Молодежная политика России – стратегический ресурс развития
Дискуссионная площадка Экспертного совета по государственной молодежной политике Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике и «Гагаринского клуба» прошла в Российском Союзе Молодежи, в здании где 27 лет назад началась разработка предложений по формированию государственной молодежной политике новой России.
Участниками дискуссии стали эксперты Экспертного совета по государственной молодежной политике Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, лидеры всероссийских молодежных общественных организаций и вузовского сообщества города Москвы.
В рамках дискуссии эксперты и молодые лидеры обсудили вопросы развития государственной молодежной политики в нашей стране, роли самой молодежи и молодежных организаций в этом процессе.
Открывая дискуссию, модератор площадки, заместитель председателя Экспертного совета, председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи (1996-1998 гг.), член Попечительского совета Российского Союза Молодежи Татьяна Новикова отметила: «В 2017 году мы отмечаем 25-летие государственной молодежной политики в России. С течением времени политика государства в отношении молодежи менялась, и напоминала «качели»: от позиции развития инновационного потенциала молодежи в интересах страны до политики, обеспечивающей безопасность страны, до сегодняшней позиции патернализма и гражданского и патриотического воспитания молодежи. И до настоящего времени продолжаются дискуссии. На уровне государства четко так и не сформулировано отношение к молодежи, не созданы базовые основы и механизмы. Нередко о молодежи вспоминают, когда происходят какие-либо события. За последние годы резко сократилось число государственных и муниципальных структур по работе с молодежью, бессистемно ведется подготовка и расстановка кадров. Так что же сегодня представляет молодежная политика государства глазами самой молодежи, какова ее роль, роль молодежных организаций, как институтов социализации молодежи» –
Лидеры молодежных организаций высказали озабоченность отсутствием в большинстве регионов самостоятельных органов по работе с молодежью, плохой профессиональной подготовкой кадров.
Координатор АСО России по городу Москве Анна Аполосова высказалась за выделение молодежной политики в отдельную очень важную сферу деятельности государства. «Государственная молодежная политика – это отдельная сфера, которая не может быть ни с чем объединена. Сейчас государственная молодежная политика напоминает событийную работу: провели форум, раздали гранты на реализацию проектов и все. Системной работы не ведется. Что увезут ребята с форумов в свои регионы, кто им поможет там дальше развивать полученные знания и информацию. Это большая проблема», – подчеркнула она.
Представители студенческого самоуправления озабочены недостаточной работой с молодежью в вузах.
«Если говорить о молодежной политике, то ее нужно рассматривать с точки зрения создания государством условий для развития инновационного потенциала нашей молодежи. Мы хотели бы больше заниматься работой с молодежью, однако в связи с сокращением учебных часов меньше остается возможности для вне учебной работы со студентами. Мы получаем мало информации, нередко в последний день, когда уже нет времени на серьезную работу. Может это специально делается, чтобы мы меньше знали», – отметила председатель студенческого совета РГСУ Елизавета Давиташвили.
Никита Степанов – лидер студенческого самоуправления Московского дорожного института обрисовал серьезную проблему, связанную с тем, что в вузы приходят бывшие школьники, которые не готовы к совместной работе в студенческом социуме: «Они не приобрели эти навыки в школе. Фактически в школах не ведется воспитательной работы, у ребят нет возможности себя реализовать и такими они приходят в вузы, а ведь это будущие управленцы».
Павел Красноруцкий, Председатель Российского Союза Молодежи подчеркнул необходимость принятия закона о молодежи: «Закон о молодежи, безусловно, нужен, чтобы регламентировать эту сферу, создать фундамент всей политики государства в отношении молодежи, определить кого надо считать молодым человеком, с какого и по какой возраст, что должно сделать государство, чтобы потенциал молодежи был направлен на развитие страны, как воспитать поколение патриотов России. Немаловажным является то, что молодежь и молодежные организации надо рассматривать не как объекты, а как субъекты молодежной политики», – сказал Председатель РСМ.
«Можно сказать, что в течение 25 лет сформировались отдельные элементы модели государственной молодежной политики. Но в связи с отсутствием преемственности и постоянными попытками все начать с чистого листа, она так и не стала полноценной в правовом отношении сферой. Федеральный закон о молодежи и молодежной политике должен определить правовой статус молодежи, закрепить юридическую самостоятельность сферы государственной молодежной политики, ее межведомственный статус, ключевые принципы и направления, заложить фундамент для построения эффективно функционирующей системы органов управления по делам молодежи и молодежных организаций. Удивляет, почему «молодежники» спокойно отнеслись к осуществленной Минобрнауки России в 2016 году «заменой» почетного звания «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации» на «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации», – сказал Андрей Кочетков, заместитель председателя Экспертного совета по государственной молодежной политике Комитета Совета Федерации по социальной политике, автор поддержанной Экспертным советом Концепции проекта Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».
Сергей Панфилов, председатель Экспертного совета по государственной молодежной политике Комитета Совета Федерации по социальной политике, подчеркнул, что «Государство должно сформулировать молодежи ориентиры, определиться какая молодежь должна быть, чтобы государство развивалось, без ориентиров, идеологии невозможно развитие не только молодежной политики, но и страны в целом».
«Закон о молодежи и молодежной политике должен регламентировать, задавать направления развития государственной молодежной политики на всей территории страны, чтобы не было ущемления прав молодого человека, если он переехал из одного субъекта Федерации в другой. Он также должен регламентировать вопросы продвижения молодежи», считает Депутат муниципального собрания округа Люблино в городе Москве, член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Евгений Тимонин.
Участники дискуссии обсудили статус молодежных организаций в системе ГМП, и пришли к мнению, что сегодня в большинстве случаев молодежные организации приравнивают к НКО, что является серьезным тормозом для их развития. Государство не рассматривает молодежные организации как институты социализации молодежи, государственные органы, зачастую не выстраивают с ними партнерские отношения, а конкурируют.
Участники дискуссии договорились о продолжении разговора в своих организациях и обсуждении Концепции проекта Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», представленной Экспертным советом по молодежной политике Комитета Совета Федерации по социальной политике. Кроме того, была одобрена идея о разработке также проекта Федерального закона «О молодежных организациях».
Первая Дискуссионная площадка Экспертного совета по государственной молодежной политике Комитета Совета Федерации по социальной политике открыла широкую дискуссию по вопросам преемственности и системности работы с молодежью в нашей стране.
|