Премьер Дмитрий Медведев собрал
министров и заявил, что нужно найти средства на реализацию соцпроектов. Деньги
нужны настроительство детсадов, дороги
и прочую инфраструктуру. Потребуетсяполтриллиона рублей.Нефть и газ
трогать нельзя – добыча их дополнительно принесет бюджету 230 млрд. рублей, но
«эти деньги должны пополнить резервы». Минэкономразвития
предложило взять деньги с приватизации - одобренный правительством план
распродажи госимущества на 2013 год оценивается в 206-224 млрд руб., а
министерство предлагает увеличить эту сумму до 1 трл рублей (например, продать
19,5% акций «Роснефти», выручив за них 500-550 млрд руб., отдать рынку половину
акций «Ростелекома» (до 200 млрд.) и т.п ). Только опять же большая часть этих
среств уйдет в компании, а не в бюджет. При этом уже в январе дефицит средств
составил 80 млрд рублей, в феврале тоже убыток. Поэтому Медведев предложил
найти деньги на соцпрограммы другим путем – усилить меры по сбору налогов и
легализации зарплат. Других идей , где собрать 500 млрд рублей, у правительства
пока нет. -
Зачем вообще вдруг понадобились эти 500 млрд? Эти планы не были заложены в
бюджет? - А
помните, был в прошлом году громкий скандал, приведший к увольнению
свежеиспеченного Министра регионального развития Говоруна, бывшего начальника
Управления внутренней политики администрации президента? Тогда Путин с
изумлением обнаружил, что правительство Медведева при верстке бюджета не сочло
нужным включить в бюджет только что данные им предвыборные обещания. В
принципе, правительство можно понять: когда это президенты РФ свои
обязательства исполняли? Но
Путин обиделся, - а бюджет был уже сверстан, и его решили не трогать. Мол, не
будет же он второго подряд министра после Говоруна увольнять: это значит
демонстрировать нестабильность и ошибочность собственного решения по назначению
министра. Так
все и рассосалось, - а Путин, похоже, о своих обещаниях не забыл. Официальная
политика правительства заключалась, помнится, в том, чтобы финансировать
названные Путиным дополнительные социальные расходы за счет сокращения тех
расходов, которые он не назвал. Но таким образом не удалось наскрести
достаточно денег: вероятно, не все расходы можно обнулить, как, например,
выплаты донорам. С
другой стороны, часть расходов, - например, детские сады, - находятся в
компетенции местных и региональных бюджетов. Возможно, правительство считало,
что регионы смогут выполнить путинские обещания самостоятельно, «за счет
внутренних резервов», - а потом оказалось, что благодаря его же собственной
политике многие регионы находятся в состоянии чудовищного бюджетного кризиса и
просто не имеют возможности осуществлять дополнительные расходы. И
правительство Медведева, похоже, не считающее нужным не то что сознавать, а
даже и вовсе замечать последствия собственной деятельности, внезапно оказалось
перед необходимостью изыскать колоссальные средства. -
Почему на соцпрограммы, если они нужны, нельзя тратить те миллиарды или даже
триллионы, которые уже есть сейчас в бюджете? Почему они лежат без дела и
почему эти резервы надо еще пополнять, и при этом не тратить? Может быть, это
подушка для олигархов в случае кризиса, чтобы было чем спастись? -
Сказ о нехватке полутриллиона рублей в бюджете, в котором без движения валяется
6,3 трлн.руб., скорее всего, был простым обоснованием очередного этапа
грабительской приватизации. Думаю, либеральные фундаменталисты еще вернутся к
этой теме. Нежелание
же тратить средства Резервного фонда и Фонда «национального благосостояния»,
думаю, связаны с нынешним характером их использования. Вице-премьер
Дворкович не так давно заявил, что Россия должна платить за финансовую
стабильность США. Судя по всему, это была не оговорка, а честное описание одной
из реальных целей правительства Медведева: отвлечение средств бюджетных фондов
на нужды народа России выведет средства из американской и европейской
финансовой систем, - что оказывается неприемлемым не столько для Запада (так
как речь идет о мизерных с его точки зрения суммах), сколько в первую очередь
для российского же правительства. Интересно,
что замораживание бюджетных средств в западных финансовых системах вопиюще
нерационально с коммерческой точки зрения: грубо говоря, Россия занимает (в том
числе и у Запада) под 5,5% и больше, чтобы тут же вложить эти средства с
доходностью около 2%. Если столь вопиюще невыгодная политика, проводимая долгие
годы, не вознаграждена психушкой, - вероятно, она более чем щедро
