Sozidatel.org Власть в современной России
«Надо любить свою страну,
как бы этому ни мешало государство»
Становление власти в Новой России, проходило под автоматные очереди и пушечные
залпы октября 93-его года. Одержав победу над народом и конституцией, новые
«правители» России на протяжении долгих лет шлифовали и обрабатывали новую
систему, придавая ей форму и содержание. Что же получилось на выходе? Кто-то
скажет, что Россия превратилась в аналог азиатской деспотии, другой может
заявить совершенно противоположное, утверждая, что РФ это образец демократии на
постсоветском пространстве. По сути, подобные игры в навешивание ярлыков
неактуальны. Не важно, какая табличка висит на двери, важно, что находится за этой
дверью.
Об эффективности. Итак, как оговаривалось выше, во власти важны не
ярлыки, а содержание, необходимость, значимость данного режима для народа.
Значимость же определяется эффективностью данного режима. Но что такое
эффективность? Эффективность это степень достижения поставленных целей.
Однако стоит упомянуть о том, что цель это конечный результат, на который
направлен процесс. Поэтому даже удавшееся разрушительная деятельность будет
считаться эффективной, если она проводилась осознанно и целенаправленно.
Основной же целью любого нормального государства является сохранение и развитие
общества.
В чем же выражается это «сохранение» и «развитие»? Сохранением можно назвать,
обеспечение обороноспособности страны, защита жизни граждан и их имущества, прав
и свобод. Развитие в свою очередь подразумевает под собой повышение уровня
жизни граждан. Проще говоря, государство должно направить все средства на
обеспечение граждан товарами, работой, медицинским обслуживанием, образованием,
культурным и духовным развитием. Исходя из этих критериев, необходимо оценивать
все режимы, все государства, закрыв глаза на их названия.
Подходя к оценке эффективности власти в современной России необходимо
определить – что, где и когда сравнивать. РФ пережила два этапа своего развития
– это 90-ые годы, которые принято называть «лихими» и эру 2000-ых. Но
поскольку, у власти находится представитель 2000-ых, и он вновь взял борозды
правления, то с него и спрос.
Начнем с сохранения. Важным аргументом в обеспечении обороноспособности России
можно считать ядерный щит. По оценке Эдуарда Самойлова стратегический ядерный
потенциал России в 2000 году составлял 6722 ядерных боеголовок на всех
стратегических носителях. В 2010 ядерный потенциал был уничтожен более чем
наполовину и составил 2679 шт. При этом самых мощных и неуязвимых ракет в мире
"Воевода" (Сатана) было уничтожено более 130 шт. из 180, хотя
признано, что они могли бы прослужить как минимум до 2020 года. При этом
ядерный потенциал США составляет 4613 боеголовок на дежурстве и в оперативном
резерве, плюс значительный возвратный потенциал.
Боевые возможности зенитно-ракетных войск за прошедшие 10 лет уменьшились в 5
раз, авиации ПВО в 3,5 раза. При отсутствии поставок новой техники боевые
возможности ЗРВ снизятся к 2010 г. еще на 70-75%.
Над 66% страны просто нет радиолокационного поля. Сегодня ближайший аэродром
НАТО находится в 600 км от Москвы, а подлётное время ударной авиации НАТО от
границы Эстонии до Москвы не превышает 20 минут. На этом пути против более 2500
боевых самолётов НАТО у России есть всего около 600 самолётов, из которых
подняться в воздух смогут не более 100, с летчиками, уровень подготовки
значительно ниже подготовки летчиков НАТО.
Военные расходы России составили в 2010 году 2,6% ВВП, что в три раза ниже уровня
1990 года и в 2 раза ниже уровня США. Таким образом, можно заключить, что
обороноспособность страны находится в плачевном состоянии. Поэтому можно
заключить, что эффективность обеспечения безопасности крайне низкая. Но может
быть в обеспечении развития общества, прослеживается совершенно иная
тенденция. Для этого нужно проследить социально-экономическую ситуацию
страны за период 2000-2011 год.
Основной задачей нашей экономики было переориентирование с сырьевой на
производящую.
За 2000 – 2011 гг. из России было экспортировано: сырой нефти - 2,684 млрд. т
на $ 1,047 трлн., нефтепродуктов – 1,171 млрд. т на $ 484 млрд. и природного
газа – 2,257 трлн. куб. м на $ 427,158 млрд.
