Что бы ни говорили, а апрель
месяц богатый, особенно во второй его половине. Все мы радуемся солнышку, стали
щедрыми на одолжения, ищем расположения друг у друга. Утром стало просыпаться
легко, и идучи на работу уже не смотришь себе под ноги (где там лёд), а
распрямив спинку и подняв подбородок с легкостью перемещаешься по городу. И вот
не далее как сегодня веселое солнечное утро напомнило мне о событиях года
минувшего. Итак, в конце мая в один из
выходных дней побывала я в Настоятельном корпусе Спасо-Андронникова монастыря
на выставке «Иконы и редкости из коллекции Алесандра Липницкого и его друзей».
Маленький красочный проспект и входной билет
храню до сих пор, почему то не поднимается рука выбросить. По необъяснимой для меня причине за входной билет с меня не взяли
денег. А ещё добродушная смотрительница предложила свежезаваренный чай.
Догадались? Конечно! От чая я не отказалась. На выставке были представлены иконы с редкими библейскими и
евангельскими сюжетами: «Многострадальный Иов» и «Искушение Христа». Редкая
икона «Поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского», где в ряду вельмож
присутствует сам А.С. Пушкин. Один из коллекционеров В.Момот назвал все
«пещерой Аладдина».
Красота представленного
там говорила сама за себя. Наибольшее впечатление
на меня произвела икона, представленная Е. Ройзманом. В помещении, где
находились экспонаты было тихо и спокойно. Приветливая куратор
выставки очень любезно разрешила сделать фотографию, хотяпри входе располагалось грозное уведомление о
запрете съемки, и чтобы не смущать меня отошла в сторону
Я знала, что Е. Ройзман является
создателем музея «Невьянская икона». Уж и не припомню в каком источнике
вычитала, что музей «Невьянская икона» - единственный частный музей икон в
России. Находится он в г. Екатеринбург, большая часть экспонатов – частная
коллекция икон Е. Ройзмана, того самого Ройзмана Е.В., который многим известен как
президент Фонда «Город без наркотиков». И вот когда я прочла о том, что
Москву в Академию художеств прибудет «Невьянская икона», то 19 июня поспешила
посетить выставку на Пречистенке.
Дежурная при входе пыталась мне
объяснить, что нужен пригласительный билет. Но. Если у меня появляется желание
общаться с прекрасным - никакие дежурные не являются препятствием. Посетивших много.
Художники, коллекционеры, несколько скользких типов. Орут, тискают друг друга,
целуются, веселятся, суют друг другу визитки, приглашают друг друга на свои
выставки и еще какие-то мероприятия. Меня неоднократно прихватывали под ручку и
делились разнообразнейшими историями из трудной жизни коллекционеров и
художников. Один из посетителей даже рассказал, что развелся с женой. Вот к
чему бы это? Но вежливо выслушала. Иконы смотрят, но в большей части относятся
к ним как к вложению средств, определяют сколько бы стоило. У меня сложилось
впечатление, что им интересны какие-то свои дела, Наверно, это и были так называемые
тусовщики. Впрочем, через час никого из них уже не было. Разбежались. Остались
настоящие посетители, как обычно в музеях. Одни уходят, другие приходят.
. Среди икон несколько
Параскев Пятниц. Одна из них Параскева похожа на обычную заплаканную и забитую
суровым мужем крестьянку, другая - на салонную даму.
Архангел Михаил побеждает гада, а лицо у него (Михаила) как у
деревенского забияки и драчуна. А сам гад похож на несвежую битую утку, но так
ему (гаду) и нужно!
Георгий побеждает змия, похожего на селедку.
А некоторые лики напоминают купеческие лица. Казанская. На мой взгляд спокойная,
уютная, домашняя. Будто и почти семейный портрет на заказ. Как будто сказал купец
, мол, рисуй это так, а этого в красном, а вот тут еще одна пусть будет. Но это
мое личное впечатление, человекадалекого отэтого вида искусства.
Под экспозицию, если мне память не изменяет, отведено было 2
зала. И подойти у ней можно было только пройдя залы с работами Церетели. Кстати, могу смело
сказать, что пообщалась с главным действующим лицом -Ройзманом Е. Какое
впечатление произвел? Умен. Красивый. Большой. Тембр голоса хороший. Фотографию сделать
удалось в тот момент,когда случился
звонок из Екатеринбурга о взятии ОМОНом женского отделения ФГБН.
Следует отметить, что практически все время вокруг Е.
Ройзмана крутились какие-то люди. То вручали цветы при этом указывали на его
заслуги по выражению этих лиц в качестве «политического деятеля», то хватали за
руки и громко выражали радость по поводу знакомства, то выдергивали к различным
экспонатам и требовали озвучить коммерческую стоимость предмета.
Временами мне
казалось, что этот большой человек тяготится присутствием такого количества
бесцеремонных людей. Но это опять же моё личное впечатление. В целом настроение после выставки у меня было хорошее, очень
понравилось.
Вернувшись домой, практически сразу я подбежала к образу Николая
Угодника, который несколько поколений хранится в нашей семье. Как попал в нашу
семью этот образ – отдельная история с элементами таинственности. Можно было бы
сказать, что я являюсь владелицей, но не могу, что-то сдерживает. Я определяю
себя как хранительницу образа, потемневшего от времени, отливающим благородным
золотом, и смотрящим строгим направленным влево взглядом. И поднятые 2 слегка
перекрещенных пальца. Я его по-домашнему называю дедушкой. И все-таки он очень хорош, лучший
изо всех образов, в т.ч. представленных на выставке.
Вот такой ты, апрель-месяц, щедрый на воспоминания. Ирина Лебедеваспециально для СМИ и Бизнес