riss.ru Особенности партийно-политической системы США и американского электората
Юрий Николаевич Глущенко
Центр внимания президентской кампании в США переносится на партийные съезды
На партийных форумах официально оформится выдвижение кандидатов в президенты и вице-президенты, а также будут одобрены политические платформы. У республиканцев конвент открылся 18 июля в Кливленде (шт. Огайо) и продлится четыре дня, у демократов съезд пройдет 25–28 июля в Филадельфии (шт. Пенсильвания).
Большая часть американской партийно-политической истории представляет собой чередование периодов доминирования одной из ведущих партий, которой удавалось наилучшим образом встраиваться в политическую повестку того или иного периода, найти подходы к решению социально-экономических, внешнеполитических проблем и привлечь на свою сторону большинство избирателей. На этой основе складывались не только устойчивые электоральные блоки на массовом уровне, но и специфический консенсус на уровне элит, которые в совокупности образовывали правящие коалиции большинства.
Политическая гегемония республиканцев как главной партии курса на индустриальное развитие страны сохранялась до «Великой депрессии», поставившей в повестку дня ограничение свободно-предпринимательской рыночной стихии и создание системы социальной защиты для трудящейся Америки. С этой задачей смогли справиться демократы под руководством Ф.Рузвельта. Исторические реформы «нового курса» создали основу «социального государства» и, вытащив страну из кризиса, надолго обеспечили демократам статус партии большинства. Этот курс получил дальнейшее развитие в 1960-х годах в реформах «новых рубежей» Дж.Кеннеди и «великого общества» Л.Джонсона. На этой основе между двумя главными партиями в тот период сложилось своеобразное разделение труда. Демократы, как представители партии с левоцентристской и более широкой массовой базой, более чувствительной к демократическому протесту, выступают в качестве главных носителей либерального реформизма и сторонников расширения регулирующей роли и социальных функций государства. Республиканцы, в большей мере непосредственно отражающие интересы бизнеса и состоятельных слоев, в основном играют роль консервативного противовеса демократам, не давая их реформистским усилиям заходить слишком далеко. Тем самым гибкое приспособление американского капитализма к меняющимся реалиям сочетается с сохранением его традиционалистских устоев. В условиях американской демократии этот механизм «партийных перегруппировок» работает во многом стихийно, через конкуренцию двух ведущих партий в борьбе за голоса избирателей и политическую власть. Однако в последние годы в работе этого механизма наметились серьезные сбои.
Анализ электоральной статистики и голосований в Конгрессе показывает, что в стране уже с 1990-х годов сложились две примерно равновеликие партийно-электоральные коалиции, которые существенно отличаются как по социально-демографическому составу (расово-этнической, половозрастной, конфессиональной принадлежности, степени религиозности, урбанизации, сексуальной ориентации и др.), так и по идейно-политическим взглядам. Современным демократам присущи социально-культурный и экономический либерализм, ориентация на помощь государства в решении социальных проблем, а республиканцам – моральный консерватизм и стремление ограничить роль федерального центра в сфере регулирования экономики. Эти различия в последние годы все больше стали распространяться на сферу внешней политики и национальной безопасности. Если сравнить нынешнее правление демократа Б. Обамы (2009 – 2016 гг.) и его предшественника республиканца Дж. Буша мл. (2001- 2008 гг.), то демократы отдают предпочтение «мягкой силе» и коллективным международным усилиям, в рамках, так называемых гуманитарных интервенций, подчеркивают приоритетность глобальных проблем (вроде изменения климата), тогда как республиканцы придерживаются гораздо более националистических позиций и больше ориентируются на военно-силовые односторонние действия.
По данным исследовательской службы «American National Election Studies», корреляция между партийной идентификацией и идеологическими предпочтениями американцев за последние тридцать лет заметно выросла. Иными словами, происходит все большая идеологизация партий: Демократическая становится все более либеральной, а Республиканская – все более консервативной. Если говорить об идеологических предпочтениях в целом населения США (см. рис. 1), то в 2015 г., по данным опросов социологической службы Gallup, к консерваторам (conservative) относили себя 37 % опрошенных, умеренным (moderate) – 35 %, либералам (liberals) – 24 %. В 1992 г. это соотношение было соответственно в следующей пропорции 43, 36 и 17 %. , что свидетельствует об увеличении доли либералов и снижении доли консерваторов в структуре населения этой страны.
