Я готова спорить с Календарем русской природы о том, что весна в
этом году пришла к нам в апреле, активно и радостно. И вот уже и сам апрель на
исходе. Озорным баловником и удивительным чародеем входит май, и не хочется
заниматься воспоминаниями, а хочетсясмотреть вперед. А что у нас в будущем? – Правильно. "Праздников
праздник и торжество из торжеств" - Пасха
Христова,
которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому
календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и
мартовским полнолунием. Последняя перед Пасхой
неделя называется Страстной, в память святых страстей Господних. Все дни на Страстной седмице называются
Великими. А вся неделя — Страстной: неделя, когда Христос был предан, осужден,
возведен на Голгофу, распят и воскрес. Все дни
на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя — Страстной: неделя,
когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.
В
эти дни перед верующими проходит вся жизнь Христа и все его учение: в Великий
понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня,
как образ человека, погибающего в нераскаянии; в Великий вторник — притчи
Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде и т. д.; в Великую
среду вспоминают о женщине, помазавшей Спасителя миром (греч. — благовонное
масло; состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания); в Великий
четверток — богослужения посвящены Тайной Вечере —последней праздничной
трапезе, которую провел Христос со своими учениками. Иисус сел с двенадцатью
учениками за стол и сказал им: "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде
Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не
совершится в Царствии Божием". Я помню, когда на
экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на многих, особенно
нецерковных людей он произвел огромное впечатление. Один мой знакомый пошел
смотреть эту картину в кинотеатр, а после рассказывал, что молодежь, которая
как всегда перед сеансом заготовила поп– корн и разные напитки, чтобы приятно
провести время, до самого конца фильма не смогла съесть ни крошки. Все в
оцепенении просидели молча весь сеанс. Пасха - самый
весенний, добрый, светлый праздник, конечно. У многих он ассоциируется с
разноцветными яйцами и, даже, с кроликом. Почему кролик?
Вариант первый. История пасхального
кролика берет начало ещё в дохристианской Германии, когда люди поклонялись
языческим богам. Почиталась тогда и богиня весны и плодородия Остара.
Наступление весны, а именно, день весеннего равноденствия было её праздником, а
символом этого праздника стал кролик как самое плодовитое животное,
символизирующее рождаемость. Но почему роль зверька, который прячет яйца,
досталась именно кролику? Ведь яйца несет курица! Оказывается, «обычная» курица
просто не могла нести такие красивые и яркие яйца. Немцам необходимо было
придумать другой сказочный персонаж. Таких персонажей было много, однако именно
зайчик/кролик прижился в роли волшебного зверька, несущего волшебные яйца. Вариант следующий. Во
время Великого Потопа, когда ковчег плыл по волнам, он наткнулся на вершину
горы, и в днище образовалась брешь. И пошел бы ковчег на глубину, если бы не
зайчик, который заткнул прореху своим хвостиком. И вот в память о храбром зайце
родились сказочные истории. Родом пасхальный
кролик из Германии, ведь как раз там и были найдены первые письменные
упоминания о нём. Вместе с мигрантами легенда о пасхальном кролике попала в
Северную Америку, и уже там стала таким же символом Пасхи, как и на территории
Германии. В Мюнхене в честь кролика даже открыли музей, который попал в Книгу
рекордов Гиннесса. Ведь в музее насчитывалось более 1000 самых разных
экспонатов: фигурки кроликов из дерева, фарфора, сахара, открытки, формочки для
изготовления сладких кроликов и многое другое. Все экспонаты соответствовали
своему времени. Были там игрушечные зайчики начала XIX века и кролики времен
Первой мировой Войны, одетые в военную форму. К сожалению, в 2005 году, спустя
5 лет после смерти основателя музея Манфред Клауда, музей был закрыт, а часть
коллекции распродана. В России и Украине
одним из главных символов Пасхи является пасхальное яйцо. «Крашенки», «Писанки»,
«Крапанки», «Драпанки» …Почему яйцо? Почему крашеное? Обычай окрашивать
пасхальные яйца в красный цвет уходит корнями в так называемые «языческие
времена», когда красное яйцо считалось символом солнца, пробуждающего природу
после долгой зимы, что расписные яйца находят и в древнем Египте, и в скифских
курганах, что при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с
нанесёнными на него символическими знаками. Их клали и в колыбель к младенцу, и дарили
молодожёнам на свадьбу, ими поминали предков. Поэтому крашеные яйца могут
покрываться сотнями обереговых символов, каждый из которых защищал от разных
напастей – от болезней, наговора, разлуки, зависти и т.д. По свидетельству
Плиния Старшего, у друидов раскрашенные яйца выполняли роль талисманов. Их
окрашивали в алый цвет в честь Солнца. Кельтская богиня красоты и любви Клиодна
имела в своём распоряжении двух неземных птиц красного цвета с зелёными
головами, которые откладывали голубые и пурпурные яйца. С древности яйцо
служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло,
свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами,
перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой
малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день
Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных
куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие
солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать
печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.
Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века –
считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию
остальной пищи в течение дня, "смазывает” желудок. Для наших предков
яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Петуха,
будившего утро. С возникновением
христианства символизм яйца получил новую религиозную интерпретацию: в нем
видели камень, закрывавший вход в гробницу Христа. По преданию после
воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным
странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться
смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого,
кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любил Он.
Мария Магдалина
дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к
императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она
пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо
всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь,
которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого
цыпленочка. Но когда Мария
сказала Тиберию о том, что Иисус Христос так же вырвался из смертельных оков и
воскрес, император только рассмеялся: «Это так же невозможно, как твоему белому
яйцу превратиться в красное». Не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в
руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор яйцо,
окрашенное в красный или пурпурный цвет, стало символизировать жертвенную кровь
Христа. В средние века было
принято одаривать пасхальными яйцами домашних и прислугу. Так, король Англии
Эдуард I Плантагенет (1239–1307) приказывал перед Пасхой варить и раскрашивать
золотом (или заворачивать в тонкие золотые листы) около 450 яиц, которые затем
вручались членам королевского двора. А что же российский
двор? Ходят легенды, что
серия «Пасхальные яйца» появилась после того, как Александр III, желая отвлечь
жену Марию Федоровну от грустных дум по поводу убийства ее свекра, заказал
Карлу Фаберже какую-нибудь вещицу, связанную с Пасхой. Так и появилось
первое пасхальное яйцо «от Фаберже» – десятисантиметровое яичко, снаружи белое
(эмалевое), изнутри желтое (золотое); в нем сидит на яйцах золотая курочка с
глазами из рубинов и бриллиантовым гребнем.
Все детали были
выполнены так тонко и виртуозно, что можно было разглядеть и гребешок, и
круглые глазки, и даже перышки. Золотое яйцо
«Курочка» привело в восхищение и императора, и императрицу. Особенно же
порадовал царственную чету сюрприз, спрятанный в «желтке»: в нем находилось два
миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона. «Курочка» преподнесла ценный дар и своему
создателю — Карлу Фаберже было пожаловано звание Поставщика Императорского
двора с правом изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла. С тех пор
Мария Федоровна представить себе не могла Пасху без очередного яичка «от
Фаберже». После смерти ее мужа пасхальный сувенир стал преподносить ей сын –
Николай II, заказывающий у Фаберже по два яичка – для маменьки и для жены. Заказ, по которому
Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма;
сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие
- чтобы произведение не имело повтора. Яйцо торжественно преподносилось царю
либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с
большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в
подарке. На изготовление некоторых яиц, в особенности тех, что содержали
замысловатые сюрпризы, уходил не один год. Сюрпризы вообще были
главной интригой пасхальных творений Фаберже. Секрет яйца оставался
нераскрытым вплоть до торжественного подношения подарка. На вопрос императора о
сюжете нового яйца Фаберже отвечал уклончиво: «Ваше Величество будет довольно…» Многие из них являли
собой самостоятельные произведения искусства: ювелирные изделия, изящные
фигурки животных, миниатюрные модели, изображения людей — как будто для
первоклассных мастеров и впрямь не было ничего невозможного. Чем-то они связаны
с царской семьей. Например памяти «Азова», один из двух кораблей, на который
плавал Николай II. В конце XIX века
мастерские Фаберже стали изготавливать и вовсе удивительные пасхальные яйца — с
заводными механизмами. В яйце, получившем
название «Ландыш», выполненном в стиле модерн (оно было подарено Николаем II
жене на Пасху 1898 года), запрятан механизм, при «запуске» которого из яйца
появляются и раскладываются веером три маленьких портрета — самого императора и
двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны. Можно ли сказать, что
в начале XX века всё было более правильнее? Наверно да. И Республика Франция
относилась к присуждению французских знаков отличия и орденов весьма серьезно. В 1900 году, во время
проведения Всемирной выставки в Париже, фирма Фаберже участвовала вне конкурса,
и ее владелец Карл за свои уникальные изделия был награжден орденом Почетного
легиона – высшей наградой Франции, учрежденной еще Наполеоном и вручаемой
президентом. Удостоен не
миллионер, не олигарх, а простой русский ремесленник Карл Фаберже. Как говорится «ДОРОГО
ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ».