Валерий Фомин Россия обливается грязью много лет подряд. Подлые и
завистливые демократы постоянно клевещут на нас без малейшего зазрения совести,
стараются присвоить наши разработки и заслуги, а нам приписать свои недостатки
и поражения… В последнее время стало модным ругать Россию насчёт
неисполнения ею контрактов (или их некачественного исполнения) по военно-техническому
сотрудничеству с другими странами, проще говоря, по поставкам наших вооружений
в другие страны. Впрочем, пожалуй, насчёт «последнего времени» я неправ – этот
мутный поток не прекращает литься уже давно, и конца-краю ему, увы, не видно. Но,
при более близком рассмотрении подобных претензий выясняется, что факты,
приводимые в подтверждение этих тезисов, не выдерживают никакой критики. Например, в
данном контексте частенько упоминают Индию. Ну что ж, давайте разберёмся.
Приведу несколько наглядных примеров. Индийские военные заявляли о
некачественных поставленных самолётах: мол, два истребителя Миг-29 сами собой
упали в один день. По результатам исследования данных «чёрных ящиков»
выяснилось, что два индийских пилота – судя по всему, лихачи и раздолбаи – в
нарушение всех писаных и неписанных правил и инструкций заходили на посадку
вместе, крылом к крылу. В результате, естественно, самолёты столкнулись в
воздухе, один сразу упал, второй с трудом посадил машину. По результатам
расследования Индия претензий к России не имела… Кстати, по
поводу авиа происшествий в Индии – всех своих лётчиков и техников индусы
готовят только сами. Они считают себя весьма высокой кастой, и самомнение у них
весьма и весьма зашкаливает. Не буду отрицать их вполне приличную подготовку,
но как раз по причине высокого самомнения, того, что они мало обращают внимание
на советы и мнения других, считая себя самыми лучшими и самыми умными, а также
их не по-детски крутых лихачеств, индусы как раз очень часто и бьются… Да и с
техобслуживанием у индусов частенько бывают конкретные косяки: по причине того,
что порой их техники, опять-таки, считая себя самыми умными (да и по причине
обыкновенной лени), порой не проводят полного техобслуживания самолётов,
произошло немало авиапроисшествий… Индусы
заявляли о некачественных танковых пушках на закупленных Т-90С: мол, пару раз
выстрелил – и всё, пушку – в утиль. Хотя ещё при заключении контрактов, наши
сразу предупредили индусов, что снаряды надо тоже покупать у нас, или, в
крайнем случае, использовать другие, но удовлетворяющие прописанным в
контракте характеристикам. А снаряды, производимые на индийском заводике
(кривые даже визуально!) – лучше просто выкинуть, дешевле обойдётся. Но индусы
решили сэкономить и стали использовать свои, индийские, снаряды. В итоге – куча
загубленных танковых стволов. По результатам расследования Индия претензий к
России не имела… А заодно дополнительно закупила у нас партию танковых стволов
(взамен загубленных) и крупную партию наших снарядов… Индийские
военные заявляли о некачественных корректируемых снарядах «Краснополь»: мол,
всего лишь пару лет назад купили, а уже половина испортилась. Хотя, ещё при
заключении контрактов, наши сразу предлагали «Краснополи» в тропическом
исполнении, но, естественно, дороже, чем обычные. Индусы решили сэкономить и
купили обычные… Когда наша комиссия приехала в Индию, то с удивлением
обнаружила, что снаряды хранятся на позициях прямо под открытым небом – в
джунглях! в тропиках! под ливнями! под палящим солнцем! В большинстве случаев
не было даже хоть какого-либо навеса… Нет, наши снаряды выдерживают и такие
издевательские условия, но не 2 же года подряд! Хотя в контракте чётко
прописаны условия хранения – обычные условия оружейных складов. По результатам
расследования Индия претензий к России опять-таки не имела… А заодно начала
переговоры о закупке дополнительной партии наших «Краснополей» уже в
тропическом исполнении… Кстати, наши
промыслы были очень, очень благодарны индусам за столь массовое и
продолжительное тестирование «Краснополей» на степень устойчивости к настолько
экстремальным условиям хранения… Особенно за то, что индусы провели это
