Novorossia.org Крестовый поход против нас
Александр Дугин
Либерализм
- тоталитарная идеология. Что является доминирующей идеологией
современного Запада и его геополитического авангарда - Соединенных Штатов
Америки? Это совершенно не праздный вопрос. Он затрагивает напрямую каждого из
нас. Будем откровенны: мы проиграли глобальный геополитический конфликт. Мы
побеждены. И поэтому обязаны знать точно и строго - кто является хозяином в
новых условиях планетарного расклада сил, каковы основные черты его
мировоззрения, что он думает о мире, истории, судьбе человечества, о нас самих?
Это необходимо всем - и тому, кто намерен смириться и покорно служить новым
господам, и тому, кто отказывается принимать такое положение дел и стремится к
восстанию и отвоеванию новой геополитической свободы.
Нам внушили мысль, что на Западе вообще нет никакой идеологии, что там
царит плюрализм позиций и убеждений, что каждый волен верить во что угодно,
думать, говорить и делать все, что угодно. Это - абсолютная ложь, простой
пропагандистский ход, заимствованный из арсенала «холодной войны». На самом
деле, на Западе существует доминирующая идеология, которая не менее тоталитарна
и нетерпима, нежели любая другая идеология, только ее формы и принципы
своеобразны, философские предпосылки инаковы, историческая база в корне отлична
от тех идеологий, которые привычны и известны нам. Эта идеология - либерализм.
Она основана на догме об «автономном индивидууме» (т.е. на последовательном
индивидуализме), «прикладной рациональности», вере в технологический прогресс,
на концепции «открытого общества», на возведении принципа «рынка» и «свободного
обмена» не только в экономический, но в идеологический, социальный и
философский абсолют. Либеральная идеология является «правой» в узко
экономическом смысле, и «левой» - в смысле гуманитарной риторики. Причем все
иные сочетания правого с левым, или просто правое и левое сами по себе
либерализм отвергает, демонтирует, маргинализирует, выносит за кадры официоза.
Либерализм тоталитарен по-особому. Вместо прямых физических репрессий против
инакомыслящих, он прибегает к тактике мягкого удушения, постепенного сдвига на
окраину общества, экономического удушения диссидентов и оппонентов и т.д. Но
факт остается фактом: доминирующая идеология Запада (либерализм) активно
борется с альтернативными политико-идеологическими проектами, но использует для
достижения своих целей методы более тонкие, более «мягкие», более отточенные,
чем иные формы тоталитаризма, но от этого только более эффективные. Либеральный
тоталитаризм не брутален, не открыт, но завуалирован, призрачен, невидим.
Однако от этого он не менее жесток. Наличие у Запада «доминирующей идеологии»
постепенно все яснее обознается и в нашем обществе. Наивность ранней
перестройки и мечты о «плюрализме» и «демократии» постепенно улетучились даже у
самых ярых реформаторов. Реальность либерализма и идеологии либерализма стала
очевидной, а следовательно, мы пришли к большей определенности. Сторонники
Запада с необходимостью должны отныне разделять все идеологические предпосылки
конкретного либерализма (а не какой-то туманной «демократии», под которой
каждый понимал что-то туманное и неопределенное), его противники объединяются
неприятием этой идеологии. Это более или менее понятно. Но у либерализма есть
еще один, более скрытый пласт. Речь идет о некоторых богословских и религиозных
предпосылках, которые, в конечном счете, привели Запад именно к той
идеологической модели, которая в нем укоренилась сегодня и стала доминирующей.
Этот пласт не столь универсален и однозначно признан, как вульгарные штампы
«открытого общества» и «прав человека», но, тем не менее, именно он является
базой и тайным истоком главенствующей на планете либеральной идеологии, которая
сама по себе - лишь вершина айсберга. Речь идет о протестантской эсхатологии.