вознаграждается западными финансовыми системами, получающими гарантированную
маржу за счет России «из воздуха», на пустом месте. Наконец,
не стоит забывать о создаваемом Росфинагентстве. Чем меньше средств останется в
бюджетных фондах, тем меньшим их объемом придется «рулить» его «эффективным
менеджерам», - и, соответственно, тем меньше коррупционных подозрений может
возникнуть в их отношении. Согласитесь,
вряд ли они, - да и их кураторы в правительстве Медведева, - готовы примириться
со столь печальной участью. -
Как Вы оцениваете предложение Медведева найти 500 млрд за счет сборов налогов и
за счет перехода зарплат из серых в белые? Насколько это все реально? И соберет
ли это нужные средства? -
Это невозможно прежде всего потому, что реальные усилия правительства
Медведева, - например, учиненная им и продолжающаяся и по сей день резня малого
бизнеса из-за кратного повышения для него обязательных социальных взносов, -
объективно направлены на изгнание деловой активности «в тень». Несерьезны
эти планы и просто «по порядку величин». Думаю, Медведеву стоит в своих грезах
ориентироваться не на собственные доходы и доходы своих друзей, а на реальный
уровень жизни большинства россиян. Правда, вряд ли он сможет найти
соответствующие данные, - в твиттере об этом не пишут, а официальные данные
Росстата сваливают в одну кучу доходы абрамовичей, дворковичей, дерипасок,
полонских и шуваловых с доходами обычных россиян, в результате чего
представления о последних оказываются сильно приукрашенными (так, средняя
зарплата, по официальным данным, составляла в январе 2013 года 27,3 тыс.руб.). При
этом Россия, в том числе и во время нахождения Медведева на высших уровнях
государственной власти, была превращена в оффшорный рай для сверхбогатых людей,
которые могут платить со своих доходов 6% и даже меньше. А налоговое давление
на фонд оплаты труда основной массы россиян составляет запретительные 39.2%,
что превращает миллионы наших сограждан в вынужденных преступников. Однако
Медведев не просто не реагирует на многочисленные сообщения об этом и
игнорирует вполне разумные предложения бизнеса, - он еще и усугубляет ситуацию,
абсурдным усилением налогового бремени выталкивая «в тень» новые сотни тысяч
россиян. И
при этом не стесняется разглагольствовать о переходе зарплат из «серых» в
«белые»! Но,
даже если б он и начал демонстрировать на своем нынешнем посту простую
человеческую и административную адекватность, выход доходов из «тени» – процесс
длительный, и даже при самой разумной политике государства принести бюджету
увеличение доходов на 500 млрд.руб. в оставшиеся 9,5 месяцев он может только в
горячечном бреду. -
Где и как еще можно найти деньги на соцпроекты? -
Прежде всего, в федеральном бюджете. Неиспользуемые остатки средств на счетах
федерального бюджета – около 6,3 трлн.руб., а в «священных коровах» либеральных
фундаменталистов Резервном фонде и Фонде «национального благосостояния»,
насколько помню, - около 4,5 трлн.. Соответственно, 1.8 трлн.руб. валяются в бюджете
просто так. Разумеется,
для недопущения кассовых разрывов бюджету нужен постоянный кассовый остаток.
При хорошем администрировании бюджета это около 100 млрд.руб., при плохом –
около 300 млрд.. Соответственно,
полтора триллиона рублей – это полностью свободные деньги бюджета. Для того,
чтобы найти в нем полтриллиона рублей, достаточно протянуть руку и взять, -
если, конечно, эти деньги существуют на самом деле, а не украдены каким-то
хитрым образом и не существуют только в официальной отчетности. Но,
думаю, они есть на самом деле: просто Медведеву интересно не вникать в детали,
а отдавать руководящие указания под телекамеру. Второй
источник требуемых сумм – это утрачиваемое ныне искусство, именуемое чтением.
Конечно, трудно требовать от председателя правительства читать его документы, -
в большинстве из них, как пишут в Интернете, «многабукофф», и практически все
они слишком длинны для того, чтобы поместиться в твиттер. Однако
преимуществом положения премьера является возможность пользоваться услугами
квалифицированных переводчиков, - которые прочли бы премьеру документы его
собственного правительства и разъяснили бы ему, что Фонд «национального
благосостояния» (ФНБ) создавался отнюдь не для поддержек финансовых систем США
и Евросоюза или удовлетворения аппетитов будущих «эффективных менеджеров»
будущего Росфинагентства, а для покрытия дефицита Пенсионного фонда.