тестирование за свой счёт… Слышал, что по результатам кое-кто даже получил
премию – так как практическая устойчивость «Краснополей» оказалось прилично
выше, чем считалось… Кстати,
вообще говоря, у индусов и выбора-то особого нет: думаете, зря «Краснополи»
купили у нас также, к примеру, и французы? Свои «Копперхеды» американцы точно
бы сумели им впарить, всё ж союзники как-никак по НАТО, да и давние деловые и
военные связи… Но, «Копперхеды» в самих США уже давно сняты с вооружения и
попилены, и их производство давно свёрнуто, не в последнюю очередь, благодаря
не слишком удачной конструкции и невысокой эффективности, да и их конкуренты,
проталкивающие свои дорогущие «Экскалибуры», были совершенно не рады с кем-то
делиться и постарались побыстрей закопать конкурента… Индусы
заявляли претензию по поводу недостаточной высотности вертолётов Ми-24. Стали
разбираться. Выяснилось, что Индия заключила с израильской фирмой контракт на
модернизацию Ми-24, в том числе на увеличение их высотности. Евреи кое-что там
подшаманили, заменили кое-какую электронику и оборудование, но
ни двигатели, ни винтовую группу – не меняли. А так как в результате у этих
модернизированных Ми-24 вес увеличился, то, соответственно, снизилась и
высотность… В ответ на обвинения индусов наши пожали плечами и показали место в
контракте, согласно которому при нелегальной, несогласованной с нашим
производителем, модернизации нелицензированными нами фирмами, гарантия
аннулируется и никакие претензии не принимаются. По результатам расследования
Индия претензий к России не имела… А заодно
прилично заплатила нам за то, чтобы мы заново осмотрели эти Ми-24, исправили
допущенные евреями косяки и снова поставили вертолёты на гарантию… В данном
случае, конечно, есть и определённая вина наших производителей – на тот момент
просто не был готов вариант высотной модернизации Ми-24 (он появился несколько
позже), но если бы индусы официально попросили нас – высотный вариант сделали
бы намного быстрее. И это обошлось бы Индии, опять-таки, гораздо дешевле… Проблема
роста стоимости авианосца «Викрамадитья»: когда этот контракт заключался, то
индусы, воспользовавшись моментом и нашими проблемами в 90-х, сумели навязать
просто кабальные условия и нереально низкую цену. Пытаясь уложиться в эти
деньги, наши промыслы убрали из условий контракта работы по приведению в
порядок всей электропроводки, замены электротехнического оборудования, силовой
установки, трубопроводов, и много другой, вроде бы мелочи. Индусы знали об
этом, но это казалось им неважным, главное было – как можно меньшая цена. В
результате, после выполнения контракта, авианосец оказался со сгнившей
электропроводкой, неработоспособной силовой установкой и в целом совершенно
небоеспособен. Хотя практически всё, что было перечислено в контракте, нами
было выполнено. В результате Индия подписала дополнительный контракт на
приличную сумму и официальных претензий к России не имела. Но если бы индусы
сразу же включили все эти работы в контракт, то не пришлось бы переделывать уже
сделанное и это обошлось бы им, примерно, в полтора раза дешевле, чем они
заплатили сейчас… И, кстати, почти наверняка авианосец был бы уже давно готов и
находился в составе индийского флота (ведь первый контракт мы выполнили
практически по утвержденному графику)… Кроме того,
здесь крепко замешаны и американцы, мечтающие впарить Индии свой списанный
авианосец и продать «Супер-Хорнеты» в комплекте к нему и поэтому активно использующие
для устранения конкурента любые способы, в том числе и «чёрный пиар»… Хотя они,
в своё время, уже как-то раз всучили индусам свой списанный корабль, поплавав
на котором индийские моряки стали резко отрицательно относиться к идее получить
ещё одно списанное дырявое американское корыто… Дело в том, что из всех
американских военных как раз флотские, на мой взгляд, самые трезвомыслящие и
последовательные, не бросающиеся во всякие дорогостоящие авантюры по разработке
и закупке сомнительных новинок по бешеным ценам (по крайней мере, меньше других
родов войск, хотя в последние годы и они явно увлеклись…). И к своим кораблям
