Николай Малишевский Варшава
вернулась к своей традиционной геополитике еще в начале нового столетия, когда
польские дипломаты вроде тогдашнего исполнительного директора Новой
атлантической инициативы в Вашингтоне и нынешнего главы польского МИД
Р.Сикорского заговорили о роли Польши как «лидера группы посткоммунистических
стран в НАТО и в Европейском союзе», а правые политики вроде будущего
президента Л.Качиньского заговорили о необходимости создания новой Речи
Посполитой, подразумевая в числе прочего влияние Польши «от можа [Черного] до
можа [Балтийского]» в соответствии с классической формулой польской экспансии. Первым этапом
реализации этих планов стала активность Варшавы во время «революции роз» в
Грузии в 2003 году, выборов президента Молдавии в 2005 году и «оранжевой революции»
на Украине в 2004 году, в которой, наряду с рядом польских политиков,
участвовал и нынешний президент Польши Б.Коморовский (он выступал на Майдане и
даже привёз туда своих детей, дабы те «прочувствовали атмосферу», памятную ему
со времен «Солидарности»). Вторым этапом стал
запуск в 2006 году проекта Четвёртой Речи Посполитой, предполагающего
«формирование особого национально-культурного ландшафта» т.н. Малой Польщизны,
которая включает в себя приграничные с Польшей земли Украины и Белоруссии… В рамках этого
проекта Варшава финансирует и реализует ряд программ вроде «карты поляка»,
программ обучения в Польше активистов молодёжных структур, спутникового
телеканала и радиостанций, вещание которых на восточном направлении курирует
Совет по телевидению и радиовещанию Польши. На третьем этапе
польским МИДом в 2008 году был выдвинут проект «Восточное
партнёрство», ставший продолжением ГУАМ, обнаружившего в августе 2008 года свою
военно-политическую несостоятельность. Польша
с подачи Вашингтона и Брюсселя стала куратором восточного направления
евроатлантической политики; это направление включает Украину, Молдавию и
Белоруссию. (Южное направление, включающее Грузию, Азербайджан и Армению,
курирует Турция). Интерес Запада –
превращение постсоветских республик в энергоотмычку для взлома сырьевой
кладовой Евразии. Интерес Варшавы – под «крышей» Вашингтона и Брюсселя
опередить Москву и, использовав заминки в интеграционных процессах на
постсоветском пространстве, закрепить это геополитическое пространство за
собой. Реализовать проект возрождения легендарной Сарматии в политическом (интеграция в
рамках Четвёртой Речи Посполитой) и экономическом смыслах – на энерготранзитном
пространстве, которое свяжет в единую инфраструктуру Черное и Балтийское моря. Соответствующее
соглашение о создании Черноморско-Балтийского энергоколлектора («о развитии
грузоперевозок от Балтийского моря до Черного») было подписано Литвой, Украиной
и Белоруссией практически одновременно с появлением «Восточного партнерства» -
12 мая 2008 года в Вильнюсе. Тогда же было заявлено о намерении расширить
географию данного проекта, пригласив присоединиться к нему Турцию, Азербайджан,
Грузию «и другие заинтересованные государства». Отношение Варшавы к
восточным соседям выглядит так: Россия – потенциальный, всё ещё сильный враг,
Литва – недостаточно сильный союзник-конкурент, Белоруссия – «всходние кресы»,
Молдавия – единственная страна, заслуживающая «продвинутого диалога», Украина –
курируемый Варшавой потенциальный и послушный партнёр в перманентном
противодействии России. В рамках реализации
стратегии на Востоке Варшава пытается разыгрывать в первую очередь украинскую
карту, стремясь заставить Киев двигаться в фарватере своей политики. Шагами в
данном направлении являются бесплатная выдача гражданам Украины польских виз, а
затем и «карты поляка» (по оценкам польской печати, только на западе Украины ее
обладателями могут стать около миллиона человек), стремление к «повышению
безопасности и целостности Европейского союза в энергетической сфере» через
поддержку проектов вроде украинско-польского нефтепровода Одесса – Броды -
Плоцк (в этом же контексте можно упомянуть противодействие созданию Украиной
двустороннего консорциума с Россией по управлению украинской газотранспортной
системой). В настоящее время
Варшава основательно готовится к предстоящему в ноябре 2013 года саммиту
«Восточного партнерства», который планируют посетить главы всех стран ЕС.
