День
православного Востока Святись,
святись, Великий день, Разлей свой
благовест широко И всю Россию
им одень! - Именно так
видел этот день русский поэт Ф.И. Тютчев В Евангельском
послании святого Апостола Павла сказано, что Иисус послан был в мир, "дабы Ему,
по благодати Божией, вкусить смерть за всех” , "И избавить тех, которые от
страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” ; "Посему ты уже не раб,
но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа” . Событием
Христова Воскресения утверждается ценность и достоинство человека, который уже
не является узником и рабом собственного тела, но наоборот – вмещает в себя всё
мироздание. В Богочеловечестве Христа сквозь телесное естество сияет неизреченный
Божественный Свет: "Одеялся светом, яко ризою, наг на суде стояще и в ланиту
ударения принят от рук, их же созда”. И
сказал апостол Павел: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша”. Поэтому праздник в честь Воскресения Христа стал первым,
древнейшим христианским праздником. Его
справляли еще при жизни апостолов, и он получил название Пасхи. Христианская
Пасха, Светлое Христово Воскресение стала Великим праздником в честь спасения
не одного народа, а всего рода людского от рабства греха и плена смерти.Праздник
праздников, торжество торжеств - называет ее Церковь. Празднование
продолжается не только в храме, но и в домах верующих и включает в себя
пасхальную трапезу: освященные накануне в церкви крашеные яйца, куличи, творожную
пасху. Традиция такой трапезы очень древняя и имеет глубокую связь со смыслом
самого праздника. Образом новозаветной праздничной трапезы — бескровной и
сладкой — стала творожная или сырная пасха. Обязательно поставленном на
дрожжах, так как учение Христа дало миру новую закваску, стал пасхальный хлеб —
кулич. Он также должен быть медово-сладкимс добавлением пряностей и ароматов,не имеет в себе ни капли горечи. Праздник
Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из
мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас
утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он
чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем
причащении. Это "Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб,
сшедший с небес» , дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть
возвещали, Его воскресение исповедовали." После этого уместно и
разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за
богослужением. Главное
в праздничном мироощущении – освобождение, спасение человечества, преодоление
смерти, утверждение и обновление жизни, а также идеи единения и сплочения,
братства людей как детей общего Отца Небесного. Н.В.
Гоголь наиболее точно выразил национально-русский смысл православной Пасхи:
"Отчего же одному русскому ещё кажется, что праздник этот празднуется как
следуетв одной его земле?раздаются слова: "Христос воскрес!” – и
поцелуй, и всякий раз также торжественно выступает святая полночь, и гулы
всезвонных колоколов гудят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас!где будят, там и разбудят. Не умирают те
обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духеесть уже начало братства Христова в самой
нашей славянской природе, и побратание людей было у нас родней даже и кровного
братства”. "Есть,
наконец, у нас отвага, никому не сродная, и если предстанет нам всем
какое-нибудь дело, решительно невозможное ни для какого другого народа, хотя бы
даже, например, сбросить с себя вдруг и разом все недостатки наши, всё
позорящее высокую природу человека, то с болью собственного тела, не пожалев
себя, как в двенадцатом году, не пожалев имуществ, жгли домы свои и земные
достатки, так рванётся у нас всё сбрасывать с себя позорящее и пятнающее нас,
ни одна душа не отстанет от другой, и в такие минуты всякие ссоры, ненависти,
вражды – все бывает позабыто, брат повиснет на груди у брата, и вся Россия –
один человек”. Наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки в Светлый день Пасхи старались поставить на
стол все самое вкусное, а дом украсить необычно и торжественно. И, кроме
пасхальных яиц, традиционно одаривали друг друга и милыми открыточками, в
которых записывали все самые-самые добрые пожелания. Хочу
продолжить традицию и пожелать чтобы жизненый путь был светлым и надежным, и
Господь своей любовью защитит от бед и напастей, благословит здоровьем по своей
милости и воле. И пусть Пасха станет в этот раз отсчётом новой, светлой жизни. Проходят
века,открываются новые земли,
появляются новые идеи. И только мы, русские, остаемся по-прежнему щедрыми в
чувствах своих, доброжелательными, с Верой, с Надеждою и с Любовью .