2. США - квинтэссенция Запада Ни у кого сегодня нет сомнений, что миром правит
единственная оставшаяся полноценной сверхдержава - США. Это не просто самое
могущественное в военном отношении государство Запада, это, в некотором смысле,
результат западного пути развития, его пик, его максимальное достижение. США
были основаны и построены как искусственно сконструированное образование,
лишенное исторической инерции, традиций и т.д. по меркам самых радикальных
рецептов, выработанных всем ходом западной цивилизации. Это - вершина этой
цивилизации, венец ее становления. США - сумма Запада, его геополитический,
идеологический и религиозный авангард. Только в США принципы либерализма были
внедрены тотально и последовательно, и начиная с некоторого времени, и Запад и
либерализм стали совершенно правомочно отождествляться именно с США. Америка
является гегемоном современного мира, гигантской геополитической,
стратегической и экономической империей, которая контролирует все важнейшие
процессы нашей планеты. Причем не просто как одно из обычных государств, пусть
даже очень мощное и развитое, но именно как идеологическая модель, как путь
развития, как судья и пастырь человечества, навязывающий ему определенную
систему идеологических, мировоззренческих и политических ценностей. Империя США
- империя либерализма, империя капитала, империя постиндустриального общества,
как высшей стадии развития буржуазного строя. Безусловно, США являются прямыми
наследниками Европы и европейской истории. Но уникальность этого образования
заключается в том, что Штаты взяли от Европы только одно, наиболее
рафинированное, очищенное направление цивилизации - либеральный рационализм,
теорию «социального контракта», индивидуализм, динамичный технологический
индустриализм, абсолютизированные концепции «торгового строя». Ранее все эти
тенденции концентрировались в протестантской Англии. Британская Империя была
первой (если не принимать в расчет Древнюю Финикию) моделью построения чисто
«торговой цивилизации», к которой логически вела западная история. И не
случайно, главными теоретиками либерализма были именно англичане - Адам Смит,
Рикардо и т.д., а философами индивидуализма - Локк, Гоббс, Мандевиль. Макс
Вебер и еще более ярко Вернер Зомбарт убедительно показали, каким образом
западный капитализм родился из протестантской этики, и насколько
этно-религиозный фактор существенен для возникновения определенных
социально-экономических формаций. От Англии эстафета «торгового строя»
постепенно перешла к США, и начиная со второй половины XX века, лидерство
Америки в общем контексте западной цивилизации стало бесспорным историческим
фактом. США - воплощение Запада, западного капитализма, его центр и его ось,
его сущность. И мы теперь с позиций нашего опыта, когда США стали единственным
хозяином всей планеты, к чему они так долго шли, можем легко распознать логику
истории, сходящуюся как в фокусе в единую точку (чего не могли по историческим
причинам сделать те мыслители, которые не дожили до драматической развязки
геополитического, социального и экономического противостояния «холодной
войны»). Итак, вся западная история сходится на США. Собственно Запад, как
геополитическое явление возник в период раскола Христианской Церкви на
Православие и католичество. Католический ареал и стал базой того, что именуется
отныне «Западом», «Западом» в концептуальном смысле. Начиная с этого момента
люди католического мира отождествили себя самих с полноценным человечеством,
свою историю - с мировой историей, свою цивилизацию - с цивилизацией вообще.
Все прочие цивилизации и традиции были презрительно приравнены к «диким,
варварским странам». Показательно, что в такой «недочеловеческий» разряд
попадали не только не христианские народы, но и весь православный мир, который,
на самом деле, и был зоной реального, неискаженного, аутентичного христианства.
Кстати, именно потому, что православные страны - вначале Византия, позже Россия
- были христианскими, они вызывали у католиков такое агрессивное неприятие.
Православие давала пример христианства иного - универсального, открытого, не
сектантского, радикально альтернативного всему цивилизационному строю, который
сложился на Западе и который до некоторого времени претендовал на единственную
форму христианской государственности. В противостоянии католичества Православию
и следует искать завязь диалектического развития истории цивилизации и
геополитических процессов в последующие века. От раскола церквей следует
отсчитывать историю Запада. Католичество в то время становится во главе сугубо
«западных» тенденций. Но через определенный промежуток времени определенные
элементы католического учения, доставшиеся ему, кстати, в наследство от
православного единства церквей, входят в противоречие с основной линией
развития Запада. Перелом приходится на Реформацию. В этот момент наиболее
«западные» тенденции обособляются и концентрируются в протестантском типе.
Протестантизм распространяется именно в тех странах и среди тех народов,
которые последовательно движутся в направлении, заданном расколом: отчуждение
от Востока, высокомерное презрение к «диким народам», отождествление себя самих
и своего технического развития с пиком цивилизации, индивидуалистические и
рационалистические тенденции, которые не довольствовались уже рамками
католическими (хотя те, в свою очередь, были существенным шагом в том же
направлении от совершенно традиционного и верного духу изначального учения
Православия).
Далее читать источник: http://www.novorossia.org/politika/3706-krestovyj-poxod-protiv-nas.html
|