Итого: за 12 лет из России было выкачано только нефти и газа на сумму $ 1,958
трлн. (данные ЦБ РФ)
Причем если взять ситуацию в динамике, то выясняется, что в 2000 году мы
поставляли на мировой рынок 144.4 млн. т, а в 2011 году 219.1 млн.т.
При этом по данным ЦБ РФ на 2011 год структура экспорта товаров РФ на 75%
состоит из минеральных продуктов, а структура импорта на 50% из продуктов
промышленности. Как видно, всё сырьё бешеными темпами выкачивается, а
сколько-нибудь сложная продукция завозится из-за рубежа. Соответственно
федеральный бюджет тоже пополняется за счет торговли сырьем. На момент 1999
года доля поступлений в бюджет от нефтяных доходов составляла 15-20%, а в 2011
году она уже составляла 54%. Выходит, что главная задача не достигнута. Более
того. Совокупный внешний долг государственного и частного сектора РФ составлял
на 01.01.2012 г. $ 538,94 млрд., что на 361 млрд. долларов больше чем в 2000
году(178 млрд.). По данным ЦБ, в 2000-2011 гг. чистый вывоз капитала из
РФ составил $243,3 млрд. На 01.01.2012 г. международные резервы (т.е., внешние
активы, в основном, средства в иностранной валюте, а именно в долларах и евро,
а также в долговых ценных бумаг ах, выпущенных нерезидентами) составили $
505,391 млрд. Т.е., сотни миллиардов долларов, принадлежащих России, уже 12 лет
как работают на экономику чужих государств.
Не стоит забывать и о главном лозунге 2000-ых «Удвоим ВВП!». Может быть эта
цель достигнута? Увы, нет. По данным РОССТАТА рост ВВП за 12 лет в ценах 2003
года составил всего 65%.
Доходы населения повысились в среднем всего на 48%.
Но это в среднем. За счет роста социального неравенства (отношений доходов 20%
самых богатых к доходам 20% самых бедных) почти в три раза оказывается, что
доходы богачей выросли как надо, в 2,16 раз. Доходы же остальных 80%
выросли всего на 15%. А вот доходы бедняков даже сократились на 23%.
Средние доходы по России в 2010 году составили 18553 руб. Если отталкиваться от
этой цифры, то совокупные потери доходов населения - 7,3 трлн.$. Коэффициент
социального неравенства (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10%
самых бедных) - вырос с 3-4 в 1990 году до 16,8 в 2011 году. С учетом
теневых доходов превышение составляет 40 раз и более! Зато количество долларовых миллиардеров выросло при
Путине с 8 до 101. Коэффициент олигархичности экономики (отношение совокупного
объема богатств топ-100 официальных богачей станы к ВВП) на начало 2012 года
составил 20,5%. Для сравнения аналогичный показатель для США - 6,7%, Китая -
4,9%. СНГ - лидирующий регион мира по этому показателю, характеризующему
степень ограбленности народа небольшой кучкой бандитов.
Число ультра-богатых домохозяйств (ultra-high-net-worth (UHNW) - имеющие более
100 млн. долларов) в России за прошедший год выросло на 13% - с 607 до 686,
обеспечив стране четвертую строчку в мировом рейтинге, причем страна за год
поднялась с 11 места в этом рейтинге, свидетельствует 12-е ежегодное
исследованиеBoston Consulting Group (BCG). Исходя из этого, власть вновь демонстрирует свою
неэффективность, увеличивая разрыв между богатыми и бедными. Ведь как
говорилось выше, одной из задач является улучшение благосостояние всего народа,
каждого отдельно взятого человека, а не одной определенной группы лиц.
Еще одной и самой основной задачей государства является сохранение
народонаселения или решение демографической проблемы. Как вы знаете, наше
государство приступило к решению этой проблемы. Однако результаты его
деятельности не утешительны. За 1990-2011 умерло - 44,2 млн. чел., родилось -
31,4 млн. чел. Убыль населения за 20 лет составила, таким образом, 12,8 млн.
чел. Примерно на 5,3 млн. чел. эта убыль была компенсирована мигрантами.
