mixednews.ru Не стоит рисковать войной с Россией
Еще во времена холодной войны ЦРУ делало все, что было в его силах, чтобы дискредитировать Советский Союз. В подконтрольных средствах массовой информации размещались статьи с разоблачениями нарушений прав советских людей, организовывались операции по поставке советским предприятиям технологий, которые могли нанести ущерб сборочным линиям при их установке, посылались деньги и самиздатовские публикации таким оппозиционным организациям как «Солидарность», выступавшим против коммунистов. Но это была настоящая война, в которой обе стороны считали себя вправе применять все доступные средства.
Сегодня, спустя более двадцати лет после крушения Советского Союза, можно увидеть много признаков того, что Вашингтон последовательно усиливает новую и совершенно ненужную конфронтацию с Москвой, только на этот раз она ведется в основном вне сферы контроля ЦРУ.
Новый конфликт раскручивается открыто, на основании санкций и решений Конгресса и сопровождается регулярными визитами в дестабилизированные регионы зарубежных стран высокопоставленных чиновников госдепартамента и политиков. Кроме того, ведется кампания обучения методам политической самоорганизации с помощью социальных сетей, финансируемая якобы неправительственными организациями, такими как Национальный фонд демократии.
Однако, это вовсе не означает, что в рамках этой кампании не проводятся тайные операции. Финансирование и обучение оппозиционных группировок нередко осуществляется за пределами «страны назначения», то есть сами действующие лица и их источники средств тщательно скрываются. Как обучение, так и организация как правило проводятся не официальным агентством, связанным с правительством США, а некой частной компанией, работающей на основании контракта, таким образом, чтобы легче было опровергнуть возможные обвинения в заинтересованности официальных властей.
В основном эта межправительственная деятельность, также как и связи с важными игроками в частном секторе, организуется неофициально, без каких-либо документальных следов, чтобы избежать впоследствии ответственности. Именно так были впустую израсходованы пять миллиардов долларов американских налогоплательщиков на кампанию по развитию так называемой «плюралистической демократии» на Украине, хотя точнее ее можно было бы назвать «сменой режима». Подобным тайным вмешательством во внутреннюю политику других стран объясняется и то, почему власти Египта, России и других стран настояли на высылке ряда иностранных консультантов, работавших там на деньги Национального фонда демократии.
Успехи и провалы российской политики в отношении Украины назойливо обсуждаются на страницах ресурса «The American Conservative», а также почти на каждом форуме, посвященном вопросам внешней политики и безопасности.
Достаточно сказать, что Москва имеет веские основания для обеспокоенности в связи с процессом расширения НАТО, в особенности это касается грубых попыток привести Украину в «западный лагерь». Кроме того, ее связывают с Крымом тесные взаимоотношения, обусловленные как историческими, так и военно-политическими причинами. Даже те, кто считает Владимира Путина воплощением мирового зла, стремящимся вновь подчинить себе Восточную Европу, должны признать, что наклеивание оскорбительных ярлыков – не метод ведения дискуссии о происходящих событиях. К сожалению, пишет автор, именно так ведет себя сегодня Конгресс Соединенных Штатов Америки и, в некоторой степени, Белый Дом.
Бывший конгрессмен от штата Техас Рон Пол заметил, что сегодня Вашингтоном ведутся некоторые тайные маневры с целью обострения противостояния во взаимоотношениях с Москвой. Пол резко критикует резолюцию № 758, принятую Палатой представителей США 4 декабря непосредственно перед уходом на рождественские каникулы. Она носит название «О резком осуждении действий Российской Федерации при президенте Владимире Путине, ведущей агрессивную политику против соседних стран, направленную на достижение политического и экономического доминирования». Кстати, против этой резолюции в парламенте проголосовало всего десять человек.
Рон Пол считает, что этот документ представляет собой «шестнадцать страниц военной пропаганды, которые должны были бы заставить покраснеть даже неоконсерваторов, если бы последние были на это способны». Он также отметил, что «резолюция может «спровоцировать войну с Россией, которая приведет к тотальному уничтожению». Резолюция осуждает Россию за вторжение на Украину, при этом не приводится никаких доказательств того, что это произошло. Москва также обвиняется в крушении малайзийского лайнера МН-17, продаже оружия сирийскому правительству, вторжении в Грузию в 2008 году, незаконном сборе информации о правительстве США путем взлома компьютерных баз данных, а кроме того – в «искажении общественного мнения» с помощью подконтрольных средств массовой информации. Документ призывает украинского президента Порошенко разоружить повстанцев-сепаратистов в восточных областях страны и обращается к президенту Бараку Обаме с требованием обеспечить украинские власти оружием, а также обучить их его применению. Последнее означает, подчеркивает Пол, что американские солдаты вполне могут оказаться на линии фронта в гражданской войне, происходящей за рубежом.
