НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ ФОРМУЛА Ирина Лебедева На текущей неделе все СМИ большое количество времени уделили обсуждению некоторых тем. К примеру. Этапирование Е.Урлашова, арестованного мэра, из Ярославля в Москву, как отметили день рождения того же Урлашова. Составление административного протокола на однопартийца Урлашова Писарца, который воспользовался в СИЗО в Ярославле недозволенными предметами. А ведь до ареста фамилии Урлашова, Писарца были известны небольшому кругу лиц: ярославцам и некоторым членам политической партии "Гражданская платформа". Понимаем, что в Ярославле выборы в сентябре. Но они (выборы) по сути интересны только жителям Ярославля и области. Еще пример. Завершение уголовного дела А.Навального в Кирове. И если кто-то думает, что Навальный фигура известная по всей России, то это мнение ошибочно. Вот еще. Выдача удостоверений кандидатам на должность мэра Москвы. Интересно, конечно. Но только для москвичей, поскольку им выбирать. А так как неделя еще не закончилась, эти темы будут звучать и звучать. Но вот что практически не обсуждалось на этой неделе, так это пресс-конференция Министра труда и соцзащиты РФ М.Топилина и директора Института социального анализа и прогнозирования Т.Малевой по теме "Отношение населения России к новой пенсионной формуле и другим направлениям пенсионной реформы". А ведь пенсионирование и пенсионная реформа касаются абсолютно всех граждан РФ, все мы идем в направлении пенсии. Кому-то сегодня 20, но будет и 40, и 60. Напомню, что есть Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в нем дано определение понятия трудовой пенсии как ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. В нем также дано понятие ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии. Иными словами говоря, сколько времени проживет человек после оформления пенсии. Статистика вывела сколько (открываю секрет - 19 лет) и соответствующая сумма закладывается в бюджет. А еще есть Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", то есть другая пенсия - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию, то есть социальная. Так вот. Новая пенсионная формула и пенсионная реформа касаются пока трудовых пенсий. Проведен опрос, в том числе, с участием ВЦИОМ и "Левада-центра", было опрошено почти 7,2 тыс. респондентов старше 18 лет во всех регионах страны. Что же думают россияне о пенсионной реформе? Подавляющее большинство опрошенных считают несправедливым уравнительный принцип, заложенный в действующих правилах исчисления пенсий, вне зависимости от пола, возраста, образования и прочего поддерживают идею об увеличении размера пенсии в зависимости от продолжительности стажа. Более половины граждан уверены, что минимальный стаж должен составлять 15-25 лет. Примерно каждый четвертый готов работать 30-34 года от начала трудовой деятельности. Примерно половина опрошенных планируют продолжать работать после наступления пенсионного возраста. Продолжение работы связывают с экономическим состоянием. Большая часть опрошенных поддерживают предложение об увеличении размера пенсий для тех лиц, которые имеют трудовой стаж более 30-35 лет. Треть граждан готовы отложить вход на пенсию при условии увеличения пенсионных накоплений. Опрошенные граждане высказались за то, чтобы при определении размера пенсии основная роль отводилась размеру заработной платы и продолжительности стажа в совокупности. Доверие граждан к негосударственным пенсионным фондам является низким. Большинство опрошенных уверены, что работодатели должны выплачивать работникам вредного и опасного производства дополнительную пенсию. Абсолютное большинство граждан не поддерживает постепенное повышение пенсионного возраста. Кстати, министр считает, что возможность для физических лиц переводить средства из одного негосударственного пенсионного фонда в другой следует ограничить таким образом, чтобы это было разрешено не чаще, чем раз в три года. "Министерство финансов предлагает разрешить раз в пять лет, экономики - раз в три года. Мы считаем, что скорее была бы правильной позиция, что надо раз в три года, потому что все-таки пять лет - это достаточно жесткое ограничение", - заявил М.Топилин ,- "если НПФ не будет показывать должных результатов, то заставлять человека пять лет терять те накопления, которые могли бы быть, это было бы неправильно. Но здесь нужно консультироваться с юристами. С экономической точки зрения это так, а юристы могут сказать, что вообще нельзя ограничивать". М.Топилин затронул также тему демографии. "Сейчас ключевым моментом является принятие решительных мер по снижению смертности, и если мы этого не будем делать, то у нас в демографическом проекте будут возникать проблемы", - сказал М.Топилин. Добавил: "Помимо выплат на рождение детей, в том числе материнского капитала, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру. К примеру, правительство помогает регионам решать проблему детских садов. Кроме того, развиваются различные формы негосударственных (детских дошкольных) учреждений". Завершил встречу выводом : "Такие возможности не несут обременительной финансовой нагрузки, но такие технологии должны применяться в регионах. Нужно подумать, как и дальше не денежными методами стимулировать рождаемость".
Специальный корреспондент СМИ и Бизнес Ирина Лебедева