Nakanune.ru Ливанов подготовил
"расстрельный" список вузов
Министерство
образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга деятельности
федеральных ВУЗов и их филиалов. По результатам оказалось, что в нашей стране
136 высших учебных заведения попали в категорию "с признаками
неэффективности" - это больше четверти от общего числа проверенных
университетов и институтов. Более того, в Чеченской республике минобрнауки
вообще не нашло "эффективных" учебных заведений. Отметим, что российские высшие учебные
заведения оценивались по пяти критериям. Это средний балл по ЕГЭ, объем
научно-исследовательских работ в расчете на одного педагога, количество
окончивших вуз иностранных студентов, общая площадь помещений и доходы вуза в
расчете на одного преподавателя. В категорию "неэффективных"
попали те, кто не смог преодолеть пороговые значения четырех из пяти критериев. Результаты этого мониторинга уже
вызвали волну критики из-за "нелепости" критериев, по которым
оценивалась эффективность российских альма-матер. А некоторые университеты,
получившие "хорошие оценки", уже поспешили "отрапортовать"
о своих успехах. Депутат Государственной думы, первый
заместитель думского комитета по образованию, один из авторов альтернативного
закона об образовании в РФ Олег Смолин в интервью Накануне.RU рассказал, почему
его удивляют результаты министерского мониторинга, и как, по его мнению, на
самом деле нужно оценивать российские вузы. Вопрос: Олег Николаевич, что Вы
думаете об этом мониторинге? Его провели с целью найти "слабые
звенья" и ликвидировать их? Олег Смолин: Результаты мониторинга
вызывают крайнее удивление сразу по нескольким позициям. Первая - это сами критерии оценки
эффективности или неэффективности. Во-первых, средний балл ЕГЭ
поступающих. Понятно, что по этому критерию в заведомо невыгодное положение
поставлены инженерные, педагогические и сельскохозяйственные и некоторые другие
вузы. И не потому что они плохо работают, а потому что государство плохо платит
выпускникам этих вузов и делает специальности педагогов, инженеров и агрономов
непрестижными. Второй критерий - это количество
иностранных студентов. Почему качество российских вузов оценивается по
количеству иностранцев? Некоторые вузы специально отказывают иностранным
студентам, потому что предпочитают своих. Третий критерий - количество
квадратных метров на одного студента. В таком случае нужно выше оценивать те
учебные заведения, в которых мало студентов, которые неэффективно используют
площади. Чем больше площадь, тем выше оказывается эффективность. Более чем
странно. И, наконец, что касается двух других
показателей: результаты финансовой деятельности и привлеченные деньги на
научно-исследовательские работы в расчете на одного преподавателя. Как мы
видим, практически большая часть критериев оценивает не реальное качество
образования, а коммерческий успех вуза. Далее читать источник http://www.nakanune.ru/articles/17082/
|