I Международная конференция «Информационные системы и технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации». Накануне конференции наш корреспондент взял интервью у Президента НП
«Национальный жилищный конгресс», председателя оргкомитета, генерального
директора фонда "Территория" И.А. Булгаковой.
25-26 апреля в Москве, в ГК «Президент-отель» пройдет I Международная конференция «Информационные системы и технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации». На конференцию соберутся профессионалы из государственных и муниципальных исполнительных и законодательных органов РФ, отрасли ЖКХ из регионов России, СНГ, чтобы выработать подходы к формированию цивилизованного рынка информационных систем и технологий, содействующего открытости, правдивости и точности информации для потребителей и совершенствования государственного управления жилищно-коммунальной сферой.
Ирина Александровна, ЖКХ достаточно консервативная сфера, как бы все понятно, есть затраты, расходы, платежки для потребителей. Зачем нужны информационные технологии? Жилищно-коммунальная сфера - это взаимодействие нескольких разных по интенсивности развития отраслей. Есть отрасли более консервативные, есть те, которые достаточно интенсивно развиваются и предлагают на рынок новые продукты. Например, энергетика. В энергетике сегодня одних только тарифов множество – дневные, ночные, социальные, зонные и это еще не все. Количество тарифов будет продолжать расти. Для того чтобы управлять ими, точно считать не обойтись без применения новых информационных технологий. Сегодня IT затронули все сферы ЖКХ, это и планирование развития сетей, это ГЕО информационные системы, системы расчета, оповещения населения, фиксация качества услуг, уже и голосование при выборе способов управления где-то проводится в удаленном доступе. Вовлечение технологий в систему управления ЖКХ позволит все более открывать информацию для собственников и нанимателей жилья. А это в свою очередь привлечет их не к номинальному, как сейчас, а к реальному управлению своей собственностью, а значит и усилит их спрос с тех, кто предоставляет различные услуги по управлению.
Вопрос: Но внедрение таких технологий сделает отрасль и более открытой. А нужна ли открытость информации для тех, кто работает в отраслях, ведь чем меньше знает население, тем проще работать тем же управляющим компаниям, ресурсникам. Как говориться в мутной воде…. Вы правы, не все хотят этой открытости. Поэтому так тяжело идет выполнение поручений Президента России и Председателя Правительства об открытости информации. Но так долго продолжаться не может. Ведь сегодня, куда не посмотри ЖКХ самая болевая точка, влияющая на социальную напряженность в обществе. А кто выиграет, если люди выйдут на улицу? Никто. И в открытости информации, в вовлечении собственников в управление своей собственностью должны быть заинтересованы все и власть и бизнес. Власть, чтобы не было напряжения. Бизнес, чтобы развиваться. Только временщики могут думать, что бесконечно можно морочить людям голову. Люди постепенно, но начинают разбираться, что к чему, становятся более осведомленными и грамотными в вопросах управления своей собственностью. Мы придем к тому состоянию, когда собственник будет выбирать, с кем работать, кому доверить управление собственностью. На этом рынке хотим мы или не хотим, а конкуренция будет развиваться и выиграет тот, кто уже сегодня готовится к этому. Но пока у людей практически нет выбора. Ресурсники, как правило, монополисты, УК информационно закрыты. У нас нет ни одного регионального портала, где можно увидеть полную информацию по всем УК, результатам их деятельности, оценить их и выбрать. Не все и не везде принимают новое. Например, приборный учет, с каким скрипом решается этот вопрос, на какие только ухищрения не идут. Но грамотные компании понимают, что этот путь неизбежен, и никакая хитроумность не сможет устоять, кто этого не понимает, проиграют в конкурентной борьбе. Информационные технологии нужны УК и ТСЖ – для планирования и анализа работы, оптимизация расходов, планирования ремонтных работ, улучшения в целом ситуации в бизнесе. Не может нормально развиваться УК без анализа работ, затрат, расходования материалов, рабочего времени. А это, невозможно сделать, без применения современных технологий. А дойти до каждого потребителя, чтобы донести информацию о себе, разве в этом не интерес нормальных, нацеленных на долговременную работу компаний. Государство должно быть также заинтересовано в развитие технологий в ЖКХ, в открытости и в получении более точной информации, чтобы заниматься планированием, прогнозированием, принятием решений. Вот, например, всколыхнувший недавно многие регионы рост тарифов. Надо понимать, что произошел он не потому, что там вредители сидят, а потому, что, во многом это объективный процесс, а с другой стороны не были к этому готовы не властные структуры, ни люди. Он не должен был случиться как обвал, его можно было спрогнозировать. Объем потребления ресурсов подрегулировать невозможно, но его надо видеть и анализировать и выстраивать прогноз, не только в рамках одного региона, но и в стране в целом. Применение информационных технологий поможет увидеть, как и где изменяются объемы потребления и спланировать действия по их оптимизации. Провести разъяснительную работу среди населения, принять правильные решения. Сегодня нередко возникают такие ситуации, когда потребление не увеличилось, а потребитель получает платежку, где сумма в разы превышает предыдущую. И опять напряженность возникает, растет недовольство властью. Это чаще происходит не из-за желания навредить, а из-за человеческого разгильдяйства, как говориться человеческий фактор. Если у гражданина вырос платеж, больше чем был, а потребление не выросло, то при использовании современных технологий оператор должен это увидеть. И тогда такая платежка просто не появиться. В ЖКХ изменилось многое, усложнилась ситуация для работающих в этой сфере, увеличилось количество тарифов, нормативов потребления, выросло количество услуг, и в этой ситуации работа экономистов не может осуществляться без применения современных программных продуктов. Безусловно, то о чем я говорю, не может быть реализовано моментально, но чем раньше мы начнем это делать в полном объеме и масштабе, тем цивилизованнее станет рынок ЖКХ, тем быстрее почувствую результаты и потребители и бизнес и государство.
Ирина Александровна, мы знаем, что одной из тем на конференции будет обсуждение необходимости внедрения Государственной Информационной Системы Жилищно-Коммунального Хозяйства Российской Федерации («ГИС ЖКХ РФ»). Расскажите, о чем идет речь. Действительно сегодня в Государственную Думу внесен Закон о ГИС ЖКХ. Он задуман как попытка объять все информационные потоки, которые есть в ЖКХ, оптимизировать их. Ведь сегодня разные организации, работающие в отрасли, вынуждены заполнять массу информационных запросов, которые, нередко, дублируют друг друга по содержанию, но отличаются по форме. Чтобы ответить на все эти запросы, надо содержать специального сотрудника, а это издержки, которые, так или иначе, ложатся на потребителя. Нужна система, которая позволит один раз ввести информацию, а потом ее будут разбирать по необходимости. Система должна работать на всех, нуждающихся в этой информации. Каждый вводит свою информацию, каждый берет нужную. ГИС ЖКХ должна быть связана информационно с ГИС ТЭП (территориальное планирование), с Электронным правительством, с другими системами (ГИС Энероэффективность, ГИС ТЭК и др.). Мы должны прийти к созданию единого свода всех информационных баз и взаимному обмену между ними. Без этого невозможно развитие и не только ЖКХ.
Вы возлагаете большие надежды на Конференцию Надеюсь на конструктивный разговор профессионалов, даже скорее начало разговора. Мы думаем, что конференция должна стать постоянной площадкой для обсуждения и выработки предложений по совершенствованию законодательства, принятию решений на государственном уровне. Спасибо.