В числе покинувших свои посты губернаторов с оценкой
«4» - перешедшие на должности полпредов Александр Хлопонин и Виктор Толоконский,
а также добровольно оставивший пост губернатора Роман Абрамович. Номинальное
повышение получил также экс-глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, назначенный
заместителем руководителя Администрации Президента РФ. Оценка «5» была у главы
Мордовии Николая Меркушкина, переведенного на пост губернатора Самарской
области, а также у губернатора Московской области Сергея Шойгу, переведенного
на повышение в Министерство обороны РФ. Аналитический комментарий Досрочная
доставка Магомедсалама Магомедова с поста главы Дагестана ознаменовала
завершение 7-месячного (с 24 мая 2012 по 28 января 2013) моратория на замены в
губернаторском корпусе, который был фактически введен после возвращения с 1
июня губернаторских выборов. Этот мораторий был до этого нарушен только один
раз – 8 ноября 2012 года – и не был напрямую связан с региональной политикой:
Владимиру Путину экстренно понадобилась кандидатура на замещение появившейся
вакансии министра обороны. Такой
мораторий был вполне объясним: только за январь – май 2012 года было заменено
20 губернаторов. Фактор приближения 1 июня 2012 г. (вступление в силу нормы о
выборности губернаторов) побудил пойти на оперативную замену большей части
неустойчивых (в представлении федерального Центра) глав регионов. Дальнейшая
смена губернаторов была бы сопряжена с необходимостью проведения досрочных
избирательных кампаний – как это случилось в Подмосковье. В то же
время мораторий не мог длиться бесконечно. Он не мог остановить внутриэлитную
борьбу, в ходе которой наносились серьезные удары по действующим главам в
Дагестане, Волгоградской и Челябинской областях и других субъектах РФ.
Во-вторых, наступали сроки принятия решений по тем главам регионов, полномочия
которых истекали в 2013 году. Введение единого дня голосования в сентябре
давало Центру определенные преференции, поскольку позволяло назначить нового
временно исполняющего обязанности губернатора на период до дня голосования и
тем самым подготовить почву к выборам. Кроме того, была запущена резервная
схема с возможностью возвращения в отдельных регионах к прежней практике
назначений губернаторов. Неофициально представители власти заверяют, что
подобная схема не может быть распространена за границы 6 республик Северного
Кавказа – однако формально это обязательство пока нигде не зафиксировано. К новым
тенденциям, обозначившимся в 2012 – начале 2013 годов, следует отнести: 1.
Готовность федеральной власти к более активной ротации глав национальных
республик. Смена главы Дагестана и ожидаемая отмена прямых выборов на Северном
Кавказе обостряет интригу вокруг глав Ингушетии и Северной Осетии (а при
определенном раскладе – и Кабардино-Балкарии); 2. Возможное
обострение интриги вокруг так называемых «медведевских» губернаторов. Сам тезис
о наличии корпорации ориентированных на премьера глав регионов слабо
соотносится с реальностью, но в некоторых случаях выдвижение на пост
губернатора в 2008-2012 годах может быть использовано (а в ряде случаев и уже
используется) в качестве одного из инструментов для ослабления главы. Речь
идет, в частности, о Н.Белых, Ю.Евкурове, М.Игнатьеве, А.Орлове, Н.Цуканове; 3. Более
активное использование губернаторских вакансий в торге с представителями
оппозиционных сил в обмен на их фактический переход на периферию «партии
власти» в Госдуме и Общероссийском народном фронте. В дополнение к передаче
ЛДПР Смоленской области и «Справедливой России» Забайкальского края интрига
возможна вокруг интересующих КПРФ Владимирской и Курской областей, а
потенциально – и «Северной Осетии» в случае укрепления коалиции ОНФ с
«Патриотами России»; 4. Попытки
ряда глав регионов инициировать досрочное сложение полномочий с целью
переизбрания осенью на прямых выборах продолжают пресекаться федеральным
Центром. Случай Олега Ковалева в Рязанской области не стал прецедентом и,
наоборот, чаще рассматривается в качестве «антипримера». Изменения позиции
Центра по данной проблеме маловероятны – по крайней мере, если не будет
реанимирован вопрос о проведении досрочных федеральных выборов в Госдуму; 5.
Активизация силовых структур в политической борьбе в регионах (Брянская,
Волгоградская, Свердловская, Челябинская области и т.д.) создает дополнительные
точки напряжения как внутри регионов, так и на федеральном уровне. Это
порождает запрос выработку системы управления потенциальными рисками для
легитимности власти в целом; 6. Заметный
рост протестной активности на фоне роста коммунальных тарифов в феврале 2013
года вновь ставит на повестку дня вопрос о прямой зависимости политической
выживаемости губернатора от его личной популярности и способности удержать
регион от острых социальных конфликтов. Этот фактор на сегодняшний день
повышает карьерные риски для целой группы губернаторов –
от «ветеранов» (главы Северной Осетии, Удмуртии, Владимирской, Курганской,
Курской областей) до «новичков» (Ставропольский край, Архангельская,
Волгоградская, Кировская, Мурманская, Ярославская области); 7.
Дополнительным фактором, который способен ослаблять позиции действующий глав,
может стать снижение промышленного производства (особенно заметная тенденция в
металлургии)и, соответственно,налоговых платежей при необходимости повышения
расходов региональных бюджетов для выполнения майских указов президента (в
частности, для повышения заработной платы бюджетникам). Необходимость прибегать
к внешним заимствованиям для латания бюджетных дыр создаёт пролонгированные
риски для общей устойчивости региональных режимов, создавая возможности как
внешнего давления с использованием финансовых рычагов, так и введения
механизмов внешнего управления со стороны федерального Центра; 8. В поисках
расширения базы поддержки главы регионов будут более активно прибегать к
практике создания коалиционных правительств (Волгоградская область, Пермский
край) или включению в администрации представителей оппозиционных партий или
элитных групп. В группу
губернаторов, шансы на политическую выживаемость которых вызвали максимальные
различия в оценках экспертов, в 12 рейтинге вошли Н.Белых, С.Боженов, Ю.Евкуров,
О.Ковалев, М.Ковтун, Т.Мамсуров, А.Михайлов, М.Юревич Список экспертов Рейтинга Бадовский
Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и
политических исследований; Виноградов
Михаил, президент Фонда «Петербургская политика»; Гусев
Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group; Давыдов
Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию
и федеративным отношениям; Даченков
Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»; Казанков
Григорий, политтехнолог, доцент МГУ; Калачев
Константин, руководитель Политической экспертной группы; Костин
Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества; Минченко
Евгений, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»; Рошков
Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев консалтинг»; Семин Илья,
вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; Туровский
Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований; Хайкин
Сергей, Директор Института социального маркетинга. Далее
читать источник http://fpp.spb.ru/rate12.php