ВОЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Подполковник Артемьев Алексей Александрович
Исследуя отечественную философскую и религиоведческую научную литературу, мы отмечаем отсутствие однозначного толкования терминов, характеризующих отношения между государством и его отдельными институтами, с одной стороны, и религиозными конфессиями и их объединениями – с другой.
Исследователи по-разному именуют отношения, складывающиеся между государством и религиозными объединениями: государственно-церковные отношения, государственно-конфессиональные отношения, государственно-религиозные отношения. Несоответствие данных категорий вызывает проблемы в их дефинитивном определении. Данные понятия близки по содержанию, но характеризуют не совсем идентичные отношения в области реализации религиозных прав и свобод.
Нас в первую очередь интересует соотношение понятий «государственно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения», «военно-конфессиональные отношения» и «военно-церковные отношения», поскольку это имеет прямое отношение к предмету исследования.
Государственно-церковные отношения – привычное, часто употребляемое, в том числе в официальных документах, понятие.
«Государственно-церковные отношения – это совокупность нормативных, культурно-исторических связей и взаимодействий, где субъектами взаимодействия, с одной стороны, выступает институт государства, а с другой – религиозные объединения»[1].
Данное выражение некорректно употреблять по отношению к другим религиозным конфессиям (представителям мусульман, буддистов, иудеев, последователей других религий), в вероучениях которых нет понятия «Церковь».
Термин «Церковь» многозначен и воспринимается представителями государственных и конфессиональных структур по-разному. Если пренебречь этой смысловой неопределенностью, то вполне правомерен будет вывод, что понятие «государственно-церковные отношения» выглядит корректным лишь применительно к отношениям между Российским государством и Русской православной церковью.
Однако православие – далеко не единственная конфессия в России. Поэтому применительно к российской специфике более корректным представляется понятие государственно-конфессиональные отношения.
Современный исследователь И.А. Куницын предлагает такое определение этого понятия: «Государственно-конфессиональные отношения России– это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, с одной стороны, и конфессиями или отдельными религиозными объединениями, действующими на территории Российской Федерации, – с другой».
Это определение гораздо шире первого, ибо оно отражает социальный компромисс между государством и различными религиозными конфессиями общества, владеющими разнообразными религиозно-мировоззренческими взглядами. Государство обязано гарантировать межконфессиональное согласие в интересах личности, общества и государства.
Что касается понятий «военно-конфессиональные отношения» и «военно-церковные отношения», то они являются производными, видовыми по отношению к государственно-конфессиональным и государственно-церковным. В случае военно-конфессиональных отношений речь идет о взаимодействии вооруженных сил со всей совокупностью традиционных для России религиозных конфессий, в то время как военно-церковные отношения затрагивают лишь отношения между ВС РФ и РПЦ.
Главная цель государственно-конфессиональных (военно-конфессиональных) отношений в современном светском демократическом государстве – это право граждан на свободу совести и вероисповедания, достижение общего блага – национальной безопасности. Однако, учитывая то, что православными себя самоидентифицирует большинство россиян, Русская православная церковь традиционно считается самой авторитетной религиозной организацией в нашей стране, а православие – религией большинства. Вооруженные силы (армия), учитывая культурные и исторические традиции большинства российского общества, вступают в отношения преимущественно с Русской православной церковью, принимая также во внимание религиозные потребности военнослужащих других конфессий и атеистов.
Исходя из вышеизложенного, правомерно предложить авторскую дефиницию военно-церковных отношений.
Военно-церковные отношения в современном российском обществе представляют собой формирующуюся систему взаимосвязей и взаимовлияний Вооруженных сил и Русской православной церкви как институтов государства и общества, складывающуюся в процессе совместной социальной деятельности по обеспечению военной безопасности РФ.
Таким образом, военно-церковные отношения, являясь составной частью государственно-конфессиональных (военно-конфессиональных) отношений, возникают в процессе взаимодействия Российской армии и Русской православной церкви. Будучи таковыми, они включают в себя нормативно-правовые и культурно-исторические модели отношений вооруженных сил с религиозными объединениями, имея целью обеспечение военной безопасности страны и реализацию прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедования.
Автор Артемьев Алексей Александрович
Скокло В.В. Влияние государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Воен. ун-т. - Монино, 2004.
|