Svom.info Священство выше царства? О филологической стороне
проблемы (Россия, XX—XXI века)
Михаил БАБКИН
С точки зрения
историко-богословской проблемы «священства-царства» взаимоотношения Русской
православной церкви (РПЦ) и верховной власти (в устоявшейся, но не вполне
корректной формулировке «взаимоотношения церкви и государства») весьма подробно
изучены применительно к допетровской России, к царствованиям Петра I и Екатерины
II. В основном эти исследования выполнены ранее 1917 года. В последнее же время
появились работы аналогичного плана, в которых в соответствующем ключе
рассматриваются судьбоносные для нашей страны события начала XX века.
Основной
вопрос проблемы «священства-царства» — что выше и главнее: царская или
иерархическая власть? Он обусловлен в свою очередь следующим рассуждением.
Поскольку Господь Иисус Христос есть и Великий Царь, и Великий Архиерей («Царь
царем и Архиерей архиереям»), то кого на земле (в мире дольнем) считать Его
«живым образом», земной «иконой Его первообраза»: царя или патриарха? У кого из
них выше сакральный статус? Кто из них есть истинный помазанник Божий? Кто
является пр«Основной вопрос» нашел отражение в установившихся традициях
правописания. В современной общепринятой практике орфографическое «решение» его
по не вполне понятной причине оформилось в пользу священства. Так, государство
и церковь как институты практически всегда пишутся неравнозначно: первое слово
пишется со строчной буквы, а второе — с прописной, как будто бы Церковь
(церковь) стоит «над» государством, «главнее» и «выше» его. Временное
правительство и Государственная дума в историографии удостаиваются одной
прописной буквы, Святейший Синод и Поместный Собор — двух. То же относится и к
названиям «Российская империя» и «Православная Церковь». Высший Церковный Совет
пишется с тремя прописными буквами, а Совет народных комиссаров — зачастую с одной.
Слово «Патриарх» и в обиходном упоминании, и как титулование пишется, как
правило (особенно в трудах церковных историков), с прописной буквы, а
император, царь, самодержец — всегда со строчной. В работах некоторых авторов
даже «Патриаршество» значится с заглавной буквы. Вместе с тем написание
«царства» (в смысле царства земного) кроме как со строчной — на страницах и
светских, и церковных научных изданий автору настоящей статьи не
встречалось ни разу.
Еще
примеры из множества «несоответствий» подобного рода. В «Православной
энциклопедии» перво-иерарх РПЦ до учреждения в России патриаршества (митрополит
сначала Киевский, потом Владимирский, затем Московский) именуется Главой (в
источнике — слово с прописной буквы) Русской церкви (и это при том, что до 1589
года Русская митрополия составляла лишь часть Константинопольского
патриархата). После же учреждения в России института патриаршества московский
Патриарх (в энциклопедии — с прописной буквы) называется «церковным Главой
православного мира»(!).
При
этом до падения Византийской империи византийский император (в источнике слово
— со строчной) именуется «главой христианского мира» (здесь «главой» — уже со
строчной). Таким образом, на одной и той же странице современного церковного
многотомного энциклопедического издания Патриархи именуются Главами, а
императоры — главами..: первым усваивается две прописных буквы, а вторым — ни
одной.
Стоит
назвать любого епископа (и тем более патриарха) просто по имени — это
церковными кругами сразу расценивается если и не хулой, то показателем крайнего
непочтения к архиерейскому сану. Но при этом представители этих же кругов
«ничтоже сумняшеся» упоминают императоров без всяких титулований, например:
Петром, Николаем II. И это не считается ни каким-либо оскорблением, ни проявлением
непочтения к монарху. То есть получается, что архиерейский чин, дескать,
несопоставимо выше(?) царского: иерархов упоминать следует только с
титулованиями, а царей можно и «по-панибратски»?
На
наш взгляд, вышеприведенные примеры являются своеобразными показателями до сих
пор продолжающейся борьбы (более уже «в теории») между харизматическими
властями о первенстве друг над другом. И если судить по написанию начальных
букв «конфликтных» слов, то четко прослеживается определенная тенденция. Ее
можно сформулировать приблизительно так: по мнению церковных авторов (весьма,
заметим, дискуссионному), «чин Патриарший выше и царского, и императорского»
или, что то же самое — «Священство выше царства».
Вместе
с тем в современном русском языке четко установлены орфографические нормы
применения прописных и строчных букв. Согласно им, «Церковь» как Божественное
учреждение пишется с прописной; «церковь» же как храм (или собор) — со
строчной. С одной прописной значатся «Русская православная церковь» (как
религиозная организация), «Российская империя», «Российское государство»,
«Архиерейский собор», «Поместный собор», «Государственная дума», «Святейший
синод», «Священый синод», «Московская патриархия» (некоторые из них в краткой
форме — Дума, Синод, Патриархия). Официальные титулования — «Государь
Император», «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», «Глава государства
(или правительства)» (но «глава администрации»), а обиходные — император,
патриарх. И т. д.
Далее читать
источник http://www.svom.info/entry/213-svyashenstvo-vyshe-carstva-o-filologicheskoj-storo/
|