Молодежь в Законе
Председатель Государственного комитета по делам молодежи (1996 – 1998 гг.), заместитель председателя экспертного совета по государственной молодежной политике Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания России, кандидат филологических наук Татьяна Новикова
«Беда» вместо «Победа»
- 29 октября исполняется 100 лет со дня образования самой массовой и эффективной молодежной организации – комсомола. По случаю интервью с Вами, профессионально работавшей в этой структуре, вспомнил один из ее духоподъемных лозунгов: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!». «Коммунизм» выступал здесь, конечно, как образ некой синей птицы, идеала, но какие фантастические свершения состоялись благодаря энтузиазму молодых поколений! А где молодежь новой России была вчера и где находится сегодня?
Комсомол практически идеально интегрировал и реализовывал потребности государства в воспитании молодых общественно-активных, ответственных за судьбу страны патриотов и устремленность молодежи к действию. Молодые люди получали в организации возможность реализовать свои интересы, все прошедшие школу комсомола получили навыки общения, ответственности, работы в команде, сегодня это называют гибкие навыки (soft skills). Комсомол был и министерством по делам молодежи, и «кузницей» кадров. В организации была идеология – порядочности, любви к Родине, уважения к истории своей страны, к семье, старшим, друг к другу. Наверное, именно поэтому на счету комсомольцев бессчетное количество боевых подвигов, сотни ударных строек, спортивные, творческие достижения. И я, и многие мои ровесники, и люди более старшего поколения, прошедшие школу комсомола, благодарны ему за то, что наша молодость была и содержательной, и яркой, что мы были полезными нашей стране, смогли осуществить многие свои мечты и состояться в жизни.
К сожалению, в условиях повального разбазаривания страны в 90-ые годы мало кому во власти было дело до самого что ни на есть стратегического ресурса державы - молодежи. Только последовательные действия комсомола России позволили сплотить ряд молодежных организаций и провести на Красной площади акцию «Хотим быть услышанными». В результате появился Указ Президента страны «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», создан самостоятельный орган исполнительной власти для ее реализации. Правда, если проследить, какие метаморфозы претерпевало в те годы профильное ведомство, то становиться понятным, что удерживалось оно на энтузиазме руководителей, сотрудников и поддержке общественности. Основная же линия государства была направлена на открытие границ и подготовку молодежи к работе в «свободном мире». Недаром в то время на территории России работало огромное количество различных НКО и образовательных курсов.
- Если комсомол по значению и организационным возможностям был более весомым, чем многие отраслевые министерства, то в постсоветской России самым высоким рангом для ведомства, занимающегося формированием и реализацией государственной политики в отношении молодежи, был статус Государственного комитета.
- Когда я стала его председателем, мой предшественник Андрей Шаронов выдержал уже несколько преобразований и попыток закрыть ведомство. В декабре 1996 года я приступила к работе, а в преддверии дефолта 1998 года госкомитет все-таки ликвидировали. По иронии судьбы, Указ был подписан в тот день, когда мы с коллегами делились опытом работы на встрече министров по делам молодежи стран Европы, проходившей в Румынии. В конце этого же года госкомитет вновь был образован в новом Правительстве Е. М. Примакова, но просуществовал недолго. Далее работа с молодежью вменялась поочередно различным министерствам – труда, спорта, образования. И везде велась по остаточному принципу. И как это ни парадоксально, государство, исправляя сегодня ошибки 90-х, во многих отраслях действует системно, а в отношении молодежи - ситуативно.
В двухтысячные появились различные молодежные формирования по типу движения «Наши». Под заявленными благими целями и задачами – поднятия общественной активности, патриотизма, предоставления молодежи возможностей для карьерного роста и участия в управлении государством – были фактически созданы своеобразные «летучие отряды» власти. Этакая современная опричнина. Искренний порыв в основном наивной массы был использован не для объединения и сотворчества, а для раскола. Молодые во всю заявляли о том, что старшее поколение отжило свое, и теперь они будут управлять государством. Мне искренне жаль этих ребят: многие из них вошли во взрослую жизнь недообразованными в общественно-политическом и недовоспитанными в культурно-нравственном и этическом смысле. Многие их надежды были обмануты, неплохо устроились только те, кто был наверху.