Скорее всего, этот саммит будет посвящен политике Евросоюза на всём восточном
направлении и станет началом очередного этапа освоения постсоветского
пространства;
на это указывают и согласование в начале февраля на 23-м заседании
Консультационного комитета президентов Украины и Польши проекта Программы
стратегического партнерства между Польшей и Украиной на 2013-2015 годы, и планируемый в начале третьей декады
февраля визит В.Януковича в Польшу. Польский президент
Б.Коморовский констатирует: «В Киеве ключ от нашей части Европы… Я чувствую
себя человеком, имеющим особый опыт польского бытия на Востоке, а также
польского ведения восточного мира» (Komorowski B. Prawa strona - zycie,
polityka, anegdota. – Warszawa: Oficyna Wydawnicza Rytm, 2005. - с.15, 29). В
этом «особом ведении» он убежден непоколебимо, считая, что именно Польша должна
быть региональным лидером, ибо у нее «особая миссия в интеграции Европы», а
поляки «имеют богатый опыт совместного бытия» с другими народами еще со времен
Первой Речи Посполитой. В своем мировоззрении президент Польши является
последователем идей Гедройца-Мерошевского, сформулированных в среде польской
эмиграции в годы холодной войны на страницах парижского журнала «Культура».
Истоки их лежат в политических представлениях Ю.Пилусдского о «федерализме» территорий,
входивших некогда в состав Первой Речи Посполитой. Польским устремлениям
способствует и нынешняя ситуация на Украине - зависимость по энергоносителям,
нехватка энергетических мощностей, малая емкость внутреннего рынка, слабая
конкурентоспособность промышленности, стремительно растущий внешний долг... Как
во внешней, так и во внутренней политике Украины ситуация неустойчива. Киев
декларирует стратегическое партнёрство чуть ли не с десятком государств и в то
же время не имеет ни одного надёжного западного союзника, легко поддаётся
давлению извне, подтверждает своё участие во многих проектах, но до реальных
дел, как правило, не доводит. В результате Польша, следующая в фарватере США, ставит задачу оторвать
Украину, обладавшую в составе СССР экономическим потенциалом примерно десяти
Польш, от России, «увести ее на Запад и встроить в орбиту влияния
Варшавы». Однако сводить всё к
вопросу о том, до чего же нужно довести большую богатейшую республику, чтобы
теперь уже и Польша ставила задачу сделать ее своим вассалом, - значит
существенно упрощать ситуацию. Хотя бы потому, что в Европе, на этом западном
полуострове Евразии, сталкиваются два проекта. Континентальный
проект целостности
Европы, или проект собственно европейский, возрождавшийся одновременно с преодолением
трудностей объединения Германии, способный, в принципе, стать конкурентом
американской сверхдержаве с её глобальными притязаниями - в том числе благодаря
совместным российско-германским энергопроектам (в настоящий момент именно они
мешают Варшаве окончательно взять «шефство» над Киевом). Атлантистский проект, способствующий
проамериканской ориентации Евросоюза, размывающий целостность и границы ЕС,
выступающий противовесом устремлениям европейской элиты. С этой целью США
стимулируют Турцию и втягивают в специфический «Евросоюз-2», конструируемый на
основе Польши, Прибалтики и Юго-Восточной Европы, постсоветское пространство. И
прежде всего, самую большую по территории постсоветскую республику - Украину,
которую, по сути, пытаются тем самым лишить суверенного внешнеполитического
выбора. Источник
http://www.fondsk.ru/news/2013/02/13/polskaya-strategia-dlya-ukrainy-19108.html