inopressa.ru Существует ли стратегический альянс между Россией и Ватиканом?
Москва и Святой престол выступают в различных международных организациях за моральные ценности и в защиту христиан на Востоке, но у сближения между ними существуют пределы, пишет Изабель Лассер в газете Le Figaro.
"В ОБСЕ среди лучших союзников России вовсе не Белоруссия или Азербайджан, а Ватикан, - утверждает журналистка. - Их последней по времени совместной акцией стала инициатива по противодействию принятию документа о равенстве между полами. Предоставляя права представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, Запад вызывает психоз у русских и Ватикана".
Автор статьи пишет, что Москва хотела бы вовлечь Рим в борьбу против европейского атеизма. При этом восстановление позиций Католической церкви на бывшем советском пространстве, прежде всего на Украине, привело к возникновению напряженности в отношениях между Москвой и Римом. Но с тех пор, как Владимир Путин встретился с Папой в ноябре 2013 года, и после исторической встречи в феврале 2016-го в Гаване Папы Франциска с патриархом Кириллом отношения только крепнут. В международных организациях это сближение проявляется, когда речь заходит о моральных ценностях и вопросах, связанных с меньшинствами, отмечает обозреватель. Папа Франциск даже писал Владимиру Путину в начале сентября 2013 года о том, чтобы он постарался убедить G20, собравшуюся в Санкт-Петербурге, оставить идею о военном решении сирийского кризиса.
Москва, как продолжает журналистка, хотела бы вовлечь Рим в борьбу против европейского атеизма и "анормальных и безответственных" моделей жизни, которые, по словам Кирилла, являются опасными и апокалиптическими. Совместно они хотят защитить христиан Востока. Лассер замечает, что ни аннексия Крыма, ни российское вмешательство в украинский кризис не осуждаются Папой Франциском - он всего лишь выражает сожаление по поводу этой "войны между христианами".
Какие же цели преследует Россия? Сближение между Римом и Москвой становится залогом того, что Россия получает моральное право забыть о войне на Украине и способствовать нормализации отношений с международным сообществом. Владимир Путин и Кирилл - близкие соратники. Российский президент возрождает Святую Русь, говорится в статье. Связь с Ватиканом служит также главной цели внешней политики Путина: вновь стать великой державой.
Эксперт по России Ив Аман говорит: "Нынешняя ситуация на Ближнем Востоке позволяет Путину вновь заявить о роли России на международной арене и выступить в роли защитника христиан Востока - подобный курс проводила Екатерина II". Автор статьи добавляет, что в этом же ключе - защиты христианского наследия в Европе - следует рассматривать возведение русской православной церкви в Париже, которая будет торжественно открыта в присутствии главы Кремля в октябре. "Владимир Путин хочет позиционировать себя как наследника морали на двух фронтах. Первый - это христианство и религия в западном дехристианизированном мире", - говорит философ Михаил Ельчанинов. Второй фронт имеет отношение к расколу между православными и католиками в 1054 году.
Встретившись с Папой на Кубе, Кирилл обрел статус привилегированного собеседника глав Ватикана в православном мире, пишет корреспондент. Он обошел патриарха Константинопольского Варфоломея. Накануне июньского Вселенского православного собора весьма полезно обретение патриархатом Москвы доминирующей роли в рамках его борьбы за лидерство в православном мире, пишет Лассер.
Автор статьи отмечает, что Ватикан, со своей стороны, не прекращал попыток наладить отношения с Москвой после окончания холодной войны. "Россия становится одним из центров нового многополярного мира. Империя в стадии строительства, которой следует протянуть руку", - пишет специалист по Ватикану Констанс Колонна-Сезари. Энергетическая и военная держава в стадии обретения своего мирового статуса все больше поворачивается на Восток, привязанная к православным ценностям. Россию следует "оберегать". Сближение с Москвой имеет и дипломатические причины: Россия способна действовать в Сирии благодаря привилегированным отношениям, которые Владимир Путин наладил с Дамаском. Москва с ее правом вето в СБ ООН считается лучшим рычагом по оказанию влияния на сирийский кризис.
Папа Франциск заявил в феврале 2016 года: "Россия может многое сделать для мира во всем мире". Как и Кремль, Ватикан считает исход христиан с Востока главным вызовом. И в Риме, и в Москве уверены, что баасистские режимы Саддама Хусейна и Башара Асада всегда предоставляли политические гарантии христианским меньшинствам, то есть они меньшее зло по сравнению с исламистами, которые могут прийти им на смену. "Демократия весит меньше, чем реальная политика, основанная на христианской демографии", - полагает Колонна-Сезари.
Визит в Москву остается одним из дипломатических проектов Святого престола. Автор статьи отмечает, что встреча в Гаване состоялась только потому, что она была нужна Москве. Сближение между Москвой и Ватиканом наталкивается на различные проблемы. Ватикану присуща определенная наивность, отмечает ватиканский служитель, Россия имеет своеобразный облик. Ее величие и ее мощь вызывают уважение, но порой бывает очень сложно проявлять объективность в отношении этой великой страны. В Ватикане настаивают на том, что отношения с Москвой - "чувствительная" тема. "В России католицизм считается не традиционной, а импортируемой религией, имеющей отношение к прозелитизму", - напоминает Михаил Ельчанинов. Для Рима истинным подтверждением примирения станет согласие РПЦ на визит Папы в Москву, говорится в статье.
"То, что Путин пытается выйти из изоляции, - это нормально. Но я не вижу возможности для Ватикана дальше продвигаться к сближению, - говорится французский дипломат. - Не будем забывать, что нынешний Папа - преемник Иоанна Павла II, который способствовал крушению коммунизма. По сути, Франциск противостоит Путину. Гуманист и циник остаются антиподами".
Источник: Le Figaro
http://www.inopressa.ru/article/17May2016/lefigaro/rus_vat.html |