В президентском
законопроекте о выборах нет важных инициатив, выдвинутых оппозицией В своем
последнем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин объявил, что
считает возможным возвращение к смешанной избирательной системе –
пропорционально-мажоритарной. Путин также отказался и от большей части новаций,
введенных его предшественником Дмитрием Медведевым. Например, исключена
возможность для тех партий, которые чуть-чуть не добирают до проходного
барьера, получать один или два думских мандата. Не прошло и предложение о праве
партий отзывать своих представителей в избирательных комиссиях всех уровней
практически в любое время. Все
это записано в том законопроекте о выборах депутатов Госдумы, который 1 марта
поступил из Кремля в нижнюю палату парламента. В
президентском документе партиям не разрешается создавать избирательные блоки.
Причем предполагается запретить не только официальные союзы, но и даже так
называемые скрытые коалиции. То есть, когда какие-то партии договариваются друг
с другом, что на выборы выходит лишь одна из них, но в избирательном списке в
качестве кандидатов присутствуют не только члены этой партии, но и активисты ее
союзников. Действующий сейчас закон о выборах позволяет партиям брать в свои
кандидаты граждан, которые состоят в другой партии. Но в проекте президента
делать это строго запрещено – в партийных избирательных списках должны
находиться либо члены данной партии, либо беспартийные люди. Теперь
множество партий, которое существует уже сейчас, обретают право
беспрепятственно (ведь сбор подписей отменен) принимать участие в думских
выборах, хотя большая часть из этих партий соответствующим потенциалом не
обладает, да и обладать не может. То есть, с учетом запрета блоков, голоса
оппозиции будут размазаны, а "Единая Россия" сможет избираться в еще
более комфортных условиях. Ну, а потом, как известно, партия власти получит
свою долю из так называемой избирательной "премии" – суммы голосов,
поданных за непопадающие в Госдуму партии. Избирательный
кодекс должен был установить в стране главенство федерального законодательства
о выборах Еще
один потенциал роста единороссов – это одномандатные округа, где преимущества
имеют кандидаты с административным ресурсом. Впрочем, руководитель фракции
"Справедливая Россия" Сергей Миронов подчеркивает: "Мы
принципиально за смешанную систему, чтобы были мажоритарные округа и партийные
списки, и отнюдь не считаем нужным учитывать какие-то конъюнктурные интересы
"Единой России". Потому что "Единая Россия" приходит и
уходит, а избиратели и политическая система России остаются". Так что
одномандатные округа "эсеры", несмотря на все возможные издержки,
относят к плюсам президентского законопроекта. А
вот беспрепятственный доступ всех, даже самых новых партий к выборам в
федеральный парламент "Справедливая Россия" считает безусловным
минусом. Как и запрет предвыборных блоков, разрешение которых как раз и
позволило бы не вводить такую форму бюллетеня, как брошюра вместо обычного
листа. Впрочем, как заявил Сергей Миронов, ко второму чтению законопроекта
фракция "эсеров" обязательно предложит поправки по всем разделам документа.
И от того, как парламентское большинство отнесется к ним, будет зависеть
голосование фракции по инициативе президента в целом. Вице-спикер
Николай Левичев, например, напомнил о предложении "Справедливой
России" проводить для партий-новичков своего рода фильтрацию. Если
какая-то партия создана с серьезными намерениями, то сначала она должна
подтвердить свои политические возможности на муниципальных выборах, затем –
создать фракцию хотя бы в одном региональном заксобрании, и только потом ее
можно допускать к выборам в Госдуму. А по
мнению первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству
Александра Агеева, предлагаемый барьер в 5 % – это слишком высокая планка.
"Если опустить его до 3 %, это способствовало бы демонополизации
парламента", – считает он. Кстати, если блоки разрешены так и не будут, то
можно пойти и на альтернативный вариант – законодательно ограничить
представительство одной партии в Госдуме до 33 %, полагает депутат. Стоит
отметить, что год назад группа депутатов от "Справедливой России"
внесла в Думу законопроект об Избирательном кодексе РФ, который по надуманным
причинам был категорически отвергнут единороссами даже без обсуждения. Теперь,
изучая путинский законопроект о выборах, ясно видно, что некоторыми частями он
буквально повторяет этот "эсеровский" проект. Правда, это не
относится к принципиальным политическим моментам, которые Кремль предпочел
прописать в пользу партии власти. Например,
в проекте "эсеров" заградительный барьер для прохождения партий в
Госдуму был установлен на уровне 3 %. Разрешено не делить списки на большое
количество региональных групп: можно сделать их всего 15, а не 35, как
предлагается в президентском законе. Интересно, что как раз в проекте
Избирательного кодекса разрешалось и так называемое соединение списков – для
тех партий, которые считают, что самостоятельно выборы они не потянут. "СР"
прописала открытый публичный механизм контроля за финансовой стороной думских
выборов "Справедливая
Россия", кстати, прописала в этом законопроекте и совершенно открытый,
публичный механизм контроля за финансовой стороной думских выборов. Также
предусмотрены минимальная явка избирателей и графа "против всех".
Любопытно, что согласно "эсеровскому" проекту, любой гражданин может
инициировать образование специального избирательного фонда для агитации именно
за такое голосование. Причем, и само понятие агитации сформулировано вполне
понятным языком. И при этом, скажем, достоверный рассказ о событии, в котором
участвовал кандидат, без тех или иных комментариев и выводов, агитацией ни в
коем случае не считается. И критика соперников в теле – и радиоэфире не
запрещается, а наоборот, приветствуется. А теледебаты сделаны обязательными, за
отказ от них происходит изъятие всего бесплатного времени, предоставленного партии.
Ничего подобного в президентском проекте, естественно, нет. В
целом же Избирательный кодекс должен был установить в стране главенство
федерального законодательства о выборах, чтобы исключить местничество и
чрезмерные запреты, вводимые в некоторых регионах. Поэтому, например, в ИК
дается исчерпывающий перечень видов избирательных систем, которые могут
применяться на федеральных, региональных и местных выборах. Это делается,
прежде всего, для того, чтобы местные власти не смогли получить возможность
ограничивать политическую конкуренцию, совместив нормы разных систем. Жестко
установлены и предельные уровни заградительных барьеров. На выборах в Госдуму
это, как уже было сказано, 3 %, на региональных выборах – не больше 4 %, а на
муниципальных – не выше 5 %. Сбор подписей для регистрации кандидатов отменен,
кроме самовыдвиженцев. Но и для них предлагаются приемлемые условия – собрать
надо не больше 0,5 % от количества избирателей. Кстати, в президентском
законопроекте эта норма скопирована с Избирательного кодекса "Справедливой
России". Правда, в нем осталась прежняя жесткая система проверки подписей,
а в проекте ИК сделано так, чтобы ошибки в подписях трактовались в пользу
кандидата, а кара следовала бы только за откровенные фальшивки. И вообще отказы
кандидату в регистрации в "эсеровском" проекте сведены к минимуму –
потому что это дело не избиркомов, а судов. Однако,
как уже было сказано, вполне разумный документ, дающий равные права и
возможности всем участникам избирательного процесса, год назад был отвергнут
парламентским большинством. И теперь Госдуме предлагается обсудить и принять
его сильно исправленную и урезанную копию. Источник http://www.novopol.ru/-zakon-vmesto-kodeksa-text141506.html