Прибавив к этому народившихся граждан, которые не появились на свет в связи со
спадом рождаемости, получим цифру 30 млн. человек. Сразу вспоминается
знаменитая фраза главного врага России – Чубайса: «Ну, пусть вымрет 30
миллионов жителей. Ничего страшного… не вписались в рынок»
Главная причина сокращения населения — сверхсмертность. В России ежегодно
умирают около 15 человек на 1000 человек населения. По уровню смертности на
1000 человек населения Россия в июле 2009 года находилась на 12-м месте с конца
в глобальном рейтинге. В стране сегодня рождаются около 1 млн. 600 тыс.
младенцев в год, тогда как умирают — около 2 млн. 100 тыс. граждан. По числу
умышленных убийств на 100 тысяч человек населения (16,5 в год) Россия занимает
19-е место в мире (соседствуя с такими странами, как Эквадор, Свазиленд и Ирак)
и первое место в Европе, с большим отрывом от США (примерно 6 убийств на 100
тысяч человек населения в год) и тем более европейских стран (1–2 убийства)
Сверхсмертность вызвана высоким уровнем заболеваемости населения, основные
причины которого — неправильный образ жизни, плохая экология и, что крайне
важно, некачественная медицина. Низкое качество здравоохранения продолжает
оставаться тяжелой проблемой.
По уровню расходов на здравоохранение как доли ВВП Россия делит 112–114-е место
в мире с Марокко и Эквадором — всего 5,3% ВВП против 9–11% ВВП во многих
странах Западной Европы24. В бюджете 2009 года на финансирование
здравоохранения, физкультуры и спорта запланировано лишь 325 млрд. рублей — по
сравнению с триллионом на правоохранительные органы и спецслужбы. В 3 раза
меньше!
Помимо низкого качества медицинских услуг, ключевая причина сверхсмертности это
алкогольно-табачный геноцид народа. Это признают сами власти: вот выдержки из
постановления главного государственного санитарного врача Г. Онищенко №46 от
29.06.2009 «О надзоре за алкогольной продукцией»:
«Реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртсодержащей
продукции, в том числе парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии
и другие виды продукции, в России составляет около 18 литров чистого спирта на
человека в год».
«По данным медицинской статистики сегодня 2,8 млн. россиян вовлечены в тяжелое,
болезненное пьянство, что составляет 2% от всего населения страны…» Каждый
третий в России умирает из-за алкоголя. Потребление крепкого алкоголя — причина
сверхсмертности.
Для сравнения: в 1999 году уровень потребления алкоголя в России, по
официальным данным Росстата, составлял 8 литров на человека, а реальное душевое
потребление алкоголя — 14,5 литра на человека26. Значит, и по официальным, и по
неофициальным данным, потребление алкоголя в годы правления Путина в России
выросло примерно на 25%.
Курение является причиной 27% смертей от сердечнососудистых заболеваний среди
мужского населения, 90% смертности от рака легкого, 75% — от болезней органов
дыхания, 25% — от болезней сердца. Примерно 25% курильщиков умирают
преждевременно: в среднем курение сокращает продолжительность жизни на 10–15
лет.
За последние 10 лет продажи сигарет населению выросли в среднем на 25% как в
абсолютном (около 430 млрд. штук в год против 355 млрд. штук в 2000 году), так
и в относительном выражении (более 3 тыс. штук на душу населения в год против
2,4 тыс. в 2000 году). Это радикально хуже ситуации 1990-х годов, когда уровень
продаж сигарет был в два раза меньше.
Опираясь на все вышесказанное можно заключить, что власть в России
неэффективна. Она не справляется с возложенными на нее задачами. Очередной
провал или неудача, будь то крушение самолета, или коррупционный скандал, сеют
зерна сомнения в народных массах. С каждым инцидентом народ начинает
задумываться, а нужна ли ему такая власть? Подобное вольнодумство ведет к
потере властью легитимности, то есть поддержке народа.
О легитимности.
Любая власть стоит на поддержке народных масс. Подобная поддержка называется
легитимностью – одобрение государства большинством населения. Подобное
одобрение основывается на свободной лояльности, выражающейся в согласии с
законами государства, его курсом и методами его осуществления. Принудить
граждан к этому нельзя. Нет такого режима, который обеспечил бы механическую
покорность граждан. Этого не вынудят у человека ни тюремщики, ни палачи. Это
есть дело духа и притом личного духа и свободного духа. Нельзя быть «верным» от
страха; такая верность недолговечна: пройдет страх и человек станет предателем.
