Молодежные патриотические движения в России: исторический опыт и перспективы развития
Сафронов Вадим Александрович
Патриотическое воспитание молодежи является одной из важнейших зада современного российского государства и его вооруженных сил. В условиях роста внешних угроз и информационного давления со стороны внешнеполитических противников необходимо осуществлять воспитание нового поколения в духе государственности и патриотизма.
Как показывает зарубежный опыт отсутствие грамотно построенной системы патриотического воспитания и молодежных организаций патриотического толка может привести к формированию у молодежи экстремистских взглядов. Так произошло на Украине, где вследствие активной пропаганды западных ценностей и развития «националистических» и даже крайне радикальных нацистских организаций произошла деформация общественных ценностей, что привело к государственному перевороту в 2014 году и сложнейшему политическому и экономическому кризису, который продолжается и по сегодняшний день.
Безопасность российского государства и общества может быть обеспечена только посредством воспитания у молодежи социальной ответственности, а также создания этико-правовых барьеров в ее практической деятельности. Патриотизм, в отличие от многих других качеств личности является социальным качеством, что означает что оно не заложено с рождения, а воспитывается в ходе социальной деятельности [5].
Основная цель патриотического воспитания молодежи — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать свою страну в случае возникновения угроз, стремление способствовать процветанию Отечества. Как показывает исторический опыт воспитания и образования, патриотизм должен прививаться ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни [1].
Одним из основных методов патриотического воспитания может служить развитие в Российской Федерации молодежных патриотических движений.
Исторический анализ развития моложёного патриотического движения в России показывает, что патриотическое воспитание молодежи всегда являлось важным направлением государственной политики.
Первые патриотические организации молодежи появились еще в Российской Империи. Огромное значение в организации их деятельности имела православная церковь, религиозное и патриотическое воспитание рассматривались как взаимосвязанные элементы.
В Российской Империи действовали такие молодежные патриотические организации, как «Маяк», «Потешные войска», «Союз Русского сокольства». В 1909 году в Российской империи появились первые объединения подростков, названные на английский манер «скаутами». Отряды разведчиков — так называли они сами себя по-русски.
Скаутинг в начале XX века объединил детей и их взрослых наставников по всему миру. Его участниками стали представители разных народов и религиозных конфессий. Николай II распорядился, чтобы книга основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла «Scouting for boys» была переведена на русский язык. Главной целью «скаутского» движения была подготовка и воспитание нового поколения молодежи развитие у них физических, нравственных и интеллектуальных качеств.
Революция 1917 года, Гражданская война и внедрение идеологии марксизма-ленинизма закономерно отразились на молодежной политике государства. Детские и юношеские движения в первую очередь стали рассматриваться как субъекты политических процессов.
В 1918 году был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). С 29 октября по 4 ноября 1918 года прошел I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ. В 1924 году в связи со смертью Ленина он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году — во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).
Комсомольские организации участвовали почти во всех сторонах жизни советского общества : помогали строить важнейшие объекты народного хозяйства (например, в строительстве московского метро, Байкало-Амурской Магистрали и др. объектов народного хозяйств), участвовали добровольцами в войне в Испании, Финской кампании и Великой Отечественной Войне.
В рамках комсомольского движения стало развиваться пионерское движение молодежи.
19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Позднее в этот день в СССР отмечался День пионерии. Многое в новом детском объединении было заимствовано от дореволюционных скаутских отрядов. Так девиз скаутов «Будь готов» был изменен на пионерский лозунг «Всегда готов». Зеленые галстуки сменились красными. (3)
Главной целью пионерского движения было воспитание детей в рамках нового социалистического общества. Подрастающему поколению прививались патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях.
Немаловажную роль в государственно-патриотическом воспитании играло общество ДОСААФ СССР. Правительство возложило на ДОСААФ пропаганду и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества. За годы своего существования в оборонном обществе сложилась стройная система обучения и воспитания будущих воинов. Главным звеном в ней стали многочисленные учебные организации ДОСААФ. Важным направлением в деятельности организации являлась подготовка кадров массовых технических профессий для народного хозяйства, имеющих военно-прикладное значение, а также военно-патриотическое воспитание граждан.
Отличительной особенностью молодежного движения в СССР было их структурированность и идеологическая направленность. Патриотическое воспитание молодежи осуществлялось на государственном уровне. Координатором патриотического воспитания являлась правящая партия КПСС.
