Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2013 » Июнь » 20 » ПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА
12:26
ПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА
РОМАНОВСКИЕ ПИСЬМА
Ирина Лебедева

БогоматерьВпервые в Москве с 31 мая до 11 августа 2013 г. в галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке представлены уникальные произведения иконописцев-староверов, которые жили в небольшом городке Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) Ярославской губернии. В экспозицию выставки вошли иконы из частных, музейных и церковных коллекций Ярославя, Череповца, Тутаева, Рыбинска и Москвы. Название выставки-проекта  "романовские письма". Какие ассоциации возникают от словосочетания "романовские письма"? Конверты запечатанные сургучом с оттиском таинственного герба,  листы плотной бумаги с вензелями и нежными цветами? Нет. На самом деле речь идет о старообрядческой иконописи Ярославской провинции 18-19 веков.
И именно 18 июня состоялась единственная экскурсия по экспозиции, провела которую  куратор выставки Ирина Хохлова, старший научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника, исследователь старообрядческой иконописи. Присутствовали специально приглашенные представители московского старообрадчества и я, Ирина Лебедева.
Романовские иконы — редкое явление старообрядческих писем конца 18- начала 19 века. Название происходит от старинного названия города Тутаева — Романов-Борисоглебск. Ещё академик Н.П. Лихачев в 1906 году в «Материалах для истории русского иконописания» впервые публикует икону святого Афиногена и пишет о ней: «…Самостоятельная композиция замечательного Романовскаго иконописца («романовския письма») Максима Архиповскаго, исполненная в 1824 году.».