относятся весьма трепетно и заботливо, и, в том числе, всеми возможными
способами пытаются продлить срок их службы. Если же они всё же списывают
корабли – обычно это значит, что находиться на них – просто опасно… Как раз
такой корабль американцы тогда и передали индусам, которые и хлебнули с ним
проблем выше головы… Поэтому идея
американцев продать Украине списанный «Оливер Перри» вызвала у меня только
сочувствующую (по отношению к украинцам) ухмылку: мало того, что «Оливер Перри»
– это далеко не самый удачный проект, к тому же устаревший (в американском
флоте есть корабли куда более удачные и эффективные… и, кстати, предлагали
самый старый «Оливер Перри» из имеющихся…), так ещё и расходы на приведение его
в более-менее пристойный вид будут очень и очень приличными… Не говоря уже о
том, что его даже не собирались подарить, как обычно поступают со списанным
вооружением, даря их нужным союзникам, а предлагали продать Украине! Кстати,
очень наглядный пример отношения к Украине со стороны США… Вообще
говоря, претензии индусов обычно надо делить как минимум на 10, а их громкие
заявления о «некачественных поставках», «откровенном браке» и т.п. – являются
попыткой оказать давление на нас, элементом торга, и заодно показать своим
избирателям, что они находятся на страже интересов Индии и «вредители не
пройдут»… Такой уж у них менталитет… Насколько мне известно, ни одна хоть
сколько-нибудь существенная претензия индийцев не оказалась реальной… Как
говорится: скупой платит дважды, тупой – трижды, и есть категория людей,
которые платят постоянно… К какой категории относится Индия – не знаю, но как
раз из-за стремления любой ценой сэкономить, при этом, получив как можно
больший откат, и попыток переложить ответственность за свои ошибки на других –
индусы частенько платят, как минимум, дважды… Другой
пример: Алжир и МиГ-29. Алжир получил МиГ-29, налетал по 150-200 ч. на наших
красавцах, а потом заявил, что часть деталей на них – не новые, а с хранения
(ЕМНИП передняя стойка шасси). Замечу сразу: никаких претензий к качеству – не
было! Всё было исправно, всё было на гарантии, никакого
ухудшения характеристик, сокращения срока эксплуатации и прочего по этой
причине не было и не предвиделось. Дело было в том, что французы хотели продать
свои самолёты («Рафали») Алжиру и постарались сорвать наш контракт любыми
методами… А учитывая тесные связи Алжира и его верхушки (в том числе и военной)
с Францией, и наличие существенных деловых интересов во Франции у алжирских
военных, им это удалось… Увы, здесь действительно есть вина и нашего
производителя, поленившегося поставить новые детали, и продавца, хотя и
прописавшего возможность использование заделов и ЗИП с ДХ в контракте, но
как-то, видно, не в полной мере… Тем не менее, французов обломили с контрактом,
и вместо Миг-29 Алжиру поставили-таки наши Су-30МКА… Следующий
пример: Иран и С-300. Несколько лет назад (вроде в 2008 году) Иран оплатил
небольшой аванс, в размере 160 миллионов долларов. Наши промыслы, согласно
контракту, подготовили соответствующее количество С-300, иранские военные
обучались у нас работе с С-300. Но дальше дело застопорилось. Иранцы не хотели
платить оставшуюся сумму и вели бесконечные переговоры о снижении цены и
поставках С-300 без оплаты, а наши, в соответствии с подписанным контрактом,
считали, что «деньги утром – стулья вечером». Когда стало окончательно ясно,
что для иранцев «дожать» Россию в данном вопросе – это дело принципа и никаких
надежд на оплату нет, плюнули на всё, воспользовались удобным случаем и
аннулировали контракт. Похожая
ситуация и с Ливией. В 2008 году в счёт списания долга Ливии были заключены
контракты на поставку современных вооружений на условиях предварительной
оплаты Ливией (полковнику уже тогда вполне обоснованно на слово не верили…), и
только затем должны были осуществляться поставки. А так как ливийцы за 3 года
не удосужились ничего проплатить – какие могут быть к нам претензии? Россия
действовала в точном соответствии с подписанными обеими сторонами контрактами…