Обе партии в своих стратегических расчетах в президентской кампании 2016 г. исходили из того, что, как и в предыдущие годы, начиная с 2000 г., разрыв между сторонниками демократов и республиканцев может быть небольшим, и в этой связи особенно важным становилось убедить прийти на выборы свой базовый электорат и побороться за голоса так называемых независимых или колеблющихся избирателей, на долю которых приходиться порядка 25-30 %. Демократы в последние годы также делали упор на увеличение регистрации избирателей из представителей малоимущих слоев и цветного населения, республиканцы особенно в южных штатах старались им в этом помешать, принимая на законодательном уровне штатов ограничительные меры.
По оценкам американских демографов, к ноябрю 2016 г., число граждан США, имеющих право голоса, составит 225,8 млн. ( + 5% по сравнению с 2012 г.). На долю представителей белого населения придется 156,1 млн. человек (+2%), черных – 27,4 млн. (+6%), испаноязычных – 27,3 млн. (+17%), выходцев из Азии – 9,3 млн. (+16%).
Уровень явки американских избирателей в предыдущих президентских кампаниях составлял: 2000 г. – 50,3%, 2004 г. – 55,7%, 2008 г. – 57,1%. , т.е. имел тенденцию к повышению. С ослаблением эффекта новизны «фактора Обамы» в 2012 г. он сократился до 54,9%. Но при этом явка чернокожих избирателей составила порядка 66% и впервые в американской истории превысила указанный показатель для белого населения.
В США в электоральной базе каждой партии есть традиционные географические различия. На электоральной карте страны можно выделить так называемые «красные штаты», которые отдают предпочтения республиканцам и «синие штаты», голосующие на президентских выборах за демократов. В определенной степени данное деление уходит своими корнями в историю США и достаточно сильно коррелируется со структурой деления страны более 150 лет назад на «рабовладельческие» и «свободные» штаты.
В современных условиях «синие штаты» сосредоточены на северо-востоке страны (Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк) и Западном побережье США (Вашингтон, Калифорния). Такие штаты Среднего Запада как Мичиган, Огайо, Пенсильвания в 2008 и 2012 гг. также голосовали за кандидата демократов Б.Обаму.
«Красные» (республиканские) штаты расположены на юге и в сельскохозяйственных регионах США (Алабама, Луизиана, Оклахома, Южная Каролина, Западная Виргиния, Техас) отчасти на Среднем Западе. (См. рис. 2)
В то же время исход выборов 2016 года, также как и предыдущих четырех президентских кампаний во многом будет определяться в так называемых колеблющихся штатах, где традиционно идет наиболее напряженная политическая борьба с относительно равными шансами для кандидатов обеих партий. В 2016 г. как и 2012 г. американские политтехнологи к такой категории (sving or battleground states) относили от 9 до16 штатов. (на рисунке 2 они выделены бежевым цветом).
Выборы президента и вице-президента в США являются косвенными: в день выборов (8 ноября 2016 года) американские избиратели формально будут голосовать не за претендентов на пост президента и вице-президента, а за членов коллегии выборщиков. Кандидаты в члены коллегии выдвигаются единым списком комитетами политических партий каждого из 50 штатов и округа Колумбия до даты проведения президентских выборов.
Поскольку в 48 из 50 штатов США действует правило, согласно которому кандидат от партии, победивший в том или ином штате, автоматически получает голоса выборщиков всего штата, очень важным становится тот факт, как ведется избирательная кампания того или иного кандидата не только на национальном уровне, но и в отдельных штатах, прежде всего крупных, «делегирующих» значительное число выборщиков. Общее число выборщиков составляет 538 человек (сенаторы – 100, члены Палаты представителей – 435, и 3 выборщика от федерального округа Колумбия). С учетом динамики демографической ситуации после каждой переписи населения, которая проводится раз в 10 лет, число конгрессменов от каждого штата в Палате представителей Конгресса США может пересматриваться, соответственно несколько меняется и число выборщиков от каждого штата. Например, если штат Флорида в период с 1991 по 2000 г. имел 25 выборщика, то в период с 2001 по 2010 г. их количество увеличилось до 27. После очередной переписи (в 2010 г.) у этого региона число выборщиков возросло до 29. С другой стороны, представительство штата Мичиган уменьшилось за тот же период с 20 до 14 выборщиков.
По данным опросов общественного мнения в июне 2016 года, кандидат демократов Х.Клинтон могла рассчитывать на успех в штатах, дающих в сумме голоса 337 выборщиков, в том числе 190 голосов в гарантированных штатах (Safe) и 37 голосов в штатах, с большей степенью вероятности годовых поддержать демократов (Likely) и 120 голосов в штатах, склоняющихся ее подержать с минимальным перевесом на момент опроса (Leans). За республиканца Д.Трампа готовы были голосовать штаты, делегирующие в сумме 191 выборщика (136+ 27+ 28). (См. рис. 3).
Шаткая ситуация оставалась в девяти «колеблющихся» штатах, дающих в сумме 115 голосов. В их числе Аризона (11 голосов), Айова (6), Огайо (18), Виргиния (13), Северная Каролина (15), Флорида (29), Нью-Гэмпшир (4), Миссури (10), Колорадо (9). Напряженная обстановка сохранялась также в Джорджии (16) Пенсильвании (20), Южной Каролине (9), Неваде (6). Собственно именно в этих штатах и будет решаться исход президентских выборов 8 ноября 2016 года Д.Трампу придется приложить неимоверные усилия по преодолению отставания в популярности от Х.Клинтон в 15 «колеблющихся» штатах. В приложении 1 дан перечень штатов США с указанием численности членов коллегии выборщиков и показан характер электоральных предпочтений по итогам выборов 2012 года в сравнении по данным опросов на середину 2016 года.
Как отмечалось выше, в США существенные различия в социальной базе каждой партии можно найти по таким показателям как этническое происхождение, цвет кожи, отношение к религии, уровень доходов, семейное положение, профессия и социальный статус. Среди «цветного» населения США больше всего поддерживают демократов афроамериканцы. Как правило, они голосуют за демократов в соотношении 9 к 1. В 2012 году Обаму подержали 93% чернокожих избирателей. Тяготеют к демократам и выходцы из Латинской Америки (соотношение 2к1). В 2008 году Обаму поддержали 67% испаноязычных граждан США, а Маккейна – 31%. В 2012 году по этой группе соотношение составило 71 и 27% в пользу демократов. Большинство членов ведущих профсоюзов США также голосуют за демократов.
Традиционно до 80 % представителей влиятельной еврейской общины США также симпатизируют демократам. В то же время следует подчеркнуть, что под влиянием произраильского консервативного лобби в кампании 2012 года наметилась тенденция к снижению поддержки Обамы со стороны еврейской общины (62% на май 2012 года), что вызывало беспокойство его предвыборного штаба. В Тель-Авиве в тот период, как и в 2016 году, выражали нескрываемое недовольство по поводу ближневосточной политики Белого дома, подходов к решению палестинской проблемы, развитии ситуации вокруг ядерной программы Ирана. На наш взгляд, поддержка Х.Клинтон со стороны еврейской общины, составит порядка 75 %. Представители ирландской и итальянской общин, а также большинство католиков больше симпатизируют демократам. Среди других социальных слоев, которые в большей степени ориентируются на демократов, выделяются образованные эмансипированные женщины и светские, не верующие в бога американцы, а также семьи с одним родителем (фактор социальных пособий). Жители космополитических штатов (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния) на президентских выборах также отдают предпочтение демократам. В целом по стране демократы в последние годы набирают силу в регионах, развивающихся на базе высокотехнологичных отраслей промышленности, где трудится много молодежи с высшим образованием. Сторонниками демократов являются сексуальные меньшинства, социальные либералы, жители больших городов с низкими доходами.
Республиканскую партию можно рассматривать как партию религиозных и социально-культурных консерваторов, белых мужчин из числа среднего класса и богатых бизнесменов, сделавших состояние в традиционных (старых) отраслях экономики, жителей глубокого Юга, горных штатов и отчасти Среднего Запада, отдаленных пригородов и сельских районов.
Современные тенденции в расширении социальной базы демократов наиболее ярко проявились в ноябре 2013 года на выборах мэра Нью-Йорка, в ходе которых после 20 лет правления республиканцев убедительно (получил более 60% голосов избирателей) победил демократ Билл де Блазио (Bill de Blasio).