Отвечая на предполагаемый вопрос, зачем вообще США вмешивается в этот конфликт, резолюция утверждает, что это вызвано действиями России, создающими «угрозу международному миру и безопасности». Рон Пол пишет, что «редко в резолюциях парламента содержалось так много лжи, полуправды и искажений». На самом деле, многие из обвинений, выдвигаемых против Москвы, более уместно было бы предъявить Вашингтону.
Не менее опасен, чем открытая кампания военной пропаганды против Москвы, и скрытый конфликт, называемый иногда «stealth war». По сути это атака против российских корпораций на международном рынке, а также нанесение ущерба ключевым системам безопасности, от которых зависит функционирование рынка.
По этому поводу в СМИ было высказано несколько предположений, что министерство финансов США скрытно оказывает давление на крупных европейских кредиторов, добиваясь прекращения операций с российскими активами и долговыми обязательствами, поскольку эти транзакции, в настоящее время легальные, могут стать незаконными в случае ужесточения санкций. Это с финансовой точки зрения делает Россию страной повышенного риска. Не имеет значения, будут введены эти новые ужесточенные санкции или нет, поскольку финансовые институты чрезвычайно боятся риска и любое предостережение о потенциальных проблемах вызывает немедленную защитную реакцию. Выход банковской группы Lloyds из схемы рефинансирования с участием российской компании «Роснефть» объясняется именно таким давлением со стороны США.
Экономика России действительно находится в тяжелом положении, частично из-за санкций, но в гораздо большей степени из-за падения цен на нефть. Россия считает введение санкций незаконным, но до сих пор не предпринимала никаких мер против этого. Однако, вероятно в случае ужесточения санкций, появятся судебные иски из-за срыва контрактов, а это причинит ущерб всем сторонам, кроме нескольких международных юридических фирм, которые получат свою прибыль.
Так или иначе, санкции не изменят российскую политику, поскольку для Москвы Украина представляет собой объект жизненно важных интересов, и использование санкций в качестве средства угрозы вроде Дамоклова меча, как выразился госсекретарь США Джон Керри, может лишь еще более отравить атмосферу и сделать невозможным истинное восстановление отношений.
Соединенным Штатам грозит значительный ущерб в случае, если Россия начнет применять принцип «око за око» в своих ответных действиях на открытые и тайные атаки против ее экономики. До сих пор Москва сотрудничает с Америкой и с Европой по проблемам отслеживания источников финансирования террористических группировок, распространения секретных технологий и оружия массового уничтожения, а также наркотрафика. Продолжение этого сотрудничества маловероятно в случае, если она сочтет, что Запад действует против ее финансовых институтов и экономики в целом.
Россия может даже вернуться к обычной практике, существовавшей до 2003 года, когда на размещение зарубежных криминальных доходов в российских банках закрывались глаза, что делало страну в то время райским местом для отмывания денег.
Стремление с помощью открытых и тайных мер загнать Россию в угол, из которого она не сможет вырваться, нельзя считать хорошей политикой. Как отмечает Рон Пол, поступать подобным образом – значит, стремиться к войне. Это можно продемонстрировать с помощью исторических аналогий. Торговое эмбарго и ограничения продажи нефти Японии в 1940-1941 годах привели к началу экспансии Токио в Азии в поисках альтернативных источников и, в конечном итоге, к трагедии в Перл Харбор. Рон Пол уверен, что неразумно провоцировать сильного противника, если только на карту не поставлены жизненно важные интересы нации, чего он совершенно не видит в конфликте вокруг Украины и Крыма.
Ярость Конгресса и Белого Дома по отношению к России, которую дополнительно подстегивают официальные средства массовой информации – иррациональна. Официальный Вашингтон должен пересмотреть свою ошибочную позицию и вовремя сделать шаг назад, прежде чем создалась катастрофическая ситуация, в которой все стороны будут проигравшими.
Автор —Филипп Жиральди, в прошлом — сотрудник ЦРУ, ныне возглавляющий неправительственную организацию Council for the National Interest.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов
|