hvylya.net Сергей Дацюк: Какой должна быть политика Украины к Донбассу и Крыму после Минских соглашений
Сергей Дацюк
Неэффективность Минских соглашений для установления мира в ближайшей перспективе требует рефлексии в более масштабных измерениях, нежели отношения Украины и ДНР-ЛНР с участием Европы и России.
Основные геополитические игроки — США и Россия — решают свои проблемы на территории Украины. Именно в таком понимании происходит анализ в статье National Interest «The Agreement That Will Save Ukraine» («Соглашение, которое спасет Украину»).
Запад предоставляет Украине прямую финансовую помощь, поставляет ей все более летальное вооружение, различные средства для обеспечения процесса ведения войны, предоставляет инструкторов для обучения, а также осуществляет помощь в стратегических консультациях и действиях, включая санкции в отношении России.
В то же время Россия непосредственно управляет ситуацией в ДНР-ЛНР в военной сфере через своих военных специалистов, финансирует ДНР-ЛНР относительно процесса войны, поставляет им оружие и живую силу, ведет информационную войну против Украины во всем мире, осуществляет коррупционное давление на западных политиков и проводит политическое сопровождение своей политики в международных структурах.
Украина сопротивляется российской агрессии с переменным успехом. Явное стратегическое преимущество Украины состоит в том, что она добилась закрытия Россией проекта «Новороссия». Однако ДНР и ЛНР в рамках «Минских соглашений» не могут быть интегрированы вовнутрь Украины как комплементарные части ее государства. Любой вариант интеграции ДНР-ЛНР в Украину, на котором будет настаивать Россия, приведет к экстраполяции хаоса и терроризма ДНР-ЛНР на остальные территории Украины, к сохранению российской пропаганды на территории ДНР-ЛНР и поддержанию враждебности жителей этих территории по отношению к украинцам, к затрате огромных ресурсов Украиной на восстановление этих территорий без наименьшей перспективы получить благодарность или признательность со стороны жителей.
Авторы упомянутой статьи считают, что продолжение такой ситуации приведет лишь к еще большему разрушению Украины без какой бы то ни было возможности решить проблему в ближайшем будущем. Чтобы проблема ДНР-ЛНР была решена, необходим рамочный договор США и России, а не «Минские соглашения». Предполагается, что «Минские соглашения» это соглашения не тех субъектов, которые действительно ведут войну на территории Украины. «Минские соглашения» это соглашения исполнителей и посредников, в то время, как нужны соглашения субъектов — США и России. В то же время «Минские соглашения» устраивали Украину, пока у нее не было боеспособной армии — эти соглашения позволяли морочить голову России и давать возможность проявить себя европейским политикам. Теперь все больше людей в мире осознают, что необходимы другие соглашения, другого уровня, более масштабного. К этому же постепенно склоняется и Украина.
Понятно, что большой стратегический договор между США и Россией это их дело. Но в этом смысле возникает вопрос — а будет ли вообще Украина приглашена к стратегическому разговору между США и Россией по поводу Крыма и ДНР-ЛНР? Или Украину поставят перед фактом и условиями заключенных соглашений, где статус ДНР-ЛНР и Крыма уже будет определен так, что Украине останется лишь согласиться?
Чтобы этого не произошло, Украина должна превентивно сформировать и жестко отстаивать выгодные для нее условия интеграции ДНР-ЛНР и Крыма в состав Украины.
ДНР-ЛНР могут вернуться в состав Украины лишь на следующих весьма жестких условиях:
1) Полный информационный контроль СМИ ДНР-ЛНР со стороны Украины;
2) Полный контроль Украиной российско-украинской границы;
3) Разрыв всех крупных экономических контактов между предприятиями ДНР-ЛНР и Россией с последующей переориентацией этих контактов на Украину и Европу;
4) Избавление ДНР-ЛНР от российского вооружения, которое используется сепаратистами (возвращение в Россию или присвоение Украиной в виде трофеев);
5) Предоставление возможности всем участвовавшим в войне на территории ДНР-ЛНР эмигрировать в Россию или арест их на территории Украины с проведением их через фильтрационные лагеря для расследования их участия в военных преступлениях;
6) никаких выборов до проведения процесса дезомбирования населения хотя бы на протяжении года;
7) лишь затем проведение выборов в местные органы власти;
8) никакого особого статуса ДНР-ЛНР в составе Украины, они возвращаются на общих правах в контексте новой Конституции, причем с поражением в правах всех лиц, поддерживающих и/или оправдывающих военные преступления российско-террористических формирований, всех лиц, с контролем СБУ всех нелояльных к украинской власти;
9) жесткая украинская культурная политика на всей территории ДНР-ЛНР, включающая изучение украинского языка, преподавание украинской истории, формирование у детей украинских ценностей;
10) мощная антиимперская пропаганда на территории ДНР-ЛНР, а также установление управляемой Украиной и дозированного доступа жителей ДНР-ЛНР к русской культуре; 11) требование миллиардных репараций от России за разрушение ДНР-ЛНР.