Этот американский политический деятель, который представляет современное новое либеральное поколение лидеров Демократической партии США, родился 8 мая 1961 года, до избрания мэром занимал пост общественного адвоката города Нью-Йорка. В 1995 году работал в региональном штабе избирательной кампании Б.Клинтона, который баллотировался на второй срок в качестве президента США. В награду за усилия получил пост политического назначенца в ранге главы регионального управления Министерства жилищного строительства и городского развития США. Затем избирался депутатом горсовета Нью-Йорка. В 2000 году был менеджером успешной избирательной кампании Х.Клинтон на выборах в Сенат США от штата Нью-Йорк. Поэтому неслучайно, что его кандидатуру на пост мэра поддержали Б.Обама и чета Клинтонов. Свой немалый вклад в его популярность внесла семья: жена Чирлейн Маккрэй, чернокожая поэтесса, в прошлом лесбиянка, и их двое детей. Это образец современной семьи с точки зрения многих жителей этого мегаполиса, прислушавшихся к основному призыву кандидата Демократической партии: «Я думаю, жители этого города знают, что многие нью-йоркцы с трудом сводят концы с концами. И мы должны быстро провести серьезные изменения, отказавшись от политики, проводившейся в эпоху республиканца Блумберга. Я готов сделать это, но мне нужна поддержка жителей Нью-Йорка».
За 12 лет правления Блумберга в Нью-Йорке произошли положительные изменения и в экономике, и в жизни города, снизилась преступность, развивался туризм, но также усилилось расслоение среди его жителей. В современном Нью-Йорке проживают 8,3 миллиона человек, в том числе 400 тысяч миллионеров и 1,7 миллиона тех, кто живет за чертой бедности. В этом многонациональном городе белые американцы составляют всего 33% населения, а остальные 67% – преимущественно латиноамериканцы, чернокожие и выходцы из Азии. Де Блазио в своей предвыборной программе обещал финансирование всеобщего начального школьного образования для детей с 4 лет и увеличение налогов на лиц с доходами, превышающими 500 тыс.дол. в год. Также он высказался в пользу развития программ специального вечернего обучения, обещал помочь районным больницам, построить 200 тысяч дешевых квартир для наименее обеспеченных и назначить нового шефа нью-йоркской полиции, из-за практикуемых ей обысков на улицах города преимущественно лиц из числа афроамериканцев и латиноамериканцев.
Уже после выборов дочь избранного мэра Нью-Йорка Билла де Блазио призналась в том, что она употребляла наркотики. Соответствующее заявление 19-летняя Кьяра де Блазио (Chiara de Blasio) сделала в видео обращении, выложенном в YouTube. По словам дочери политика, в подростковом возрасте она долгое время лечилась от клинической депрессии. Страдая от плохого настроения, Кьяра де Блазио курила марихуану и регулярно напивалась. Справиться с депрессией ей помогло профессиональное лечение. Окончательно почувствовать себя счастливой, по ее словам, она смогла в ходе избирательной кампании отца. Рассказать о своих подростковых трудностях девушка решила, чтобы помочь другим молодым людям.
Билл де Блазио одно время носил фамилию своего отца Уорена Вильхема, который страдал алкоголизмом, но затем после развода родителей сменил ее на итальянскую фамилию матери, которая вырастила его одна. Благодаря этническим корням матери он получил поддержку и представителей итальянской общины города. Он является выпускником Нью-йоркского университета и получил и степень магистра по международным отношениям в Колумбийском университете. Де Блазио владеет испанским и итальянскими языками и на дату выборов 22 года проживал в Бруклине.
Литература
- Травкина Н. М. Президентская кампания 2016 года как отражение эволюционных особенностей политической системы США // Электронный журнал «Россия и Америка в XXI веке» .- №1.- 2016 г.
- Krogstad J. M. 2016 electorate will be the most diverse in U.S. history. February 3, 2016.
- Pew Research Center, Partisanship and Political Animosity in 2016. – June, 2016 . – 105 р.
- Updated Electoral Map Based on Polls, July 15, 2016.
- Battleground bloodbath: Clinton leads Trump in 7 swing states, By Louis Nelson.
- James E. Campbell The Political Science Election Forecasts of the 2016 Presidential and Congressional Elections, June 30th, 2016
Российский институт стратегических исследований
|