Publicpost.ru "Если учителя являются
религиозными, в этом нет ничего плохого"
Министр
образования России Дмитрий Ливанов рассказал PublicPost о том, что критерии
оценки эффективности вузов неудачны, что на возрождение гуманитарного
образования в России уйдут десятилетия и что религиозные учителя — это о'кей,
если у них есть педагогическое образование. А также о том, что школе
обязательно нужен морально-нравственный каркас. — Опубликованный недавно список вузов
с "признаками неэффективности" поразил не только тем, кто туда попал,
но и самими критериями оценки: почему, например, учитывается число научных
публикаций, а не их качество, не индекс цитируемости, что было бы логичнее? Наличие в числе преподавателей вуза ученых с
международным авторитетом — это важный показатель качества его работы.
Безусловно, для оценки уровня ученого есть разные критерии: это и объем
публикаций, и цитирование и так далее. — Да, но речь идет о международном
авторитете оцениваемых вузов, а при этом одним из критериев учитывается
количество иностранных студентов, а не иностранных преподавателей. Правильно, мы сейчас создаем большую программу
по улучшению конкурентоспособности российских вузов, и мы, безусловно, ставим
задачу по привлечению иностранных преподавателей. Но на сегодняшний момент мы
вынуждены констатировать, что процент иностранных преподавателей в наших вузах
ничтожно мал. А поскольку наша цель не рейтингование вузов, а определение тех,
в которых сейчас сложная ситуация, в которых требуются улучшения, то, конечно
же, понятно, что в таких вузах иностранных преподавателей нет. Нам нужен был
простой и понятный инструментарий. — А что касается критерия о
"доходах вузов из всех источников"? Мы же прекрасно понимаем, что
многие вузы сдают в аренду площади — таким образом, учитываются доходы не от
научных достижений, и статистика выходит совершенно не показательной. Этот
критерий в дальнейшем останется? Я считаю, что определение критериев — дело
экспертного сообщества. Мы по итогам этого мониторинга соберем разные мнения о
его удачности и неудачности и в следующем году будем проводить очередной
мониторинг. Может быть, мы примем другой набор критериев. Действительно, может
быть, общий объем доходов — не самый удачный критерий, тем не менее в
определении мировых рейтингов вузов он используется. Например, заработная
палата преподавателя напрямую связана с их уровнем. Все критерии, конечно, субъективны, но я хочу
обратить внимание на одну простую вещь. Взяли бы мы эти пять критериев или
другие пятнадцать или стали бы учитывать количество выпускников на бирже труда,
мы пришли бы к таким же выводам. — То есть с какой стороны ни подойди,
те, кто должен отсеяться, отсеются любым способом? Да, именно так. — А как учитывался международный опыт
составления рейтингов? Их всего три: газета Times, QS и шанхайский
рейтинг, и в целом те 50 показателей, по которым проводили мониторинг, мы
сформировали с опорой на результаты этого анализа. Поэтому мы не просто знаем,
мы используем эти подходы. — Что будет с гуманитарным
образованием? Как доктор физико-математических наук вы должны хорошо
представлять себе, как обстоят дела в техническом образовании. Недостатки,
безусловно, есть, но наши специалисты на международном рынке котируются.
Получить же такое гуманитарное образование (филологическое, философское,
историческое), после которого можно будет участвовать в международном
гуманитарном дискурсе, в России сейчас просто невозможно. Планирует ли
Министерство образования решать эту проблему? Необходимо создавать очаги нового качества,
поддерживать научные группы и тех людей, которые уже сегодня работают в этой
области на международном уровне. — Например? Ну мне трудно привести примеры по социологии и
философии. Но я знаю, что, например, почти 80% от числа российских публикаций
по экономике делается сотрудниками Российской экономической школы (РЭШ) — это
небольшой негосударственный вуз. Есть Европейский университет в Петербурге, где
очень сильная школа социологии. Да, я знаю, что многие классические
университеты создают сильные группы. И наша задача — обеспечить им адресную
поддержку от государства, чтобы они росли, расширялись, привлекали новых людей,
таким образом создавая стандарт работы. — То есть поощрение инициатив на
местах возможно, а цельной государственной программы, направленной на
укрепление гуманитарного образования в России ждать пока не стоит? Мы находимся в таком состоянии, что всех
преподавателей, допустим, социологии мы выгнать не можем, чтобы привезти
откуда-то других. У нас нет таких возможностей, и так никто не делает. Нам
нужно диагностировать наши проблемы и выработать план действий на ближайшее
десятилетие. За год мы эту проблему не решим. Если уничтожение нормальной гуманитарной школы
происходило 50 или 80 лет, то, наверное, ее восстановление тоже займет какое-то
длительное время. — Вас уже спрашивали про МИФИ и
создание там кафедры теологии, и вы ответили, что раз заведующий кафедрой имеет
степень PhD в Кембридже, то вы не против такой кафедры и такого заведующего. А
как вы можете прокомментировать ситуацию, например, в Чечне? Там завучами по
воспитательной работе становятся религиозные деятели, алимы. Министерство
образования такую практику одобряет? Мы относимся к этому очень просто. В
Конституции РФ прописано, что государственные и муниципальные учреждения
являются светскими. И этим все сказано. Преподавать в школе должны люди с
педагогическим образованием, которые знают психологию, педагогику и,
естественно, тот предмет, который преподают. Из этого мы исходим, это не наши
требования, это требования Конституции. Они обязательны для всех регионов и для
всех школ. — А как быть с религиозной
"проработкой"? У нас обсуждается сейчас очень бурно этот
вопрос, и я считаю, что это очень хорошо. И связано это с одним фактом: был у
нас в Советском Союзе морально-нравственный каркас, я сейчас его этически не
оцениваю, просто говорю, что он был. А потом он исчез. Сейчас, мне кажется, у людей
ощущение некоей пустоты. Что, действительно, должно составлять
морально-нравственную основу детей? Дети же потом вырастут и будут жить в одной
стране, и, наверное, у них должна быть какая-то общность. На эту тему сейчас
идет дискуссия. И ее результатом явилось введение в школах курса религиозных
культур. Далее читать источник http://publicpost.ru/theme/id/2512/_livanov/
|