На Корейском
полуострове продолжает расти напряжённость. Пхеньян принял решение о закрытии
индустриального комплекса в г. Кессон, являющегося зоной совместного
предпринимательства с Южной Кореей, предложил иностранным посольствам в целях
безопасности эвакуироваться из КНДР. Наиболее значимыми в серии шагов
Пхеньяна стали решение мартовского (2013) Пленума ЦК Трудовой партии Кореи о
юридическом закреплении ядерного статуса КНДР и постановление Верховного
народного собрания КНДР «О дальнейшем укреплении статуса страны, обладающей
ядерным оружием в целях самообороны».
Большинство
СМИ, живописуя воинственность Северной Кореи, не пытаются разобраться в
истоках нынешнего резкого обострения конфликта на корейской земле. А если и
пытаются, то, как правило, безапелляционно называют Пхеньян зачинщиком всех
бед, подчёркивая, что спусковым крючком «кошмара» стало третье ядерное
испытание КНДР.
В связи с этим есть острая необходимость
рассмотреть настоящие, глубокие причины того, что принято называть «корейской
проблемой».
Если говорить кратко,
то первопричиной является неурегулированность итогов Корейской войны
1950-1953 гг. В этом году мир будет отмечать 60-летие её окончания, а мирный
договор между её участниками так и не подписан. Существует лишь (теперь уже,
возможно, только на бумаге) Соглашение о перемирии, то есть временное
прекращение боевых действий. Более того, между главными противоборствующими сторонами - США и
КНДР - отсутствуют дипломатические отношения.
Аномальность
подобной ситуации очевидна. Пхеньян многократно предлагал устранить этот
поразительный анахронизм холодной войны, но тщетно: Вашингтон упорно
отказывается и от нормализации межгосударственных отношений, и от замены
Соглашения о перемирии фундаментальным документом, устанавливающим прочный
мир на полуострове. Тем самым США не на словах, а на деле доказывают наличие
у них, как это называют в Пхеньяне, «враждебных намерений». В планы США входит не мирное
сосуществование с КНДР, а ликвидация этого государства.
Именно этим и
предопределено состояние перманентного конфликта на Корейском полуострове,
цикличность переходов от острого кризиса к относительной «ремиссии» и
обратно. Действия Запада по отношению к КНДР образуют порочный замкнутый
круг. Призывы остановить ядерную программу и тем самым прекратить нарушать
основы режима нераспространения ОМУ часто используются как ширма для скрытой
повестки - смены режима в КНДР…
В итоге в тех
случаях, когда Пхеньян выбирает переговорную модель взаимоотношений с
международным сообществом, готовность идти на взаимные компромиссы с учётом
его озабоченностей (нераспространенческое досье), Запад воспринимает это не
как самостоятельное решение северян, а как проявление их слабости, торжество
своей политики нажима. Следуя такой логике, Вашингтон и его союзники спешат
не оценить по достоинству шаг Пхеньяна, используя это в интересах
конструктивного сотрудничества и продвижения вперёд в урегулировании ядерной
проблемы Корейского полуострова, а поступают прямо наоборот. Исходя из того
ложного понимания, что Северная Корея начала идти на уступки под внешним
давлением, Запад считает необходимым свой нажим наращивать, чтобы
окончательно дожать оппонента. И тут всякий раз происходит сбой политики с
двойным дном. Убедившись
в истинных намерениях своих партнёров, Пхеньян, в цели которого входит сотрудничество
с ними, но никак не капитуляция, перестаёт играть в чужую игру и
предпринимает шаги по укреплению национальной обороноспособности. В итоге
Запад вместо ожидаемых дальнейших уступок и долгожданного краха Северной
Кореи получает в ответ новые ракетно-ядерные испытания.
Хронология
нынешнего кризиса хорошо известна.
