fondsk.ru Ветры сепаратизма веют на Западенщине
Андрей УВАРОВ
Стоит только президенту Порошенко отъехать за границу, как в Киеве всё начинает происходить по поговорке «кот из дома, мыши в пляс». То внефракционный Парасюк в прятки с гранатами играет, то рвут дипотношения с Россией, то Климкин велошоу в Амстердаме показывает. Однако все эти дивертисменты меркнут на фоне вестей с Западенщины. Лютые ветра сепаратизма завывают теперь и там.
На Ровенщине, которую уже нарекли «Янтарной Народной Республикой», начались форменные бои, где применяют оружие, бронетехнику, количество участников столкновений исчисляется тысячами, а правоохранительные органы, реформируемые грузинскими спецами, несут ощутимые потери. Чем закончится противостояние в полесских краях, пока неизвестно. Скорее всего, ничем хорошим не закончится.
Если Ровенщина всегда отличалась радикализмом (один Сашко Билый чего стоил!), то в Галиции, которая уже давно «живет в Европе», сепаратизм обрёл более цивилизованные формы.
31 марта СМИ сообщили о предложении депутатов горсовета Дрогобыча разработать и вынести на рассмотрение украинского парламента проект закона «Об особенном экономическом статусе Львовской области». К такому решению дрогобычских депутатов подтолкнули ничтожные темпы продвижения Украины в Европу, ради которого, они, дрогобычане, вместе со всем украинством сожгли пол-Киева, убивали бойцов «Беркута», а после участвовали в бомбардировках Донбасса.
Как оказалось, Европа не оценила вклад Дрогобыча в евроинтеграцию, и потому депутаты решили, что они должны приблизиться к Европе сепаратно – одной административной единицей. Скажем, Львовщиной. Кроме того, по данным СМИ, предлагалось рассмотреть предложение о выборности глав областных администраций.
Как говорится, сепаратизм налицо! Однако Дрогобыч – не Донецк, его не стали бомбить, туда не отправили карательные батальоны, туда не рванул Ляшко. А на следующий день украинские СМИ наперебой стали заявлять, что такого голосования не было, а всё это «вброс» прокремлевских СМИ. Никогда бы не подумал, что столько солидных украинских СМИ, со вкусом и на все лады обсуждавших инициативу Дгогобыча, редактируются агентами Путина!
Что касается «первоисточников», то они молчали: вечером 1 апреля на сайте горсовета Дрогобыча появилось лишь сообщение о состоявшейся 31 марта 2016 года седьмой сессии седьмого созыва городского совета. И больше ничего – ни подтверждений, ни опровержений взбудоражившей народ информации.
И тут надо пояснить, что дрогобычские сепаратисты, действительные или мнимые, не оригинальны. Галицкий сепаратизм открыто заявил о себе ещё 23 ноября 2013 года, когда только раздувались огни Евромайдана.
Тогда мэр города Рава-Русская Ирина Верещук выступила на городском вече и направила в Европарламент официальное обращение с просьбой «заключить Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и территориальной общиной города Рава-Русская». Как указала тогда госпожа мэр, «Рава-Русская расположена в двух километрах от ЕС, ментально, духовно, культурно, исторически является Европой».
Так что, господа галицкие сепаратисты, как говорил герой Михаила Булгакова, «в очередь, сукины дети, в очередь!».
Теперь галичане, давно имеющие нелегальную экономическую автономию в сношениях с Польшей, видят, что обещанная Киевом «децентрализация» оборачивается завинчиванием гаек.
Общая унылая картина хозяйствования в традиционно депрессивном западноукраинском регионе наводит на мысли о включении дополнительных, пока еще легальных способов воздействия на центр. Тем более что предоставление широких экономических полномочий регионам было одним из лозунгов их революции на Козьем болоте (старое название места, на котором сейчас находится киевский майдана Незалэжности).
В дрогобычской истории шла речь о предоставлении региону широких экономических полномочий для развития внешнеэкономических связей с пограничными регионами ЕС и выборности губернаторов на местах. Однако на Западной Украине эта тема звучит и без Дрогобыча.
Ещё в августе 2014 года во Львове были созданы Украинская Галицкая партия (УГП) и Украинская Галицкая ассамблея (УГА). Возглавивший их Владимир Павлив давно известен как «галицкий автономист». «Меня интересует автономный статус для Западной Украины или отдельно взятой Галиции, а что там будет за Збручем, меня совсем не интересует. Целостность Украины для меня имеет меньшую стоимость, чем благосостояние Галичины», - говорил Павлив ещё в 2012 году.
Вождей УГА и УГП (публицист Орест Друль, почетный консул Нидерландов во Львове Богдан Панкевич, руководитель Западноукраинского ресурсного центра Василий Полуйко, директор Ивано-Франковского фонда имени Короля Юрия Виктор Кимакович, один из основателей Общества украинского языка им. Т. Шевченко Игорь Мельник, писатель Тарас Прохасько) называют «людьми мэра Львова Андрея Садового».
В 2015 году партию возглавил бывший сотник майдана Андрей Жупник, и сегодня УГП активно участвует в местных выборах и даже имеет в местных советах Львовщины 40 депутатов.
После начала украинско-донбасской войны представители УГА публично высказываться за отделение от Киева перестали, а целью организации называют развитие Галичины и интеграцию в Европу.
Сепаратистских высказываний нет, есть прозрачные намёки на сепаратизм. «Нужно объединяться, по крайней мере, трем областям — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. Задача нашей организации в том, чтобы вернуть Галицию в Европу, ведь это та территория, которая наиболее готова к евроинтеграции».
Другой «галицкий автономист» Тарас Прохасько заявляет: «Вся галицкая пассионарность на протяжении двадцати лет была направлена на строительство соборной Украины. А потом оказалось, что соборная Украина не интересуется регионами. Никакими. Ни Галичиной, ни Донбассом, ни югом, ни севером… И теперь надеяться, что без какого-нибудь вмешательства (лоббирования, напоминания) Киев вдруг начнет думать про наши ивано-франковские или львовский проблемы, наивно. И потому нужно начинать здесь».
18 ноября 2015 года активисты УГА и УПЦ, не таясь от СБУ, вместе с депутатами облсоветов, функционерами ВО «Свобода» и даже… представителями ОБСЕ анонсировали во Львове подготовку законопроекта об особом экономическом статусе Галичины.
На фоне несостоятельности порошенковской «децентрализации», при общем понижении уровня жизни не надо удивляться, что «латентный сепаратизм» становится обычным явлением на Западной Украине. И не только Западной.
|