В таком случае возникает вопрос: «Как же власти стать легитимной?»
Выделяют несколько методов обеспечения легитимности власти:
1) Предоставление гражданам права участвовать в политической
жизни. На этом основываются все демократические режимы. Подобный метод
позволяет гражданам осознать свою значимость, по сути, сделав их субъектами
политики.
2) Техническая легитимация – достигается за счет эффективной
политики государства, грамотного проведения реформ или выходов из кризисов.
3) Силовой
4) Пропаганда и ограничение информации.
Какова же ситуация в современной России? Уже слышны возгласы: «Власть не
легитимна!» и «Долой все». Неужели в РФ наметился кризис легитимности? Для
начала нужно выяснить степень поддержки власти населением России. Для
начала нужно рассмотреть результаты выборов в России и сравнить их между собой.
Итак…
Выборы 2003 год: 1 место Единая Россия – 37% голосов, 22 779 279 человек. При
явке 57.75%.(Данные ЦИК). Население РФ по переписи на тот момент
составило 145 166 731 чел. Сделав простое математическое действие, выясняется,
что на выборах из всей массы Единую Россию поддержало 15% населения.
Выборы президента: 1 место Путин – 71%, 49 565 238 чел, (явка 64,38%)
Выборы 2007 года: 1 место ЕР – 64.30% голосов, 44 714 241 человек. При явке
59%(Данные ЦИК). По сравнению со всем населением партию власти поддержало 30%
населения
Выборы президента: 1 место Медведев – 70.28%,
Выборы 2011 года: 1 место ЕР – 49.32% голосов, 32 379 135 человек. При явке
60.1%(Данные ЦИК). По сравнению с населением партию власти поддержало 22%
населения.
Выборы президента:1 место путин – 63.60% голосов. 45 602 075 человек.
Если судить по цифровой раскладке, то ясно видно, что по сравнению с общей
массой власть не очень то и пользуется популярностью.
Если проанализировать результаты опросов за 2011 год, то по опросам ВЦИОМа за
ЕР 41%, ФОМ 39%, ИСИ 32%.
А опрос, проведенный"Левада-Центром" в августе месяце. Впервые за
несколько лет число высказывающих благоприятное мнение о лидере страны
оказалось на столь низком уровне - всего 48%, а 25% высказались резко против
него. В мае сторонниками Путина можно было назвать 60% респондентов, 21%
заявляли о своих антипатиях в его адрес.
Социологи говорят о катастрофическом падении доверия - ведь в два предыдущих
срока правления Путина за него выступали в среднем 65%, доля недовольных при
этом колебалась в диапазоне от 13 до 16%. Минимальное количество
симпатизирующих ему (55%) было зафиксировано в 2005 году в период монетизации
льгот.
У фонда "Общественное мнение" положение Путина в опросе за 11-12
августа еще хуже. О своем доверии президенту заявили всего 45%. Еще 27%
сообщили, что доверяют главе государства лишь отчасти, а 23% объявили о своем
недоверии национальному лидеру. Однако если проследить динамику по опросам
этого социологического центра, можно обнаружить ровно такое же соотношение
доверяющих и не доверяющих (45% против 24%) Путину в декабре 2011 года - в пик
протестных настроений после парламентских выборов.
Таким образом, ясно видно, что степень доверия власти неудержимо катится вниз.
Первым звоночком стало появление оппозиции на улицах Москвы, когда в 2011 году
начались митинги за честные выборы, собравшие под свои знамена, от 50 до 100
тысяч, оппозиционно настроенных граждан. Апогеем это митингового брожения стали
столкновения 6 мая. Силовой разгон демонстрации вызвал ускоренное падение
рейтинга президента. Сейчас он застыл на отметке в 46% (16 ноября 2012год ФОМ).
Политическая система общества.
Говоря о власти в современной России, мы не можем не рассмотреть её
политическую систему.
Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм,
идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий,
организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным
назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности,
единства действий людей в политике.
Отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство
четырех сторон:
1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические
и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и
т.д.);
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу
политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном
обществе идеология)
Политическая система Новой России в основном определяется Конституцией 1993
года, закрепляющей следующие положения:
1) Россия демократическое федеративное правовое социальное
государство с республиканской формой правления.
2) Единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
3) Многонациональный российский народ осуществляет свою
власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
4) Ведущим элементом политической системы России является
социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан.
5) Государственные органы РФ осуществляют свою деятельность
на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную. Каждая из этих трех систем органов власти и
управления самостоятельны и руководствуются положениями Конституции,
федеральными законами и другими правовыми актами.
6) В России демократическим путем избираются законодательная
власть – Государственная Дума, Совет Федерации, глава государства и
исполнительной власти – Президент, который назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства Российской Федерации и вместе с последним
формирует состав правительства.
7) Судебная власть РФ независима и подчиняется только
Конституции РФ и федеральному закону.
8) Российская Федерация – государство светское.
9) Политический плюрализм
Исходя из всего выше сказанного, складывается впечатление о России как о самом
демократическом государстве. Однако на практике слово расходится с делом.
Например, закрепленная в конституции норма независимости судебной власти
сводится на нет, так как судьи арбитражных судов, например, назначаются
президентом. Из этого следует, что они де-факто подчиняются президенту. Свобода
слова и совести, закрепленные в 29, 28 статьях, также неоднократно нарушаются.
Как пример это создание черного списка сайтов с последующим закрытием их.
Свобода печати также нарушена, созданием списка запрещенной литературы,
состоящего из 1539 наименований. Список нарушений можно продолжать до
бесконечности. Исходя из этого, можно сказать, что в России
присутствуют элементы авторитарного строя.
Если мы возьмем институциональную сторону системы, то мы увидим, что
партийное представительство в России достаточно слабо. Существуют официально
зарегистрированные партии, сидящие в парламенте, которые в ходе борьбы стали
де-факто сателлитами и лоббистами партии власти. До 2011 года в парламент не
могли пройти оппозиционно настроенные партии. Сейчас тенденция начала меняться,
теперь партия может состоять из 500 человек. Однако подобная инициатива
ставит целью не представительство народа в Думе, а размытие политического поля
партиями однодневками и частичный его захват дочерними партиями. Тем самым
создавая иллюзию политического плюрализма.
Пристальное рассмотрение политической вертикали, наталкивает на мысль, что в
России была построена не вертикаль власти, а пирамида подчинения, основанная на
системе неофеодализма и поддержке олигархического капитала. Суть неофеодальных
отношений России заключается в распределении министерских портфелей и
чиновничьих мест слой за слоем между своими людьми – вассалами, в надежде
на то, что они будут вам преданны. Преданность же достигается за счет
неискоренимой коррупции, так как каждое звено понимает, полетит он, полетит вся
система. Поэтому вассалы поддерживают и покрывают друг друга пока им это
выгодно, но стоит какому-то звену потерять свою значимость, как его моментально
выкидывают за борт. Как пример можно привести недавний коррупционный скандал с
глонасом. В интервью телепрограмме «неделя» Сергей Иванов сказал, что он знал о
хищениях еще в 2009 году, также он упомянул, что поделился своими подозрениями
с министром Нургалиевым. Свою пассивность в данном деле он объяснил тем, что не
хотел вызывать подозрений, чтобы казнокрады не сорвались и не замели следы. Так
вот пока два охотника сидели в засаде, из проекта было украдено 6 млрд. рублей.
Олигархия как таковая потеряла те позиции, которые у нее были в 90-ых
годах. Она потеряла возможность диктовать условия политическим силам. Олигархи
были либо подчинены, либо спущены до равного уровня с политиками. Неугодных,
же ждала участь Березовского или Ходорковского – изъятие капитала и
распределение его между олигархами-союзниками. Помимо олигархов и чиновников во
власти присутствует и третья сила это международные корпорации. В чьих
руках сосредоточены основные экономические ресурсы.
***
Опираясь на все вышесказанное, приходит осознание того, что современная Россия
это авторитарное государство с административно-олигархической формой правления,
основанной на неофеодальных отношениях и рыночной-корпоративной экономике. Дзянис Кузнецов для Sozidatel.org Источник http://sozidatel.org/analitika/1955-vlast-v-sovremennoj-rossii.html
|