Денис Гайшун
Военный потенциал Балтийских государств весьма
невелик. Получив долгожданную независимость в начале 1990-х годов, менее чем за
полтора десятка лет они добились включения в Европейский союз и НАТО, но так и
не обзавелись собственными самолетами для прикрытия воздушного пространства.
Президент Литвы Даля Грибаускайте с уже бывшим главой оборонного ведомства
Расой Юкнявичене добились утверждения на Чикагском саммите бессрочного статуса
миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии. Но плодами
их труда решила воспользоваться «братская соседка» Эстония.
Недавно эстонский
министр обороны Урмас Рейнсалу назвал авиабазу Эмари одним из важнейших опорных
пунктов НАТО в Балтийских странах и регионе Финского залива, выступив с
предложением о введении ротационного принципа размещения миссии
Североатлантического альянса. Эта инициатива вызвала многозначительные споры,
как в самом регионе, так и среди руководства стран-членов НАТО.
Данный вопрос стал
камнем преткновения в отношениях между Литвой и Латвией, с одной стороны, и
Эстонией и Польшей, – с другой. Согласно ранее достигнутым соглашениям, расходы
по обеспечению воздушной полиции несет принимающая сторона. То есть Литва,
Латвия и Эстония на паритетной основе выделяют 2,2 миллиона евро в год. В
соответствии с взятыми на себя обязательствами по увеличению национальных
расходов на миссию, к 2015 году этот показатель увеличится до 3,5 миллионов
евро. В частности, планируется организация дополнительных транспортных
авиарейсов для перевозки иностранных военнослужащих, компенсация основной части
их расходов на проживание, выделение дополнительных средств на бытовое
обслуживание и связь. Помимо этого, планируется частичная компенсация
союзникам, участвующим в миссии, а также расходов на авиатопливо.
Почему же Эстония так
хочет перетянуть к себе «воздушную полицию»? Во-первых, это выгодно с
экономической точки зрения. В настоящее время за распределение расходов
отвечает литовская сторона, т.е фактически 2,2 миллиона евро – ежегодная
дотация к военному бюджету (во время экономического кризиса Эстония, видно,
тоже хочет кусочек «сладкого пирога»). Во-вторых, это привлечение средств НАТО
согласно программе «Инвестиции в безопасность», обеспечивающей развитие
инфраструктуры стран-членов. Можно предположить, что суть раздора, возникшего
между столь «родными» и, как казалось ранее, едиными странами – банально
деньги.
Эстонская сторона
активно лоббирует свои интересы среди стран-членов альянса, стремительно
увеличивая число сторонников своей идеи. Так, руководитель военного ведомства
Венгрии Чаба Хенде, находясь с рабочим визитом в Таллине, озвучил готовность
своей страны к участию национальных ВВС в миссии НАТО по охране воздушного пространства
стран Балтии в 2015 году.
Более того, министр
иностранных дел Эстонии Урмас Паэт призвал Финляндию и Швецию вступить в
Североатлантический союз, и в очередной раз подтвердил заинтересованность
Эстонии в участии финских и шведских ВВС в миссии по охране воздушного
пространства.
Военно-политическое
руководство НАТО, используя наигранные страхи и меркантильные интересы
балтийских стран, продолжает активно осваивать предстоящий театр военных
действий в Балтийском регионе. Так, модернизируется авиабаза Лиелварде, как
запасной аэродром на случай невозможности принятия самолетов авиабазой Зокняй.
В этих целях в 2012 году было выделено 4,2 млн. долларов, израсходованных на
реконструкцию рулежных дорожек, мест для стоянки самолетов и вертолетов,
площадки для испытаний двигателей, а также строительство хранилищ авиационного
топлива.
В подобных условиях
эстонская сторона чувствует себя обделенной и стремится привлечь внимание
руководства НАТО. В этих целях эстонцы даже не скрывают признание своими
потенциальными врагами Россию и Беларусь. Так, совсем недавно вновь назначенный
командующий военно-воздушными силами Эстонии Яак Тариен заявил, что авиабаза
Эмари будет играть две крайне важные роли в обороне Эстонии: «Во-первых, если
наши союзники по НАТО будут часто летать над Эстонией, это станет для наших
возможных противников четким сигналом, что Эстония не одинока, а является
частью НАТО. Во-вторых, если этого окажется недостаточно, авиабаза Эмари
является тем пунктом, через который можно наиболее оперативно доставить войска
союзников НАТО, которые пресекут нападение противника».
Готовность авиабазы
Эмари уже оценили военные представители США и Великобритании при НАТО
генерал-лейтенант Дэвид Хогг и генерал-лейтенант Кристофер Харпер, посетившие
Эстонию в начале года. По словам Харпера, «НАТО основательно модернизировало
авиабазу Эмари, база выглядит прекрасно, и есть все основания, чтобы
оперировать отсюда самолетами». Интересен тот факт, что в литовских средствах
массовой информации, в частности на информационном портале Delfi.lt, уже
появилась информация о проведении пробных полетов датскими самолетами F-16 с
территории Эмари (в настоящее время патрулирование над Балтийским воздушным
пространством осуществляют военнослужащие ВВС Дании).
Весьма очевидно, что
смена мест базирования контингентов ОВВС НАТО при патрулировании ими воздушного
пространства стран Балтии может произойти в ближайшее время. С другой стороны,
не вызывает сомнения, что НАТО продолжает политику наращивания военной мощи
национальных вооруженных сил прибалтийских государств и оперативного
оборудования предстоящего ТВД, прикрываясь необоснованными заявлениями
военно-политического руководства Эстонии, Литвы и Латвии о надвигающейся угрозе
с Востока. Однако преследование стратегических целей обнажило противоречия
между Балтийскими странами, показав отсутствие единства во взглядах и развития
добрососедских отношений.
Денис Гайшун
Источник http://www.belvpo.com/23827.html
|