Александр Чепуренко Наибольшую
склонность к занятию бизнесом проявляют отнюдь не москвичи Хорошо известно,
что в области частного предпринимательства показатели России очень скромные.
Предпринимателей у нас в составе населения меньше, чем в странах с сопоставимым
уровнем социально-экономического развития, да и вклад частного сектора в
создание рабочих мест, прирост ВВП и другие значимые показатели не очень велик.
Например, доля взрослого населения, вовлеченного в предпринимательскую
деятельность, составляет в нашей стране около 5%. Притом что для стран, которые, как и Россия,
по классификации Всемирного экономического форума, относятся к группе стран с
«экономикой, основанной на стремлении к повышению эффективности», средний
уровень предпринимательской активности 14%, в том числе в странах Центральной и
Восточной Европы он составляет от 6,3% в Венгрии до 14,2% в Словакии. Но оказывается, не только средний по России
уровень предпринимательской активности невысок, существуют еще и очень большие
различия по уровню развития предпринимательства между российскими регионами. Об этом говорят результаты изучения деловой
активности населения в регионах России, которые получены лабораторией
исследований предпринимательства НИУ ВШЭ в 2011-2012 гг. Так, выяснилось, что
разброс уровней активности по регионам — от 1,2% в Карелии до 10% в Дагестане.
Причем подавляющее большинство областей, краев и республик демонстрирует
уровень предпринимательской активности ниже среднего и лишь 11 регионов —
уровень от 5,5% до 10%. Примечательно, что не только численность, но
и состав занятого в бизнесе населения весьма различен от региона к региону. В
научной литературе есть понятие «пирамида предпринимательского потенциала».
Речь идет о том, что в любом обществе всегда есть какая-то часть лиц, которые
только раздумывают, начинать ли новый бизнес, есть также кто-то, кто его только
недавно начал (их называют нарождающимися предпринимателями), есть, далее,
владельцы нового бизнеса (который уже дает регулярный доход, но пока в основном
используемый, чтобы вернуть долги, кредиты и т. п.), и наконец, владельцы
устоявшегося бизнеса — люди, чей бизнес не только работает, но и приносит
прибыль своим владельцам. Понятно, что для устойчивости и нормального воспроизводства
эта пирамида должна стоять на широком и прочном основании и несколько сужаться
кверху, от одной группы предпринимательски активного населения к другой. Но в
России все не так просто! Лишь в 15 субъектах Федерации, по данным за
2011 г., эта пирамида имела более или менее канонический вид, свидетельствующий
о благоприятном соотношении между различными группами предпринимателей. Зато в
подавляющем большинстве остальных регионов пирамида мутировала в ромб (17
российских субъектов), гриб с тонкой ножкой и широкой шляпкой (7 регионов),
песочные часы с утоньшением с средней части (17 регионов) и даже
перевернутую пирамиду (13 субъектов). Все эти российские территории, в общем,
характеризуются не вполне (ромб, песочные часы) или крайне неблагоприятной (гриб)
структурой предпринимательской активности: во многих российских областях, краях
и республиках — в силу разных причин — нарушен или так и не сложился нормальный
процесс преемственности, когда по мере старения и выбраковки бизнесов на смену
им могут прийти новые предпринимательские фирмы. Просто недостаточно желающих и
готовых заниматься бизнесом. Это значит, что процесс развития
предпринимательства в большинстве российских регионов не имеет устойчивого
характера. Немаловажно и то, какие побуждения толкают
людей в бизнес: стремление к независимости и желание реализовать свой
творческий потенциал, рациональный расчет на преуспеяние или отчаяние от
невозможности прокормить собственную семью. За различием между так называемым
добровольным и вынужденным предпринимательством стоят разные типичные
«портреты» предпринимателей — с разным профессиональным и жизненным опытом,
возможностями и устремлениями. Одни чаще создают
растущие фирмы и рабочие места, другие более склонны ограничиваться мелким
бизнесом, который зачастую ведется на неформальных началах, или самозанятостью. Существуют и другие индикаторы, которые
помогают оценить предпринимательский потенциал региона, — субъективная
самооценка (уровень склонности к предпринимательству, уровень боязни неудачи,
наличие предпринимательских способностей), а также восприятие местных условий
для развития бизнеса. Рассчитанный на их основе интегральный рейтинг российских
регионов по уровню предпринимательского потенциала (см. таблицу)
позволяет разделить все российские регионы на три группы: с низким (1 группа),
средним (2 группа) и высоким предпринимательским потенциалом (3 группа). В этом рейтинге много
неожиданного. Например, Москва, Московская и Калужская области, где, как
принято считать, по российским меркам «все в шоколаде», оказались в первой
группе, только в середине — динамичный Татарстан и, наоборот, никогда не
«светившиеся» среди регионов-лидеров Тамбовская или Курская области — наверху. Далее, среди регионов 1-й группы много тех,
которые по уровню предпринимательской активности были в числе лидеров. Это
означает, что в основном эта активность носит вынужденный характер, не связана
с созданием высокоэффективных бизнесов и не влияет сколько-нибудь серьезно на
общую социально-экономическую ситуацию в данном регионе. Конечно, рейтинг этот имеет пилотный характер
— только расчеты за ряд лет могут позволить исключить влияние случайных
факторов, а дополнительные экспертные оценки — помочь рассчитать удельные веса
различных используемых для анализа индикаторов. Но совершенно очевидно главное:
на громадных российских просторах существуют разные типы регионов, для которых
требуется совсем разная политика
в отношении предпринимательства. Где-то нужно начинать с азов (способствуя
накоплению знаний, необходимых для успешного предпринимательского старта, и
поддерживая создание и развитие микрофинансовых организаций), где-то созрели
предпосылки для применения более серьезного набора инструментов (бизнес-инкубаторы,
вовлечение малого бизнеса в госзакупки и т. п.), а в каких-то регионах следует
сосредоточиться на поддержке бизнес-ангелов и бурно растущих средних по размеру
фирм (через подготовку необходимых для них кадров и стимулирование НИОКР в местных
вузах, проводимых в интересах этих фирм), чтобы помочь им стать региональными
локомотивами. Правда, для проведения такой политики нужна
реальная заинтересованность со стороны не только сильного, но и «умного»
государства. http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/233901-raznaya-rossiya-v-kakih-regionah-biznesu-horosho