В прошлом году мы отмечали 25-летие с начала формирования государственной молодежной политики в новой России. И вынуждены были констатировать - система не создана. Фактически разрушено даже то, что создавалось в 90-х годах – федерального системообразующего закона нет. И это несмотря на то, что в 92% субъектов есть свои, хоть и разные по содержанию и по качеству, законы, а потому нет и единого понятия молодежной политики. Только на федеральном уровне существует три разных прочтения, а в регионах – более двадцати. В общем, кто в лес, кто по дрова. При этом лишь в 69 субъектах есть структуры, отвечающие за работу с молодежью. В основном, так сказать, «совмещенные».
Острая проблема с кадрами. Нет науки о молодежи, поэтому трудно дать определенный ответ на вопрос, какая она, современная российская молодежь? В последний раз ситуация о положении молодежи в стране рассматривалась на Госсовете в 2009 году.
В зависимое положение поставлены молодежные организации. Вместо системной поддержки от государства, они вынуждены стоять в очереди за грантами, наряду с НКО. В Указе Президента РФ 1992 года «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» была зафиксирована поддержака Национального совета молодежных объединений России. Сегодня Нацсовет признанная в мире организация, а в стране она также стоит в очереди.
- В этой ситуации получается, что молодежь, в большинстве своем, предоставлена самой себе? Ведь в сферу влияния правительственных проектов попадает ничтожная часть молодых людей. Остальные представляются командой некогда романтической бригантины с названием «Победа», потерявшей, как в известном мультфильме, две начальные буквы и дрейфующей в бурном житейском море «без руля и без ветрил».
- Вы совершенно правы. Сегодня системная работа заменена проектами, а нередко и просто задачами по принципу «лишь бы дитя не плакало». Во всех отчетах мы слышим об удачной «форумной кампании», которую проводит Федеральное агентство по делам молодежи уже несколько лет. По итогам 2017 года участие в ней приняли более 6 тысяч молодых людей со всей страны. Конечно, если не брать в расчет, что в стране более чем 30 миллионов юношей и девушек, и смотреть на эту цифру как на подготовку будущих управленческих кадров, то хороший результат. Только вот что потом происходит с этими людьми на местах, как складывается их судьба в дальнейшем? К сожалению, такой статистики нет, а наши экспертные встречи показывают, что в регионах ребята не всегда получают поддержку. Опять обманутые надежды. Это не государственный подход.
Чтобы вернуть нашему судну изначальное название, а экипажу и пассажирам оптимизм и дееспособность, нужно многое переосмыслить даже из того, что делается сейчас. Отрадно, что к молодежной теме все чаще идет обращение с самых верхов, причем в созидательной стилистике. Например, проведенные конкурсы «Лидеры России», «Мой первый бизнес» и другие подобные проекты в целом успешно решили поставленные перед ними задачи. Но это локальные действия. Проект закончен, каждый получил свое, все довольны. В отношении молодежи делаются и другие шаги - помощь молодым семьям, материнский капитал, облегчение в получении ипотеки. Сейчас на повестке образование, выявление талантов, подготовка кадрового резерва. Но очень много формализма, мероприятия ради мероприятий, фестивали, конкурсы ради чего? Пока нет системной работы, невозможно и оценить результаты.
Наша бригантина продолжает движение без выверенного курса, при постоянной угрозе сесть на мель, наткнуться на рифы или разбиться о скалы. Это в продолжение метафоры. И не случайно социологи фиксируют опасную для страны тенденцию: молодежь не чувствует сопричастности с государством, многие готовы уехать за рубеж в поисках лучшей жизни. По данным исследований, юноши и девушки в возрасте до 25 лет составляет почти 26% всех безработных. Появление детей, как правило, приводит к снижению уровня жизни семьи. Молодые люди, образуя семьи, сталкиваются с жилищными проблемами. По данным ФОМ, 60% молодежи считают, что сегодня в нашей стране трудно реализоваться. Именно молодежь легко становится инструментом манипуляции в политических играх. Весной прошлого года мы видели, как совсем еще юные ребята вышли на улицы по призыву безответственного политика. И это закономерно. Если ими не заниматься системно, а вспоминать о них от случая к случаю, их будут воспитывать другие. Вспомните наших школьников из Нового Уренгоя, которые, выступая в Германии, озвучили тексты, подготовленные организаторами мероприятия с немецкой стороны. Тут нечего комментировать. Думаю, в год 100-летия комсомола молодежи надо вспомнить историю и объявить, как их далекие предки борьбу против формализма. Это, прежде всего, в интересах молодежи, так
Паруса для бригантины
- Если не проекты, то что должно быть положено в основу работы с молодежью?