Это те условия, на которых Украина готова принять ДНР-ЛНР в состав своего государства. Возвращение ДНР-ЛНР в Украину с нарушением хотя бы с одного из этих условий неизбежно приведет к политической смерти политика или политиков, это допустивших. Если это произойдет путем политической манипуляции украинского общества со стороны украинской власти (установление тайных соглашений, либо же соглашений, в которых эти условиях не прописаны жестко и ясно), то следует ожидать Антидонбасского Майдана.
Сегодня украинцы резко отрицательно настроены к ДНР-ЛНР и к тем ее жителям, которые лояльно относились и относятся к России, с сепаратистам, к их военным преступлениям. Жителям ДНР-ЛНР после возвращения в Украину нужно будет долгие годы доказывать свою лояльность к Украине. Поражение в правах на долгие годы в Украине — вот судьба Донбасса.
В отношении Крыма позиция Украины должна быть столь же жесткой.
1) Никакие соглашения по Крыму не могут быть заключены без присутствия Украины;
2) Крым возвращается в состав Украины полностью без какого бы то ни было протектората России над его частями или частью;
3) все российские вооружения выводятся из Крыма на территорию России;
4) Севастополь перестает быть базой российского флота;
5) русскоязычным жителям Крыма предоставляется право свободной эмиграции в Россию на протяжении 5 лет;
6) после этого в отношении оставшихся жителей Крыма должна проводится политика жесткой ассимиляции в Украину;
7) русские учебные заведения прекращают в Крыму свое существование;
8) жесткая украинская культурная политика Украины на всей территории Крыма, включающая изучение украинского языка, преподавание украинской истории, формирование у детей украинских ценностей;
9) мощная антиимперская пропаганда на территории Крыма, а также установление управляемой Украиной и дозированного доступа жителей Крыма к русской культуре;
10) предоставление крымско-татарскому народу широчайшей автономии на территории Крыма в составе Украины;
11) требование миллиардных репараций от России за аннексию Крыма.
Именно такие условия Украине необходимо выдвигать внутри мирного процесса, который может начаться после крушения мира, связанного с «Минскими соглашениями». Эти условия исходят из двух важных изменений в отношениях между Украиной и Россией.
1. Украина и Россия не являются больше братскими народами, доверие между государствами и между народами утрачено надолго, дружба между Украиной и Россией в ближайшем будущем невозможна.
2. В отношении России Украина должна жестко преследовать исключительно свои культурные интересы без какого бы то ни было компромисса. Иначе говоря, равноправное сотрудничество российской и украинской культур в ближайшем будущем невозможно.
3. Пока в России доминирует имперское сознание, долгосрочный и жесткий разрыв экономических, политических, социальных и культурных отношений Украины с Россией является неминуемым. Постколониальный процесс Украины в отношении России будет проходить тем успешнее и быстрее, чем более жесткой будет антиимперская позиция Украины.
Таким образом, стратегические интересы США и Украины различаются.
США пытаются уберечь мир от ядерной войны, и в принципе их устроит договор с любой Россией, лишь бы она была прогнозируемой и сохраняла хотя бы видимые отношения с Западом.
Для Украины имперская Россия представляет угрозу самому ее существованию. В этом смысле Украина пытается сохранить не только весь мир, но и свое существование в этом мире.
Именно поэтому позиция Украины должна быть жестче, нежели позиция США, — Россия должна перестать быть империей. Любое соглашение относительно Крыма и ДНР-ЛНР, предполагающее продолжение имперской политики России, для Украины принципиально неприемлемо.
Источник |