Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев Христос создал
общину из галилейских рыбаков, среди них не было образованных и знатных людей,
и это промыслительно, чтобы в будущем никто не мог сказать, что это только для
образованных, для знатных, это — не для меня. Христос избрал самое низшее в
глазах мира и самое худшее в глазах мира, чтобы не могли иметь никакого
преимущества ни образованные, ни необразованные. А потом в Церковь пришли и
образованные, и знатные, и великие, и ученые, и цари, — и всем там нашлось
место. Церковь — это не
какое-то закрытое общество, отгородившееся от мира и далекое от проблем
современности. Напротив, Церковь состоит из людей и подобно им живет в нашем
мире; она его часть. Церковь не противостоит миру, они взаимосвязаны и
пронизывают друг друга. В таком смысле следует понимать усилия современной
Церкви стать «светской». «Человек не может полностью видеть себя вне человечества,
ни человечество — вне жизни, ни жизнь — вне универсума» (Освальд Шпенглер,
«Годы решений»). Но хотя Церковь
существует в этом мире, она не от него. Ее роль — через мирские интересы
привести людей к Богу. Поэтому не подобает Церкви вмешиваться или высказываться
по принципиальным вопросам чисто светского характера. Существует настоящая
автономия в научной, политической и социальной областях. Церковь ни в коем
случае не должна использовать светскую власть для выполнения своей роли в мире. Церковь по праву
могли бы упрекнуть в отречении от мира, если бы она попросту не захотела решать
актуальные ныне задачи. Церковь должна принимать участие в жизни общества,
если, в самом деле хочет быть «светом мира» и «солью земли», как требует того
Христос от своих верных. Ведь во всех областях своей деятельности человек
ответственен перед Богом. К примеру, технику нельзя использовать для
уничтожения людей, политика не должна ограничивать личную свободу и достоинство
человека, экономическое устройство обязано создать для всех людей на свете
возможности существования и т.д. В наше время Православную Церковь упрекают не
только во вмешательстве в светские области, но и в молчании при решении таких
вопросов, когда она обязана была сказать свое слово. Поэтому и нехристиане, к
примеру, приветствуют постоянные призывы и усилия церковной иерархии к
достижению социальной справедливости и мира во всем мире. Для этого нужно
постоянно участвовать в социальных проектах и решать вопросы, связанные с
акциями милосердия и помощи нуждающимся людям. Нельзя, однако,
ожидать, что у Православной Церкви есть простые ответы на все вопросы. Прогресс
человечества выдвигает все новые задачи, поэтому и Церковь обязана вновь и
вновь искать в Божественном Откровении нужный ответ. Ответственность в принятии
решений в светских вопросах лежит на мирянах Церкви, именно они должны в первую
очередь «служить миру». Ведь у них больше знаний в специальных областях, потому
их компетентность не вызывает сомнений. Каждый христианин должен осуществлять
свою веру в современном мире. Церковь тогда
правильно видит свою роль в мире, когда воспринимает свою миссию как служение
миру и человеку. Для православного христианина нет большего желания, нежели
всегда служить людям нашего времени как можно великодушнее и действеннее и
полезнее. Роль Церкви можно вкратце описать так: приведя человека к Богу,
Церковь должна помочь ему обрести самого себя и указать его место в мире. Когда Церковь
проповедует, как это заповедовал Христос, Божественное Откровение всему миру,
она ни в коем случае не смеет руководствоваться стремлением к светской власти
или расчетливостью. Миссия христианина исключительно религиозная и потому
высокогуманная. Христианин всегда должен предлагать лучшее решение проблем
эпохи, чем все иные общественные группы. Христианин способен делать это потому,
что вера дает ему полный образ мира и человека, по которому он может
ориентироваться. Насущная задача Церкви — «судить, оценивать, вдохновлять,
изменять, преображать всю человеческую жизнь», — пишет протопресвитер Александр
Шмеман (1921 — 1983). Сказанное вовсе не означает, что Церковь должна была бы
узаконить свою точку зрения с помощью государственных инстанций в качестве
всеобщей нормы. Церковь хорошо
осознает, что не только она помогает обществу, что современный мир, прогресс
науки и техники в свою очередь очень помогают ей в выполнении своей миссии.
Поэтому Церковь постоянно стремится к живому диалогу во всех областях, к
преодолению отчужденности, создавшейся главным образом на протяжении последних
столетий. Главным направлением
в развитии Церкви является образование — и богословское, и светское: жизнь
ставит такие вопросы, на которые нужно отвечать очень компетентно и глубоко.
Богословское образование в сочетании со светскими наработками и достижениями —
приносит пользу Православной Церкви. Покойный Патриарх Алексий отмечал:
«Пастырь не должен пренебрегать и своим интеллектуальным развитием. Прежде
всего, это касается познания различных областей церковного предания: творений
святых отцов, церковной архитектуры, музыки, истории, иконописи. Но и светская
культура и наука, несомненно, помогут пастырю лучше понять современного
прихожанина и донести евангельское благовестив до ума и сердца
невоцерковленного человека». Ум византийцев,
изощренный философской мыслью, требовал от Церкви ответа на свои вопросы в
философских категориях. А Церковь всегда считала себя обязанной очень чутко
реагировать на запросы мира, потому, что главное ее назначение в мире — это
миссия и, стало быть, диалог с миром нужно вести на понятном ему языке. Этим
можно объяснить и соответствующее отношение к наукам. Тот же Григорий Богослов
в одном из своих сочинений говорит, что некоторые, будучи сами невеждами,
желают и всех видеть такими же. Церковь никогда не отвергала науку. Апостол
Павел был, как известно, образованным человеком, философского склада ума. Христос создал общину
из галилейских рыбаков, среди них не было образованных и знатных людей, и это
промыслительно, чтобы в будущем никто не мог сказать, что это только для
образованных, для знатных, это — не для меня. Христос избрал самое низшее в
глазах мира и самое худшее в глазах мира, чтобы не могли иметь никакого
преимущества ни образованные, ни необразованные. А потом в Церковь пришли и
образованные, и знатные, и великие, и ученые, и цари, — и всем там нашлось
место. Доктор богословия
протоиерей Александр Федосеев Источник
http://sozidatel.org/obchestvo/2423-pravoslavnaya-czerkov-v-sovremennom-mire.html