- Уверена, нынешнее упование на разрозненные проекты – это не что иное, как трата огромных государственных средств в основном в интересах проектантов. Эффективная молодежная политика государства должна строиться на выверенной, широко охватной и системно выстроенной программе, в реализации которой будут участвовать многие министерства и ведомства. Естественно, что она будет конкретизирована различными социальными проектами – и краткосрочными, и долгоиграющими, и постоянно действующими. Потребность в них, их параметры будут хорошо просматриваться и корректироваться в зависимости от эффективности.
Но даже если работа будет построена таким образом, нет твердой гарантии, что все будет четко исполняться, что какие-то ведомства или руководители не захотят спустить дело на тормозах. Нужен надежный государственный механизм, определяющий социальные права молодежи и гарантирующий их реализацию властными органами независимо от политической конъюнктуры. Не должна политика государства в отношении молодого поколение зависеть от смены главы региона, муниципалитета, что на самом деле происходит сплошь и рядом.
- Вы говорите о необходимости формирования системы в работе с молодежью. Какие ее основные элементы?
- Надо, чтобы Государственная молодежная политика стала составной частью политики стратегического развития государства и общества, залогом их стабильного будущего. Системообразующий элемент такой политики – законодательная и нормативная базы. Нужен закон. Далее необходима разработка государственной программы. Создание исполнительных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Надо возродить науку о молодежи. Восстановить реальную поддержку молодежных объединений на всех уровнях как важных институтов социализации молодежи. Восстановить практику ежегодного доклада о положении молодежи в стране с глубоким анализом всего, что происходит, какие изменения и какие тенденции. В этом случае к докладу будут готовиться все структуры.
- Логично предположить, что в случае принятия закона и утверждения программы функции координации и контроля будут возложены на Росмолодежь. Но способна ли она в нынешнем статусе федерального агентства, основным функционалом которого является оказание услуг, взять на себя роль вдохновителя и организатора молодого поколения?
- Даже с учетом того, что агентство формально подросло в структурной иерархии, будучи переподчиненным непосредственно Правительству, в нынешнем виде - нет. В Указе Президента России сказано о том, что политику государства в отношении молодежи разрабатывает министерство науки и высшего образования, а реализует ФАДМ. Ничего не напоминает? Мне - басню «Лебедь, рак и щука». У ФАДМа нет еще одного действенного рычага – межведомственного взаимодействия.
- Нет такого стремления – ознаменовать год комсомольского юбилея принятием Федерального закона о государственной молодежной политике?
- Это было бы символично: нам не хватает преемственности в том лучшем, что создано нашими предшественниками. Как это не покажется парадоксальным, но с 1991 по 2013 гг. в стране действовал Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», в части, не противоречащей законодательству РФ, разработанный в комсомоле и принятый в результате его настойчивости. Но, к сожалению, законодательный процесс очень длительная процедура, к Юбилею не успеем. Рабочая группа по разработке Закона, созданная в Совете Федерации по поручению Председателя В.И. Матвиенко, более года занимается подготовкой и продвижением проекта закона «О молодежи и государственной молодежной политике в РФ». Он прошел обсуждение во всех субъектах Российской Федерации, в общественных объединениях. Доработанный с учетом всех поступивших замечаний и предложений, проект был передан в Правительство России. Мы получили замечания и предложения Министерств и ведомств. Очевидным достижением нашей работы можно считать то, что в основном все пришли к выводу, что закон актуален, необходимость его принятия очевидна, но предстоит еще серьезная работа по достижению консенсуса по формулировкам, согласованию принципиальных моментов. Мы надеемся, что до конца юбилейного года нам удастся доработать проект Закона, получить положительное заключение Правительства России и внести его в Государственную Думу. Закон ждут во всех регионах, в молодежных организациях, его ждут все, кто серьезно работает с молодежью.
Валентин Рыбицкий
|