Школа практических
открытий
Алина Морозова Первый шаг сделан На сегодняшний день одной
из главных задач развития экономики является индустриально-инновационное
развитие страны и очевидно, что повышение конкурентоспособности российской
промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и
стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной
инфраструктуры. Для развития такой непростой
тематики в сфере инноваций нужно, в первую очередь, ее освещать, продвигать и
предлагать пути решения проблем. Первым
таким шагом стала Школа-практикум по развитию человеческого капитала
руководителей и сотрудников технопарков и бизнес-инкубаторов в Новосибирске. Чтобы
объединить лучший российский и зарубежный опыт
построения эффективной инновационной инфраструктуры, а также улучшить
взаимодействие действующих менторов и начинающих предпринимателей, Минкомсвязи
РФ совместно с корпорацией Intel на
площадке Новосибирского Академпарка организовали специальную школу, где
руководители и действующие предприниматели в течение трех дней на практических
занятиях учились искусству управления технопарками. Уникальность школы-практикума состояла в
попытке совместить обучение проектных команд и представителей технопарков. На
примере бизнес-проектов участников и выпускников Летних и Зимних школ
Академпарка менторы совершенствовали свои навыки работы со стартапами, таким
образом, весь процесс проходил в режиме практики, а не теории. Генеральный
директор центра практического изобретательства Александр Кудрявцев, человек из
эпицентра инновационного предпринимательства, также состоял в составе преподавателей школы и
охарактеризовал ее как продуктивное полезное мероприятие, которое нужно
проводить не меньше раза в год: «Эта
школа является действительно первой, где упор идет не на развитие проектов, а
на развитие инфраструктуры технопарков. Проекты здесь скорее являются проверкой техник менторов. Три прошедших года
корпорация Intel
проводила школы в различных городах России, где акцент был как раз на проектные
команды, но потом решили пригласить «инфраструктурщиков» и сделать семинар в
едином процессе. «Инфрастуктурщики» присоединяются к проектным командам и
учатся вытягивать из них знания, которые у этих команд есть, но они никак не
могут их рассказать. Таким образом, руководители технопарков опытным путем
изучают технику направления проекта в правильное русло. И тогда происходят
открытия». Любое
крупное мероприятие начинается с торжественной церемонии открытия. Школа же началась
не с тривиальных слов и затянутых речей, а с полноценной дискуссии в рамках
пленарного заседания. В нем приняли участие представители резидентов и
партнеров Академпарка, участники инновационных школ, представители институтов
поддержки и развития предпринимательства, а также Марк Шмулевич, заместитель министра связи и массовых
коммуникаций РФ. Кстати, идея создания такой Школы, которая выдвигает на первый
план развитие инфраструктуры технопарков, возникла у корпорации не так давно, в июне
этого года на экономическом форуме в Петербурге во время встречи с Минкомсвязи
РФ. В процессе бурной дискуссии на открытии Школы, директор
Некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» Андрей Шпиленко и руководитель петербуржского бизнес-инкубатора
«Ингрия» Игорь Рождественский, затронули,
казалось бы, простейший вопрос « что же такое технопарк?» и тем самым выявили
еще одну проблему - неоднозначное определение технопарка в России. «Очень часто путают понятия индустриальный
парк, техноград и технопарк. Такая
неразбериха породила нечеткое понятие технопарка и ставить точку в определении
технопарка нельзя потому, что даже на федеральном уровне никто не знает что же такое технопарк»,- отметил
господин Шпиленко. В моем понимании, технопарк
- это место, где создаются благоприятные условия для поддержки и развития малых
инновационных предприятий». «Вовлеки
меня - и я научусь» Как
и было заявлено, Школа-практикум в Новосибирске изначально нацелена на работу с
руководителями технопарков и бизнес - инкубаторов с помощью проектных команд. И
в этом процессе действительно есть смысл, ведь для каждого участника школы есть
своя выгода и польза. Для проектов – это, в первую очередь, оценка их идеи и
уже предпринятых усилий для ее реализации, для руководителей технопарков –
практика по правильной работе с командами для дальнейшего успешного развития
проекта. Например,
в рамках одного из интерактивных занятий Школы, проектные команды выступали с
3-х минутной презентацией своей идеи, затем представители технопарков и
инкубаторов формате суждения высказывали свои мысли по двум категориям, что в
проекте понравилось и какие-то замечания для дальнейшего развития проекта, но
не критика, а просто мнения. Суть такого
упражнения – показать командам понятно ли они объясняют свои мысли и идеи и
оценить шансы на успех проекта. Что
хотела получить от программы и что особенно понравилось рассказала
представитель Тюменского технопарка Олеся Калинина «О школе я узнала в Тюменском технопарке, ведь нас постоянно направляют
на образовательные программы, различные
конференции. Школа-практикум – это шанс получить и разработать образовательную
программу, это опыт общения с
представителями других технопарков. Я уже получила массу инновационных идей по
внесению новшеств в нашу работу, особенно полезным показался финский тренинг,
где предлагалось применить передвигающиеся конструкции в работе, интерактивные доски и прочее.
