медине лицемеры построили другую мечеть, чтобы внести раскол в
мусульманскую общину (это первая эпоха ислама). В итоге, эту мечеть разрушили,
распахали землю и ее просто засыпали солью. Но так как мы живем в светском
государстве, у нас такие радикальные меры не применяются, но государство имеет
полное право запретить деятельность этой мечети и не только этой общины, есть и
другие. Я считаю, что именно в этом вопросе государство проявляет большую
слабость. Это мое личное мнение», - поделился Фарид Салман. По его мнению, даже
при курсе государства, направленного на поддержку традиционного ислама,
полагаться только на духовное управление в нынешних условиях не следует.
«Духовные управления должны быть органом общения между верующими, государством
и неким консультативным органом. Всю остальную работу, то есть работу по
пропаганде традиционных ценностей, пресечению радикализма, идеологической
борьбе с радикализмом, государство должно направлять само или показывать
какие-то направления. Потому что в идеологическом плане все наши традиционные
духовные управления очень слабы. Если взять, скажем, интернет-пространство, то
из 100 «мусульманских» сайтов 5-6 сайтов реально мусульманские, остальные – это
ваххабитские, хизбитские, и все остальные», - отметил Фарид хазрат. Он заявил,
что в целом по России, не только по Татарстану, именно традиционная религиозная
идеология может сплотить общество. «Если государство упустит и эту сферу, то и
на региональном и федеральном уровне будет нанесен очень большой ущерб
интересам государства и, естественно, верующих», - заявил он. По мнению Раиса
Сулейманова, для того, чтобы не допустить развития религиозного экстремизма в
Татарстане, необходим комплекс мер. Во-первых, он заявил о необходимости
ротации кадров мусульманского духовенства. «Имамы и мухтасибы, которые являются
приверженцами радикальной исламистской идеологии, должны быть сняты со своих
должностей, включая того же Рустема Сафина из мечети Аль-Ихлас. Пока они
являются имамами, они задают тон», - отметил Р.Сулейманов. Кроме того, по его
словам, такие акции, как автопробег с черными и белыми флагами, должны жестко
пресекаться. «Часто говорят, мол, ну и что, что проехали с флагами, десантники
тоже ездят с флагами или футбольные фанаты. Не спорю, но они выступают как
патриоты России. А «Хизб ут-Тахрир» - это не патриоты, они за идею халифата,
фактически за идею разрушения страны», - подчеркнул он. Эксперт считает, что
наивно полагать, что во время автопробега в Казани были развернуты лишь
мусульманские флаги, где безобидные слова написаны на арабском языке. «Да, все
террористические организации используют символ ислама, в том числе надпись «Нет
бога, кроме Аллаха». Это было написано на этих флагах. Возьмите флаг
«Аль-Каиды», там то же самое написано. Любой терроризм всегда прикрывается благородными
символами, но это не значит, что они перестают от этого быть флагами «Хизб
ут-Тахрир» или «Аль-Каиды». Ношение символики и ее атрибутики должно быть
запрещено», - считает эксперт. Р.Сулейманов также заявил, что необходимо
прекратить практику зарубежного религиозного образования в республике, а также
активно издавать мусульманскую дореволюционную литературу, которая была у
татар. «Это богатейшее наследие – 30 тысяч томов. Из этого собрания сочинений,
того, что было у татар до 1917-го года, переведена, дай бог, если одна сотая
процента. Практически не переведен Шигабутдин Марджани. Эти классики не
переведены на современный русский и татарский языки. Нужно опираться на
собственные традиции, зачем переводить так много арабских авторов, надо переводить
и издавать своих собственных», - уверен он. Раис Сулейманов выступил и за
поддержку традиционного ислама. «Это должны быть не голословные заявления, а
реальные. Я знаю, что многие имамы боятся того, что им не смогут обеспечить
безопасность. В их мечеть приходит группа ваххабитов и угрожает имамам, если те
их сдадут в полицию. Фактический контроль за мечетями должен присутствовать», -
считает он. По его мнению, должен проводиться контроль и за поездками в хадж,
где паломников должен сопровождать ханафитский проповедник. Он также считает,
что в ДУМ РТ нужно создать специальный отдел по работе с мигрантами, так как их
активно начинают вовлекать в различные процессы, в том числе экстремисты.
«Например, мечеть Аль-Ихлас, куда ходит большой процент мигрантов и когда они
попадают под влияние радикальных проповедников - это ужасно. Если ДУМ РТ не
начнет работать с мигрантами, с ними начнет работать кто-то другой», - сказал
Р.Сулейманов. Продолжить нужно и работу с заключенными, считает он, чтобы
религиозный экстремист, попав в тюрьму, был изолирован от остальных. Нужен и
контроль за частными исламскими центрами, где зачастую проповедуют
нетрадиционный ислам. «За день ситуация не изменится. Будет много возмущений. Я
думаю, если сейчас возьмутся за мечеть Аль-Ихлас, наконец, это же просто
гадюшник исламского фундаментализма в Казани, то ситуация улучшится, но есть
еще некоторые проблемные мечети. Сейчас осталось полгода до Универсиады и
глупо, даже преступно, если власти проигнорируют эту ситуацию», - резюмировал
Раис Сулейманов. Источник: http://ati-times.tatar-inform.ru/news/society/672/