Никто Ливию подписывать их под дулом пистолета не заставлял… И даже если
ливийцы не хотели покупать оружие у нас – к их услугам был весь мир,
представители разных стран и фирм, желающие продать вооружения, в Ливии так и
кишели. А Франция так и вовсе прилагала просто титанические усилия, чтобы
продать Ливии свои вооружения… И кто теперь виноват, что Ливия оказалась
беззащитна? Как говорится – кто не хочет кормить свою армию – будет кормить
чужую… Ну а те, кто
исправно платил – исправно и получал наше вооружение: Китай, Индия, Сирия,
Алжир, Кипр, Малайзия и многие-многие другие. Не спорю, порой не обходилось без
проблем, но всё решалось в рабочем порядке. Надеюсь, я
сумел развеять хотя бы часть заблуждений, которые, к сожалению, достаточно
распространены в СМИ и блогосфере. И, как всегда, советую достаточно критично
относиться к регулярно публикуемым вбросам, всегда носить с собой вилку для
снятия лапши, и, при чтении, делать скидку на широко распространённый у нас
журналамеризм… (увы, я уже не удивляюсь, когда в статье в уважаемой газете
журналист в одной фразе ухитряется сделать 4 (четыре!) фактические ошибки,
перепутав всё и вся, даже название изделия и его индекс…). Не понимаю, неужели
нельзя хотя бы у кого-нибудь проконсультироваться перед сдачей в печать??? Или, к
примеру, очень мною уважаемый лётчик, генерал с 30-ю «календарями» за плечами,
умный, знающий, даёт очень интересное интервью про авиацию, но когда журналист
задаёт ему вопрос про сухопутные войска, отвечает, что недостаточно компетентен
в этих вопросах и не может квалифицированно на них ответить. То есть, боевой
генерал, прослуживший 30 лет, считает себя недостаточно некомпетентным в тех
вопросах, которыми напрямую не занимался по долгу службы, а у нас любой
журналист или блоггер, ни дня не служивший, пороха не нюхавший, совершенно не
знающий ни армейских реалий, ни характеристикстоящего на вооружении оружия
и т.д., без тени сомнения считает, что он знает всё намного лучше Министерства
обороны и Генштаба (мол, там одни идиоты, не то что он – светлая голова, просто
гениальная…) и может их критиковать и указывать, что надо делать… А уж когда
ссылаются на неназванные источники в Министерстве обороны, Правительстве или
ещё где-то сразу ясно, что эти данные из агентства ОБС («Одна бабка сказала»)…
Или когда обвиняют военных в «распиле» выделенных средств, мне всегда хочется
спросить: а что ж это вы, господа хорошие, в прокуратуру-то не обращаетесь? Или
это, как всегда, чистой воды ваши домыслы и никаких доказательств у вас нет? Или, когда
промыслы пишут заказуху про страшных военных, не закупающих их «гениальные
разработки», а военные критикуют промыслов за плохое качество, недостаточный
объём производства и дикие цены, то это тоже – элемент нормального торга:
промышленники пытаются продать военным то, что у них есть подороже, а военные
пытаются купить то, что им нужно и подешевле. (Заметьте, то, что хотят продать
промышленники совсем не обязательно совпадает с тем, что хотят купить военные…
И по этому поводу тоже ломается немало копий, в том числе и публично…). И
каждый пытается надавить на другую сторону, в том числе и общественным мнением… P.S. Как-то я
спросил у журналиста, написавшего очередную чернуху про военных: почему он
только критикует, а ни о чём положительном не пишет? Он доступно мне объяснил,
что критика (особенно, если подать её с налётом сенсационности и
вредительства…) привлекает гораздо больше внимания читателей, соответственно
лучше продаётся, соответственно, выше «вес» журналиста и его гонорары. Да и
писать её гораздо проще и быстрее – не надо мучиться, собирать и анализировать
данные, согласовывать текст с военными: выдумывай, пиши и гонорары получай… В
крайнем случае, находят человека, который уже лет 10, а то и больше, как
уволился со службы – и пусть он живописует всякие ужасы, нещадно привирая и
преувеличивая при этом, и заодно считая, что ничего за последнее десятилетие не
изменились… К такому откровенному признанию мне просто нечего добавить… Валерий Фомин Источник http://krasvremya.ru/kleveta-na-rossiyu-ne-prekrashhaetsya/#.UVbojTfcC9s