Любопытно посмотреть, что делают другие, может потом это поможет изобрести
что-то свое». Представитель
одной из проектных команд Юрий Котляров приехал на Школу с конкретными
намерениями и задачами: «Прежде всего, мы
ожидаем экспертизу, так как обладаем ограниченными знаниями в области продвижения и продаж продукта.
В качестве экспертов здесь собрались
очень уважаемые опытные люди, как с российским опытом, так и с международным. Нам нужно подсказать, что мы
делаем не так, ведь мы постоянно натыкаемся на неудачи. Сейчас мы в шаге от
нового поворота, когда нужно в корне менять концепцию проекта и это иногда
единственный вариант, чтобы выжить. Если нет продаж и мы никому неинтересны,
значит, мы делаем что-то не так». Золотая середина Соорганизатором,
а также основным «архитектором» программы, содержания и методологии Школы стала
корпорация Intel и
здесь возникает вопрос: где же пересечение
корпорации и развития инновационного предпринимательства? Просто ли это
поддержка международного бренда или же
что-то еще? На эти вопросы участникам Школы ответил менеджер программы Intel по
развитию инноваций и предпринимательства Николаев Алексей: «На самом деле у Intel есть уже много наработок именно в
области предпринимательства и инноваций. Например, корпоративный венчурный фонд
Intel
Capital
успешно работает в России и
одним из примеров инвестиций является новосибирская компания – Speak to it - технология распознавания голоса для
операционной системы Android. В сотрудничестве с университетом Калифорнии,
Беркли, мы разрабатываем и проводим специальные образовательные и
акселерационные программы для проектных команд, тесно работаем с ВУЗами России,
технопарками, бизнес-инкубаторами по вопросам учебных и менторских программ для
стартапов». По
мнению Николаева, инновационное
предпринимательство - это управленческая технология, имеющая свои техники,
инструменты, мотивации предпринимателей. Различные
активности и усилия тренингов по данным техникам и инструментам необязательно
всех сразу приведут к успеху, но их проведение позволяет снизить процент неудач
на ранних стадиях проектов, не тратить время и ресурсы на неперспективные темы. На
своей лекции в Школе-практикуме Алексей также объяснял и на примерах показывал
реальную разницу в предпринимательских образовательных программах. «Все зависит от типа бизнеса. Допустим,
окончив бизнес - школу, вы будете работать в крупной организации, где уже есть
продукт, известен клиент и его запросы, есть работающая бизнес-модель. Тогда MBA образование – это отличная возможность
вникнуть в уже существующие процессы и усовершенствовать их. Но совсем другое
дело, если зародилась идея и вы не знаете, какие риски у этого бизнеса, какой
продукт получится в итоге и кому вы его будете продавать. В этом случае вам
нужны не техники и инструменты совершенствования и развития существующей
бизнес-модели, а поиск своей целевой аудитории, конвертация ее явных или
латентных потребностей в функционал продукта, выявление способа его монетизации
и т.д. Т.е. вам необходима деятельность иного типа - поиск работоспособной и
масштабируемой бизнес-модели. И в этом случае программы Intel вам сильно помогут. Пройдя эти курсы,
вы опробуете свои идеи, подтвердите или опровергните гипотезы и наберетесь
опыта у успешных действующих предпринимателей». Согласно
практике калифорнийских преподавателей, MBA образования уже не хватает для
инновационного предпринимательства, поэтому Intel совместно с университетом Беркли создал
программу Т2МА (Intel Technology To Market Accelerator@UC Berkeley). По мнению
Алексея Николаева это и есть ключ. «Написано
огромное количество книг об образовании MBA, но как все это успешно реализовать на
практике не очень понятно». Школа-практикум
в Новосибирске действительно подтвердила статус первой школы, нацеленной на практическое
обучение руководителей инкубаторов и технопарков эффективной организации
внутренней структуры отечественных технопарков. « Можно сколько угодно читать
самоучитель по игре на пианино. Но пока ты не сядешь за клавиши, ты никогда не
научишься играть». Алина Морозова
|