Райский остров
Ирина Лебедева
Кипр. Кто-то считает его райским островом. Кто-то таинственным островом. И правда! Когда-то, очень-очень давно там из волн вышла Афродита. Почему именно Кипр был избран для этой цели? Загадка. Но до сих пор посещающие остров туристы ищут на пляже галечку в форме сердечка и утаскивают её с собой, домой. Хотя, они прекрасно знают, что под покровом темноты эту галечку по-тихоньку привозят на грузовиках и рассыпают на пляже местные муниципальные службы. Да, загадка. Там, в годах расположен монастырь Киккос, а в нем одна из главных святынь Кипра, уникум и Загадка, икона Богоматери Киккской. Считают, что икону Богоматери Киккской для христиан Египта написал евангелист Лука, художник по профессии, еще при жизни Девы. Замечу, что Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую.
Но вернемся домой, в Россию. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывает нам загадочный и таинственный Кипр. Фундаментальная выставка "Искусство древнего Кипра". В экспозиции представлено более 350 памятников – главным образом расписные вазы, скульптура и терракотовые фигуры III тыс. до н. э - начала эпохи эллинизма.
О ней рассказывают и М.Д. Лошак, директор музея, и Л.И. Акимова, куратор выставки, и реставраторы мастерских реставрации керамики и каменной скульптуры ГМИИ им. А.С. Пушкина, которые в течение последних четырех лет в полном составе работали исключительно с кипрской коллекцией, проводили технико-технологические исследования, позволившие определить состав глины и красок кипрской росписи, выработать оптимальные методы консервации памятников, использовали целый ряд современных технологий, таких как методы очистки поверхности, применение специальных составов для укрепления керамики.
Итак. Собрание кипрского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина является самым крупным в России и насчитывает около 900 предметов. Оно было сформировано из трех частных коллекций, две из которых XIX века - археолога А.С. Уварова (сына тогдашнего министра народного просвещения, учредителя Уваровских премий при Академии наук, главы Московского археологического общества) и выдающегося русского востоковеда В. С. Голенищева ( из купцов, сотрудника Эрмитажа, путешественника, основателя и главы кафедры египтологии в Каирском университете), и третья коллекция XX века – П.К. Ермошина, первого советского посла на Кипре. Другая часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в Музей в 1945 году. Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении. Среди них – ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850–1917) в Идалионе, Лимнити и Китионе. Некоторые из них представлены в нынешней экспозиции. Это целый комплекс фигур адорантов (от лат. adorator – «обожатель», «поклонник» – фигура человека, который обращается к богу с молитвой или даром) и редкие изображения богов. В этой же коллекции имеются вещи, которые были найдены одним из первых ученых-коллекционеров кипрских древностей в Европе Людвигом Россом (1806-1859)и знаменитым археологом-любителем – консулом Соединенных Штатов на Кипре, генералом Луиджи Пальмой ди Чеснола (1832-1904).
Культура древнего Кипра связана с особенностями географического положения и исторического развития. Находясь на перекрестье морских путей, Кипр - "остров посреди Западного моря", так называли Кипр ассирийцы, развивался в тесном контакте с соседними народами Передней и Малой Азии, Египта и Эгеиды, что не могло не отразиться на его искусстве.
Один из разделов выставки - кипрские вазы. Простые, лаконичные формы, с яркой красной облицовкой. Но есть и оригинальные сосуды: с прикрепленными к ним отдельными фигурками – налепами-атташами.
Вторым крупным разделом выставки является скульптура, которая появляется на Кипре в эпоху архаики.
Кипрская скульптура становится неотъемлемой частью местных священных участков – теменосов. В VII-VI в. в. до н.э. на острове активно шел процесс реконструкции старых и строительства новых святилищ. Всего их обнаружено более 300. Святилища Идалиона и других поселений заполнялись посвятительными дарами, так называемыми вотивами. Основным видом вотивных даров стали пластические изображения богов и адорантов. Это могли быть, например, фигуры музыкантов, играющих на двойных флейтах-авлосах, лирах и тамбуринах.
Еще одна форма искусства древнего Кипра - рельефы, украшавшие погребальные саркофаги и надгробные плиты. Их главной темой стал ритуальный пир - симпосий с обязательным участием супружеской пары. В экспозиции можно увидеть один из лучших памятников этого времени – надгробную плиту супругов, увенчанную фигурой льва.
Кипрские древности, столь непохожие на древнегреческие, получили должную оценку в европейской науке лишь в последние десятилетия. В «грубой работе» и «беспомощном стиле» кипрского искусства нашла выражение особая мировоззренческая система, отличная от классической древности.
С начала 1980-х в крупных музеях мира (Метрополитене, Лувре, Средиземноморском музее в Стокгольме и других городах) благодаря усилиям современного киприолога, профессора Вассоса Карагеоргиса были открыты «Кипрские галереи». Замечательные произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, представленные на выставке, знакомят зрителей с самобытным искусством Кипра, открывают новую страницу в изучении культуры, выступающей для Нового времени связующим звеном между древним и Востоком и Западом.
Выставку можно посетить до 11 января 2015 г. Не пропустите!
Ирина Лебедева "СМИ и Бизнес"
|