Предполагалось, что средства ФНБ позволят выиграть несколько лет для спокойной,
взвешенной проработки всех аспектов пенсионной реформы, их согласования с
обществом, профессионалами и бизнесом. Отказ
от этого пути, обернувшийся выталкиванием России в «тень» запретительно высоким
уровнем налогообложения, является, строго говоря, тяжким бюджетным нарушением –
нецелевым использованием бюджетных средств. Простое
чтение правительственных документов (например, вслух) позволило бы Медведеву
исправиться и высвободить текущие расходы бюджета, сейчас направляемые на
погашение дефицита Пенсионного фонда вместо предназначенных для этого средств
Фонда «национального благосостояния», - как минимум, заметно превышающие
искомые полтриллиона. Наконец,
можно пойти на определенные неудобства и просто несколько меньше воровать.
Много лет назад тогдашний президент Медведев указал, что нецелевое расходование
средств при исполнении госзаказов составляет 1 триллион рублей. Поскольку
реальной борьбы с коррупцией с того времени так и не велось, - если, конечно,
не считать таковой возможность оплачивать за выявленные взятки штраф за счет
невыявленных взяток и снижение доли лишившихся свободы коррупционеров с 25 до
14% от доведенных до суда, - сейчас уровень воровства, вероятно, существенно
выше. Эксперты
называют примерно 70% в гособоронзаказе и не менее 30% по остальным видам
госзаказа. Многочисленные скандалы, - хоть с АТЭС-2012, хоть с братьями
Билаловыми, приближенные которых, если верить СМИ, похвалялись хорошими
отношениями с Медведевым, который-де защитит их от Путина, - позволяют
предположить, что даже ограниченные усилия в этой сфере, не ставящие под угрозу
ни основы государственного строя, ни благосостояние ключевой части правящего
класса, позволили бы быстро получить искомые полтриллиона рублей. Разумеется,
если хотеть что-то сделать, а не просто вертеть напыщенной головой в кадре
теленовостей и натужно пыжиться, старательно напуская на себя руководящий вид. -
Почему у премьера вообще нет конкретной программы действий? Или она есть, а мы
не знаем? Почему все выясняется «вдруг» на совещаниях и там же принимаются
сходу решения, которые не продумывались и не обсуждались? Имеет ли вообще наше
государство экономическую политику, стратегию и тактику в экономике или нет? -
Скажем так: если у Медведева и есть какая-либо «конкретная программа действий»,
он ее виртуозно скрывает и не дает сторонним наблюдателям никаких оснований
предположить ее наличие. Программу
действий нельзя взять из воздуха: действия имеют смысл лишь для того, чтобы
достичь той или иной цели. Если у вас в вашей жизни или на вашей должности нет
никакой содержательной цели – у вас в принципе не может быть и программы
действий. По
крайней мере, заметной для наблюдателей. Хаотическое
спонтанное принятие случайных решений, которые не обсуждаются не то что со
специалистами, но даже с придворными клевретами, - как это было, например, с
продолжающимся варварским принуждением России жить зимой по летнему времени,
наиболее сильно отдаленного от природного, или с «нулевым промилле», или с
десятками других случаев, - свидетельствует, скорее всего, об уникальном
сочетании беспрецедентного даже для нынешней власти уровня ответственности с не
менее феноменальным интеллектуальным уровнем. Думаю,
именно в сочетании этих двух факторов и заключается секрет «живучести»
Медведева, причина его полезности для президента Путина. Что бы ни говорить про
последнего, на фоне своего преемника он выглядит и глубоко ответственным
политиком, и подлинным титаном интеллекта. Согласитесь,
это дорогого стоит. Что
касается государства в целом, модель его действий представляется совершенно
очевидной: разграбление советского наследства (включая биомассы, по праздникам
именуемой «населением») и легализация награбленного в фешенебельных странах в
качестве личных богатств. Это
действительно подразумевает, как Вы говорите, «определенную политику, стратегию
и тактику в экономике», - но политика эта в силу самой своей природы такова,
что признаться в ней публично нет никакой возможности. Источник http://forum-msk.org/material/news/9836057.html