sozidatel.org Возвращение «поезда-призрака»: в строй РВСН вернется «кошмар НАТО»
Силы ядерного сдерживания России в ближайшие два года получат в свое распоряжение одну из самых грозных оружейных систем. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) вернет в строй Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). В рамках госпрограммы вооружений уже ведутся работы по созданию перспективного БЖРК «Баргузин», который будет превосходить по ряду характеристик советские БЖРК «Молодец». На текущий момент завершено эскизное проектирование комплекса и уже начата подготовка рабочей конструкторской документации.
Пока «оборонка» трудится над созданием оружия, система военного образования уже готова начать подготовку офицеров, которые смогут обслуживать новую систему, рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» начальник отдела военного образования РВСН полковник Владимир Нестеров.
«Подготовка рабочей документации — это технический аспект вопроса. А мы, разумеется, как люди, которые занимаются военным образованием, должны думать на перспективу. Естественно, мы понимаем, что нам потребуются специалисты для эксплуатации этого ракетного комплекса, и в ближайшем будущем планируем начать подготовку таких специалистов», – заявил Нестеров.
Как создавался «поезд-призрак»
Работы по созданию железнодорожных пусковых комплексов для ракет с ядерными боеголовками проводились как в СССР, так и в США. Однако реализовать эту концепцию в виде строевых образцов удалось только советским инженерам. В процессе разработки конструкторам пришлось решать массу уникальных задач, которые до них в мировой практике не решал никто.
«Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?», — вспоминал генконструктор КБ «Южное» Владимир Уткин.
В итоге к 1991 году было развернуто три дивизии, состоящих из четырех полков по четыре БЖРК «Молодец» с тремя пусковыми установками в каждом. При этом каждая ракета с 10 боеголовками по 500 килотонн могла поразить целое европейское государство. Вкупе со способностью этих составов, замаскированных под обычные товарняки, затеряться на бескрайних просторах России (комплекс мог преодолевать по 1000 км в сутки), БЖДРК стали настоящим ночным кошмаром для НАТО. Из-за своей секретности и незаметности БЖРК имел условное обозначение на железных дорогах СССР и России «поезд номер ноль». Именно поэтому в рамках договора СНВ-2 американцы настояли на уничтожении этих систем, что и было сделано. Лишь два состава были переданы в музеи.
Возвращение «поезда-призрака»
Вновь заговорили о возможном возвращении БЖРК в строй в 2011 году, в рамках возможного ответа на американскую стратегию «Глобального мгновенного удара». В 2013 замминистра обороны Юрий Борисов, курирующий вопросы вооружения, заявил о возобновлении работ по созданию таких систем. Разработку поручили Московскому институту теплотехники, который занимался созданием комплексов «Тополь», «Ярс» и «Булава». Тогда же было заявлено, что новые БЖРК будут создаваться на принципиально новой технологической основе. Из-за особой секретности этого перспективного оружия открытой информации по нему крайне мало, однако известно, что БЖРК «Баргузин» будет нести шесть ракет (вместо трех в советском БЖРК «Молодец») и будет иметь один тепловоз, вместо трех, что сделает его вовсе неотличимым от тысяч товарных составов, ежедневно курсирующих по территории нашей страны.
|