Впервые в
Москве с 31 мая до 11 августа 2013
г. в галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке
представлены уникальные произведения иконописцев-староверов, которые жили в
небольшом городке Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) Ярославской губернии. В
экспозицию выставки вошли иконы из частных, музейных и церковных коллекций
Ярославя, Череповца, Тутаева, Рыбинска и Москвы. Название выставки-проекта"романовские письма". Какие
ассоциации возникают от словосочетания "романовские письма"? Конверты
запечатанные сургучом с оттиском таинственного герба, листы плотной бумаги с вензелями и нежными
цветами? Нет. На самом деле речь идет о старообрядческой иконописи Ярославской
провинции 18-19 веков. И именно
18 июня состоялась единственная экскурсия по экспозиции, провела которуюкуратор выставки Ирина Хохлова, старший
научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника, исследователь старообрядческой
иконописи. Присутствовали специально приглашенные представители московского
старообрадчества и я, Ирина Лебедева. Романовские
иконы — редкое явление старообрядческих писем конца 18- начала 19 века.
Название происходит от старинного названия города Тутаева —
Романов-Борисоглебск. Ещё академик Н.П. Лихачевв 1906 году в «Материалах для истории русского иконописания» впервые публикует икону святого
Афиногена и пишет о ней: «…Самостоятельная композиция
замечательного Романовскаго иконописца («романовския письма») Максима
Архиповскаго, исполненная в 1824 году.». Лишь в 1966
году термин «романовские письма» вновь решительно будет произнесен В.И.
Антоновой на страницах каталога собрания икон П.Корина. Опубликовав редчайшую
икону «Преподобный Исаакий Далматский с житием» 1833 года с подписью лучшего
романовского мастера М.Ф. Архиповского, Антонова задала безошибочную шкалу
оценки «романовских писем». Научный интерес к «романовским
письмам» возродился лишь в 1990-е годы. К теме романовской иконы обратились сотрудники
крупных столичных музеев. Одновременно, с 1990-х годов иконы «романовских
писем» стали выявляться и в ярославских музеях. В 2010 году впервые
был поставлен вопрос о научном признании Романова-Борисоглебска как
самостоятельного иконописного центра. Одним из отличительных признаков романовских икон является
очень тщательно обработанные доски, гладко шлифованные, как говорят в России «без
сучка — без задоринки». Что же есть чудный город Романов-Борисоглебск?
Небольшой волжский городок под Ярославлем (36 км), стоит на двух берегах
Волги, известен своими быстроходными судами-романовками, луком, коклюшечным
кружевом, особой породой овец и шубным промыслом, кузнечным ремеслом и в наше
время колокололитейным производством Н. Шувалова. Из
истории города. Романов (левый) – Романов с
деревянным Крестовоздвиженским собором в центре по одной версии был основан по
повелению князя Романа Владимировича Угличского (Святого) в начале 1280-х
годов, по другой - возведен князем Романом Васильевичем Ярославским в
1345 году. Каменный Крестовоздвиженский собор - строился
около 40 лет на месте деревянного в древнем кремле — в его детинце, в 1658 году
- освятили. Борисоглебская слобода - еще в 18 веке поставлен первый
Борисоглебский храм. Воскресенский собор - возведен в камне в 1670-1675 гг. В 1563 году, после того, как четверо мурз Ногайской орды
(двое Юсуповых и двое Кутумовых) со многими служилыми татарами перешли на
сторону московского царя, Иоанн Васильевич пожаловал «на кормление» знатным
ордынцам Романов со всеми его доходами и часть дворцовых сел в уезде.
Численность татар-переселенцев составляла на тот период полторы тысячи человек. 1822 год –
объединен в один город в честь ТРЕХ СВЯТЫХ. В XVII
веке Романов-Борисоглебск становится крупнейшим очагом старообрядчества.
Староверы соблюдали обряды, принятые в Русской Церкви до патриарха Никона (1652-1666): они продолжали креститься двуперстием, надписывать имя
Христа «Исус», совершать службы по старым книгам. Только русский человек, не
смирившийся с реалиями земной жизни и ощущающий себя странником и пришлецом в
этом мире, а потому искателем и страдальцем, мог веками жить мечтой о дивном
царстве Беловодье, земном рае, где процветает благочестие, почтение к вере
отцов и свобода, гдедля чистой души нет
преград и барьеров полицейской государственности. Но противоречия переросли
границы обрядовых расхождений. Со стороны правящего режима начались карательные
акции по уничтожению крупных духовных центров, закрытие молелен, конфискации
имущества, изъятие икон, ссылки, тюрьмы и казни. Со стороны староверов –
оппозиционность власти, закрытость замкнутой касты для внешнего, враждебного
мира, бегство в скиты, обилие наставников всех толков, экзальтация и даже
самоистребление. Преследования старообрядцев продолжались более двухсот
лет. Старообрядцы спасли уникальные древние иконы от уничтожения, именно они сохранили облик традиционной русской иконы. Главные
центрами старообрядческого иконописания: Ветка под Гомелем, Стародубье и Клинцы
на Черниговщине, Поморская Выговская пустынь, Палех и Мстера во Владимирской
губернии, Гуслицы под Москвой, Сызрань под Самарой, Невьянск на Урале. В
Романове в XVII веке некоторое время проповедовал сподвижник
протопопа Аввакума священник Лазарь, затем - ссылка в Тобольске более 10 лет,
казнен в 1681 году вместе с Аввакумом. Эпидемия массовых самосожжений охватила
жителей. Cо второй половины 17 и до конца 18 века в Ярославской губернии было
зарегистрировано 117 случаев «огненной смерти». Год
назад здесь же я присутствовала на открытии выставки Е. Ройзмана «Невьянская
икона», там же пообщалась с главным действующим лицом -Ройзманом Е. Пролетев
мимо (а это происходило на мраморных ступенях парадной лестницы), он
остановился , повернулся ко мне и спросил : «Поговорим?» - «Да!» - радостно
сказала я. Какое впечатление произвел? Умен. Красивый. Большой. Тембр голоса
хороший. И мне казалось, что этот большой человек тяготился присутствием большого
количества бесцеремонных людей. Несколько
минут поговорили с Ириной Хохловой, в том числе и о «Невьянской иконе», Ирина
очень сожалела, что год назад не смогла приехать и ознакомится с экспонатами из
Екатеринбурга, тем более, что между школами имеются общие моменты. Рассматривая
экспонаты, обратила внимание на то, что некоторые из них не имеют сведений о
происхождении, то есть отсутствуют сведения о том, как образ попал в музей или
частное собрание. Годы поступления в музеи: начало 20-х – конец 30-х. Тяжелый
период в нашей истории. Гонения не только на Церковь, но и на граждан. Аресты,
расстрелы, конфискации. И как знать, возможно, эти лики наблюдали жизни и
гибель русских семейств. Во время
экскурса узнала, что в Покровском храме
левобережья доныне пребывает редчайший по иконографии и известный далеко за
пределами Ярославской области чудотворный образ Богоматери «Прибавление ума».
Ее прототипом послужилачудотворная скульптура Лоретской Богоматери (из
местечка Лорето в Италии, 1525 год). На выставке представлен
один из дошедших до нашего времени списков с этой реликвии. Образ, который
просто необходимо иметь той ветви власти, называемой исполнительной, глядишь и
с экономикой, и с культурой, и с другими отраслями народного хозяйства
наладится .
Большое впечатление произвели образы Иоанна Предтечи,
интересные лики, яркое золото, разноцветные веселые и одновременно строгие
орнаменты, надписи такими четкими буковками, что душа радуется. Выставка продлится в Москве ещё полтора месяца, и у многих,
кого заинтересовал мой рассказ, есть возможность её посетить. Предоставлена
возможность прикоснуться к истории нашего Отечества, да и просто получить
удовольствие.
Специальный корреспондент СМИ и Бизнес Ирина Лебедева