Успешный запуск
спутника КНДР состоялся 12 декабря 2012 г. СБ ООН на этот раз выбрал более
жесткую форму реагирования в виде резолюции 2087 (22.01.2013) в отличие от
аналогичного случая в апреле 2012 г., когда СБ ограничился заявлением своего
председателя. КНДР решительно выразила несогласие с таким решением и логикой
США, согласно которой «свои запуски – это спутники, а чужие – баллистические
ракеты дальнего действия», и заявила, что «уже больше не существуют ни
шестисторонние переговоры, ни Совместное заявление от 19 сентября». В «знак
протеста» Пхеньян провёл 12 февраля 2012 г. третье ядерное испытание, обратив
внимание в заявлении МИД на то, что
в мире произведено «более 2 тысяч ядерных испытаний и 9 тысяч запусков
спутников, но еще никогда не были приняты резолюции Совбеза ООН, запрещающие
ядерное испытание или космические пуски». В ответ СБ ООН 7
марта 2013 г. принял резолюцию 2094, накладывающую на Северную Корею самые
суровые санкции за последние десятилетия.
Что же послужило
причиной быстрого усугубления конфронтации в 2013 году? Причин много.
Оппоненты Пхеньяна обычно называют в числе главных: проявление неопытности,
незрелости и авантюризма молодого лидера КНДР, стремление запугать Сеул,
заставить его поверить в то, что, приобретя ядерное оружие, КНДР коренным
образом изменила в свою пользу военный баланс на полуострове, приобрела
иммунитет против действий Юга и теперь может безнаказанно осуществлять шантаж
и «военные провокации» против РК. Такие настроения широко распространены и
последовательно поддерживаются в южнокорейском общественном мнении.
В политическом и
экспертном сообществе США резко возвысились голоса, требующие немедленного и
решительного изменения приоритетов политики в пользу мер, направленных на
форсирование смены режима в КНДР путём резкого усиления внешнего давления на
страну, её изоляции и стимулирования внутренней оппозиции. На официальном
уровне в открытую заговорили о подрыве жизненного уровня северокорейского
населения и т. п.
Сторонники таких
действий предпочитают не замечать, что ракетно-ядерные
испытания КНДР на рубеже 2012-2013 гг. стали в значительной мере ответом на
нежелание Запада вести конструктивный диалог с Пхеньяном. После
того как КНДР в апреле 2009 г. заявила о выходе из шестисторонних
переговоров, пять оставшихся участников объявили своим приоритетом найти
средства убедить Пхеньян вернуться в «шестёрку». И вот, когда благодаря,
прежде всего, усилиям дипломатии России и КНР эта цель была почти достигнута
и руководство КНДР в 2011-2012 гг. неоднократно заявляло о готовности
продолжить своё участие в данном дипломатическом процессе, Вашингтон, Токио и
Сеул вопреки собственным декларациям стали выдвигать предварительные условия
и, по сути, всячески затягивать возобновление переговоров. Тем самым они ещё
раз обнажили свои настоящие цели: продолжение политики «стратегического
терпения», которую многие американские эксперты назвали разновидностью
«стратегии сдерживания» КНДР, то есть углубления её изоляции с конечной целью
смены режима. Получив этот вполне чёткий сигнал от своих оппонентов и
учитывая, в том числе на примере Ливана и Сирии, возросшую склонность Запада
к использованию военной силы для свержения неугодных режимов, Пхеньян
посчитал себя свободным в выборе средств и предпринял необходимые меры для
укрепления национальной обороноспособности.
Конечно, это было
не единственной причиной, толкнувшей Пхеньян на такие шаги. Вероятно, сыграли
свою роль и стремление северокорейского руководства компенсировать неприятный
осадок, возникший после неудачи запуска ИСЗ 13 апреля 2012 г., и реальность
космической гонки между Северной и Южной Кореями. Выведя 12 декабря 2012 г.
первый свой спутник на заданную околоземную орбиту, КНДР соревнование за
прорыв в космос выиграла, что весьма болезненно восприняли на Юге, где
произвели успешный запуск своего ИСЗ на полтора месяца позже.
И одновременно эти
действия стали раскручивать спираль конфликта, которая поставила сейчас
Корейский полуостров на грань войны.
Для предотвращения
дальнейшего ухудшения ситуации всем вовлеченным сторонам необходимы, прежде
всего, сдержанность и предельная концентрация на поиске путей возобновления
политических контактов. Источник http://www.fondsk.ru/news/2013/04/11/o-prichinah-krizisa-na-korejskom-poluostrove-19996.html |