km.ru На русские деньги в Чечне снимают антирусское кино
Александр Романов 23 февраля 2014 года
выйдет первый художественный фильм, снятый в республике Знаете ли вы, что Чечня (да-да, та самая, что
имеет какие-то совершенно невообразимые долги за газ и вообще является одним из
самых дотационных регионов РФ) стала снимать кино? Не знаете? Ну так знайте. 23 февраля 2014 года на экраны выйдет первый
художественный фильм (рабочее название – «Пепел»), снятый в республике. Его
производством занимается недавно созданная местная кинокомпания «Грозный-фильм»
имени шейха Мансура. Лента повествует о выселении чеченцев в казахстанские
степи в феврале 1944 года, и, как нетрудно подсчитать, ее выход приурочен к
70-й годовщине этого события. Ну а то, что во всей России в этот день
отмечается еще и День защитника Отечества, видимо, по мысли авторов, должно
придать этой премьере определенную «пикантность». Казалось бы, ничего особенного, кино и кино.
Ну, разве что снимается в непривычном месте и на непривычную тему. Но, судя по
фотографиям, выложенным в блоге известного публициста Игоря Пыхалова, кино
получается отчетливо антисоветским. Пародийные
фигуры садистов-энкавэдэшников, исторически недоказанные сведения об уничтожении
во время депортации тех жителей горных селений, которых было затруднительно
доставить к железнодорожным станциям из-за снегопадов и бездорожья, и, наконец,
финальная сцена фильма, где советские солдаты заживо сжигают в конюшне селения
Хайбах стариков, женщин и детей (а на сарае при этом висит здоровенный лозунг
«Всё для фронта, всё для победы»), наталкивают на невеселые размышления. Во-первых,
памятник женщинам, убивших русских солдат в XIX веке, в Чечне уже есть. Именно
его появление, напомним, недавно спровоцировало резонансную драку между двумя
депутатами-единороссами... Теперь будет и фильм о русских (советских) солдатах,
будто бы убивавших чеченских женщин и детей. Во-вторых, где-то это уже показывали. Ну, не
это, так похожее. И – точно, в памяти всплывает фильм «Иди и смотри», где
немецкие каратели вытворяют то же самое с белорусским селом: сжигают жителей
заживо. А где еще наши солдаты изображены тупыми, злобными и неуклюжими
чудовищами? Да в фильме «Рэмбо-2», где мужественные афганцы отчаянно борются за
свободу (как они ею потом распорядились, мы уже знаем: выращивают и продают
наркотики, а также создают проблемы всему миру), а супергерой Сильвестра
Сталлоне им помогает. Надо полагать, Сталлоне сейчас очень стыдно за тот фильм,
поскольку он никогда не приезжал в Россию. Шварценеггер бывал много раз, а
Сталлоне – нет. С чего бы это? Чеченский фильм также имеет нити, тянущиеся в
Голливуд. Главным продюсером проекта и автором сценария выступил Султан
Заурбеков – чеченец, живущий и работающий в Голливуде, член Гильдии
киносценаристов США. В 1996 году он окончил киношколу в Лос-Анджелесе и там же
в 1997 году успешно завершил учебу в киноакадемии. С другой стороны, большую
помощь киношникам оказывает Министерство Чеченской Республики по национальной
политике, печати и информации во главе с Муратом Тагиевым. Не осталось в
стороне и министерство культуры республики во главе с Дикалу Музакаевым. Ну а кто дает деньги министерствам глубоко
дотационной Чеченской Республики, упоминать, думается, излишне. Аллах, конечно,
как однажды заметил глава этого административно-территориального образования
Рамзан Кадыров. Картина получается малобюджетной, но громкой:
ее заявят на Берлинский кинофестиваль 2014 года. Кроме того, есть
договоренности с известными мировыми киностудиями, которые выпустят фильм в
прокат в Европе и США. Конечно, как же не воспользоваться таким
поводом и не показать зверства советских солдат по отношению к малым народам
своей страны? Надо лишний раз лягнуть Россию, грех упускать такой шанс. При
этом никого не будет интересовать, что у тех, безусловно, трагических событий
была своя предыстория и депортация возникла не просто так, не на пустом, как
говорят некоторые историки, месте. Более того, что касается данного конкретного
события – массового убийства жителей горного аула Хайбах сотрудниками НКВД, то
историки вообще сомневаются, что оно имело место на самом деле. В качестве
документов по теме Хайбаха фигурирует только некий «рапорт полковника
Гвишиани», содержащий следующий текст: «Совершенно секретно. Наркому внутренних
дел СССР тов. Л.П. Берии. Только для Ваших глаз. Ввиду нетранспортабельности и
с целью неукоснительного выполнения в срок операции «Горы» вынужден был
ликвидировать более 700 жителей в местечке Хайбах. Полковник Гвишиани». Скептически настроенные авторы, пишет Никита
Мендкович, вполне резонно указывают на то, что в тексте этого якобы документа
допущен ряд грубых фактических ошибок. Ну, например: операция по депортации
чеченцев и ингушей называлась на самом деле «Чечевица», а не «Горы»; населенные
пункты в Чечне никогда не именовались в документах «местечками» – только
«селами» или «аулами»; выражение «только для Ваших глаз» – вообще нонсенс для
советских секретных документов: оно скорее похоже на кальку с используемого в
США грифа «For your eyes only»... Есть еще некоторые детали, но и этого
достаточно, чтобы усомниться в подлинности и документа, и самого факта жестокой
расправы. Впрочем, в задачи авторов фильма явно не
входило хоть какое-то следование историческим фактам. Этот фильм – явная
агитка, и именно как агитка он и задумывался. «Это не просто фильм,
художественный, документальный или исторический… Это в первую очередь еще одна
громкая победа высшего разума, историческая дань справедливости... Эхо тех лет,
как символ силы духа маленького народа, будет жить в сердцах юных горцев,
которые благодаря таким картинам будут чтить память предков, достойных того,
чтобы о них знали и помнили, несмотря на новое время и полвека прожитого
после», – пафосно завершила свой репортаж с пресс-конференции создателей фильма
журналист Замина Каштарова. Заодно и проговорилась, для чего, собственно,
картина снимается... Теперь давайте представим, какие еще фильмы
могут появиться вслед за этим. В Татарстане вполне могут снять кино о том, как
войска Ивана Грозного штурмовали Казань и лютовали затем в покоренном городе. В
интернете можно даже встретить версию, что поговорка «сирота казанская»
восходит именно к тому периоду: родителей порезали, а дети остались. Следом могут потянуться другие малые народы,
которые чувствуют себя чем-то обиженными центральной властью – прошлой или
нынешней. Потом инициатива опять перейдет к ЧР, в которой могут захотеть
запечатлеть на экране события двух последних военных кампаний – со своей точки
зрения, конечно. А Москва будет давать на это деньги и покорно смотреть, как
фильмы разлетаются по мировым фестивалям и прокатам... Вот где торжество толерантности похлестче
европейского! Баскам в Испании ничего подобного снимать не дают, курдам в
Турции – тоже, да и ИРА в Северной Ирландии о собственных киношедеврах пока не
мечтает. Россия же в этом плане опять будет впереди планеты всей. Интересно, какой окажется прокатная судьба
чеченского «Пепла» внутри нашей страны? Источник
http://www.km.ru/v-rossii/2013/12/19/istoriya-khkh-veka/728248-na-russkie-dengi-v-chechne-snimayut-antirusskoe-kino
|