В 1991 году с распадом СССР и ликвидацией комсомольской организации исчезла стройная система военно-патриотического воспитания молодежи, что в совокупности с привитием индивидуальных рыночных ценностей привело к падению патриотизма среди молодежи и глубокому кризису нравственного развития подрастающего поколения.
Все попытки создания единой системы государственно-патриотического воспитания терпели «крах» в связи со стихийностью этих мероприятий и отсутствия комплексного подхода к их осуществлению с учетом современных реалий политической обстановки и настроения общества. Все эти попытки во многом были попытками возродить комсомольскую организацию в современных вариантах («Молодая Гвардия» движение «Наши») или же создать «концептуально» новую общественную организацию по патриотическому воспитанию молодежи в рамках гражданского общества, в отрыве от государства (что тоже было не правильно, поскольку государственное и патриотическое воспитание не отделимы друг от друга и без участия государства создание такой организации невозможно).
В конце 2015 г. правительством России была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Цель программы: создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. (4)
1 сентября 2016, на основании Указа президента Российской Федерации, по инициативе Министра обороны РФ, было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотического движение «Юнармия», которое на сегодняшний день, представлено во всех субъектах Российской Федерации, имеет в своих рядах более 75 тысяч молодых граждан России. Это кардинально новое движение, которое с одной стороны интегрировало в себе исторический опыт развития молодежных движений прошлых лет, а с другой учитывает современные требования к развитию молодежно-патриотического движения [2].
Целью движения является повышение интереса подрастающего поколения к географии и истории России и её народов, национальных героев, выдающихся ученых и полководцев. «Юнармия» работает в тесном взаимодействии со структурами Министерства обороны, Министерства Внутренних дел, воинскими частями, Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), Центральным спортивным клубом армии, ветеранскими организациями, поисковыми клубами. Вступить в организацию может любой учащийся России. Пока основным контингентом участников юнармейского движения является учащиеся школ, однако постепенно, исходя из задач движения оно распространяется и в высших учебных заведениях страны.
Задачами движения «Юнармия» являются:
– воспитание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, защита Отечества;
– допризывная подготовка молодежи к дальнейшему прохождению воинской службы в рядах Российской армии;
– повышение престижа военной службы;
– пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.
Деятельность молодежного движения осуществляется по следующим направлениям:
– организация юнармейских летних военно-спортивных лагерей;
– проведение военно-спортивных соревнований;
– проведение вахт памяти по поисковой работе в местах боёв Великой Отечественной войны;
– организация юнармейских постов у мемориалов Воинской Славы;
– организация юнармейской помощи ветеранам;
– волонтерская деятельность юнармейцев;
– проведение уроков мужества с юнармейцами;
– проведение исторических олимпиад для юнармейцев;
– исторические реконструкции с участием юнармейцев.
В программу подготовки юнармейцев, кроме дисциплин, входящих в основную образовательную программу средней школы, входят: стрельба из боевого оружия, оказание первой медицинской помощи, ориентирование по карте, углубленное изучение истории и географии, краеведение.
Таким образом, Юнармия является новым по своей сути движением объединяющее военно-патриотическое, нравственное и социально-политическое воспитание. Оно может и должно стать базисным движением в рамках патриотического воспитания российской молодежи.
Перспективами путями развития молодежного движения в Российской Федерации являются:
– расширение взаимодействия между молодежными патриотическими организациями и движениями, функционирующими на территории РФ;
– сотрудничество молодежных организаций с государственными органами и структурами;
– увеличение финансирования молодежных организаций и проектов молодежной политики;
– увеличение представительства молодежных движений в регионах;
– расширение сотрудничества молодежных организаций с культурными, этническими и религиозными организациями.
Наибольший эффект в формировании гражданской позиции и патриотических качеств может быть обеспечен только в том случае, если работа по её формированию будет касаться всех поколений – начиная с учащихся младших классов школ и заканчивая университетской молодежью, Патриотическое воспитание – важнейшая задача государства и решить ее можно только с помощью развития молодежных организаций и движений патриотической направленности.
Литература:
- Белоусов Н.А. «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.
- Гранкин В.Е. «Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи на примере движения «Юнармия» // Политика, экономика и инновации. 2017. № 5 (15). С. 2.
- Кудрявцев М.М. Молодежные политические движения в системе военно-патриотического воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – 2011. – №2
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.12.2018)
- Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый,2017, №47. С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 28.12.2018).
|