Лишь в 1966 году термин «романовские письма» вновь решительно будет произнесен В.И. Антоновой на страницах каталога собрания икон П.Корина. Опубликовав редчайшую икону «Преподобный Исаакий Далматский с житием» 1833 года с подписью лучшего романовского мастера М.Ф. Архиповского, Антонова задала безошибочную шкалу оценки «романовских писем».
Научный интерес к «романовским письмам» возродился лишь в 1990-е годы. К теме романовской иконы обратились сотрудники крупных столичных музеев. Одновременно, с 1990-х годов иконы «романовских писем» стали выявляться и в ярославских музеях. В 2010 году впервые был поставлен вопрос о научном признании Романова-Борисоглебска как самостоятельного иконописного центра. Одним из отличительных признаков романовских икон является очень тщательно обработанные доски, гладко шлифованные, как говорят в России «без сучка — без задоринки».
Что же есть чудный город Романов-Борисоглебск? Небольшой волжский городок под Ярославлем (36 км), стоит на двух берегах Волги, известен своими быстроходными судами-романовками, луком, коклюшечным кружевом, особой породой овец и шубным промыслом, кузнечным ремеслом и в наше время колокололитейным производством Н. Шувалова.
Из истории города. Романов (левый) – Романов с деревянным Крестовоздвиженским собором в центре по одной версии был основан по повелению князя Романа Владимировича Угличского (Святого) в начале 1280-х годов, по другой - возведен князем Романом Васильевичем Ярославским в 1345 году. Каменный Крестовоздвиженский собор - строился около 40 лет на месте деревянного в древнем кремле — в его детинце, в 1658 году - освятили. Борисоглебская слобода - еще в 18 веке поставлен первый Борисоглебский храм. Воскресенский собор - возведен в камне в 1670-1675 гг. В 1563 году, после того, как четверо мурз Ногайской орды (двое Юсуповых и двое Кутумовых) со многими служилыми татарами перешли на сторону московского царя, Иоанн Васильевич пожаловал «на кормление» знатным ордынцам Романов со всеми его доходами и часть дворцовых сел в уезде. Численность татар-переселенцев составляла на тот период полторы тысячи человек.
1822 год – объединен в один город в честь ТРЕХ СВЯТЫХ.
В XVII веке Романов-Борисоглебск становится крупнейшим очагом старообрядчества. Староверы соблюдали обряды, принятые в Русской Церкви до патриарха Никона (1652-1666): они продолжали креститься двуперстием, надписывать имя Христа «Исус», совершать службы по старым книгам. Только русский человек, не смирившийся с реалиями земной жизни и ощущающий себя странником и пришлецом в этом мире, а потому искателем и страдальцем, мог веками жить мечтой о дивном царстве Беловодье, земном рае, где процветает благочестие, почтение к вере отцов и свобода, где  для чистой души нет преград и барьеров полицейской государственности. Но противоречия переросли границы обрядовых расхождений. Со стороны правящего режима начались карательные акции по уничтожению крупных духовных центров, закрытие молелен, конфискации имущества, изъятие икон, ссылки, тюрьмы и казни. Со стороны староверов – оппозиционность власти, закрытость замкнутой касты для внешнего, враждебного мира, бегство в скиты, обилие наставников всех толков, экзальтация и даже самоистребление. Преследования старообрядцев продолжались более двухсот лет. Старообрядцы спасли уникальные древние иконы от уничтожения, именно они сохранили облик традиционной русской иконы. Главные центрами старообрядческого иконописания: Ветка под Гомелем, Стародубье и Клинцы на Черниговщине, Поморская Выговская пустынь, Палех и Мстера во Владимирской губернии, Гуслицы под Москвой, Сызрань под Самарой, Невьянск на Урале. В Романове в XVII веке некоторое время проповедовал сподвижник протопопа Аввакума священник Лазарь, затем - ссылка в Тобольске более 10 лет, казнен в 1681 году вместе с Аввакумом. Эпидемия массовых самосожжений охватила жителей. Cо второй половины 17 и до конца 18 века в Ярославской губернии было зарегистрировано 117 случаев «огненной смерти».
            Год назад здесь же я присутствовала на открытии выставки Е. Ройзмана «Невьянская икона», там же пообщалась с главным действующим лицом -Ройзманом Е. Пролетев мимо (а это происходило на мраморных ступенях парадной лестницы), он остановился , повернулся ко мне и спросил : «Поговорим?» - «Да!» - радостно сказала я. Какое впечатление произвел? Умен. Красивый. Большой. Тембр голоса хороший. И мне казалось, что этот большой человек тяготился присутствием большого количества бесцеремонных людей.
            Несколько минут поговорили с Ириной Хохловой, в том числе и о «Невьянской иконе», Ирина очень сожалела, что год назад не смогла приехать и ознакомится с экспонатами из Екатеринбурга, тем более, что между школами имеются общие моменты.
            Рассматривая экспонаты, обратила внимание на то, что некоторые из них не имеют сведений о происхождении, то есть отсутствуют сведения о том, как образ попал в музей или частное собрание. Годы поступления в музеи: начало 20-х – конец 30-х. Тяжелый период в нашей истории. Гонения не только на Церковь, но и на граждан. Аресты, расстрелы, конфискации. И как знать, возможно, эти лики наблюдали жизни и гибель русских семейств.
Во время экскурса узнала, что в Покровском храме левобережья доныне пребывает редчайший по иконографии и известный далеко за пределами Ярославской области чудотворный образ Богоматери «Прибавление ума». Ее прототипом послужила чудотворная скульптура Лоретской Богоматери (из местечка Лорето в Италии, 1525 год). На выставке представлен один из дошедших до нашего времени списков с этой реликвии. Образ, который просто необходимо иметь той ветви власти, называемой исполнительной, глядишь и с экономикой, и с культурой, и с другими отраслями народного хозяйства наладится
.

Иоанн

Большое впечатление произвели образы Иоанна Предтечи, интересные лики, яркое золото, разноцветные веселые и одновременно строгие орнаменты, надписи такими четкими буковками, что душа радуется.

Выставка продлится в Москве ещё полтора месяца, и у многих, кого заинтересовал мой рассказ, есть возможность её посетить. Предоставлена возможность прикоснуться к истории нашего Отечества, да и просто получить удовольствие.

 




Специальный корреспондент СМИ и Бизнес Ирина Лебедева

 

 

 

Просмотров: 2135 | Добавил: politolog | Теги: христанство, романовские письма, выставка, православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