fondsk.ru «Черкесский» и «крымско-татарский»
вопросы: по сходным геополитическим лекалам
Владислав Гулевич
По своим характеристикам т.н. черкесский вопрос напоминает
вопрос крымско-татарский. Разница лишь в том, что крымско-татарский вопрос был
поднят гораздо раньше, а его авторы частично достигли своих целей, однако на
достигнутом останавливаться не собираются.
С распадом Советского Союза в крымско-татарской среде сложилась
стойкая группа национальных лидеров во главе с советским диссидентом Мустафой
Джемилёвым. К этому времени национальный вопрос перестал быть внутренним делом
самого СССР, и третьи силы получили возможность влиять на внутриполитическую
ситуацию в нашей стране путём воздействия на различные этнические группы
советского населения. Одной из таких групп были крымские татары.
Среди сходств крымско-татарского и
черкесского вопроса выделим следующие:
1. Крымское
ханство и черкесы жили набеговым хозяйством, порой враждуя друг с другом
(Канжальская битва 1708 г.).
2. С
присоединением в 1783 г. Крыма к Российской империи многовековое противостояние
Российской державы с Крымским ханством закончилось. С присоединением к
Российской империи Кавказа долгое противостояние горцев с Россией тоже затихло.
Крымско-татарская аристократия была уравнена в правах с аристократией
российской, а крымско-татарский народ интегрирован в общественно-политические
структуры империи. В таком же положении оказались кавказцы почти столетием
позже – в 1864 г.
3. Поражение
Крымского ханства в войне с Россией значительно ослабило геополитическое
влияние Турции в регионе. С окончанием Кавказской войны турецкому влиянию был
нанесён очередной, не менее чувствительный удар. Крым и Кавказ примыкают с
флангов к Чёрному морю, и владеющая ими держава превращается в весомую морскую
силу. Ранее это была османская Турция, затем – Российская империя.
4. И
крымские татары, и черкесы знают, что такое мухаджирство. При этом ряд
крымско-татарских общественников оценивают число крымских мухаджиров только в
одной Турции в 5-6 млн. человек, что превышает число мухаджиров-черкесов в этой
стране (3-5 млн.).
5. Крымские
татары, как и черкесы, использовались османами в качестве военной силы. Поэтому
их потомки проживают сегодня по периметру бывших владений Османской империи
(Болгария, Румыния, Иордания, Сирия, Ирак, Египет, Израиль, Ливан, Судан).
6. Крымско-татарские
активисты и их прозападные черкесские коллеги намеренно идеализируют положение
своей диаспоры в Турции, где даже не публикуются данные о национальном составе
населения страны, дабы не спровоцировать сепаратистские настроения у некоторых
групп населения, из-за чего точное количество черкесов и крымских татар в этой
стране подсчитать сложно. Несмотря на такие запреты, в полемике с оппонентами
крымско-татарские и черкесские националисты придерживаются принципа «о Турции
либо хорошо, либо никак».
7. Самое
главное сходство – апеллирование к третьим странам с просьбой надавить на
Россию, заставив её безоговорочно удовлетворить требования, выдвигаемые
крымскими татарами и черкесами.
Есть у крымско-татарского и
черкесского вопроса немало различий. Эти различия – структурного, а не
функционального характера. Т.е. геополитические функции, возлагаемые на
крымско-татарских националистов и их черкесских коллег, одинаковы –
способствовать удалению России из Черноморского региона, выводу из-под
российской юрисдикции Крыма и Северного Кавказа, обеспечив приход туда других
игроков (Турция, ЕС, США).
Крым был окончательно выведен из-под
российской юрисдикции с распадом Советского Союза, за исключением г.
Севастополя. Очутившись в составе независимой Украины, Крым превратился в место
идеологического противостояния крымских татар с центральными властями.
Политическая слабость Киева способствовала учреждению этнических органов власти
крымских татар на полуострове – Курултая (национального съезда) в составе 250
делегатов и меджлиса (исполнительный орган Курултая). Меджлис в качестве
общественной организации Минюстом Украины не зарегистрирован, но это не мешает
ему развивать бурную пропагандистско-политическую деятельность. В структуре
меджлиса учреждён Отдел по внешним связям, сотрудники которого налаживают связи
с внешним миром через голову Киева. Именно через Отдел по внешним связям
крымско-татарские лидеры встречались с американскими «ястребами», в т.ч. с
«заклятым другом» России Збигневом Бжезинским, парламентариями Чехии, Германии,
Австрии, Венгрии, Польши, Турции, Кипра.
В ходе таких встреч иностранные
представители заверяют, что отношения Киева с Западом напрямую будут зависеть
от решения крымско-татарского вопроса, а также затрагивался широкий круг
международных тем, на первый взгляд к крымско-татарской проблеме отношения не
имеющих. Так, на встрече «меджлисовцев» с послом Молдавии на Украине Ионом
Стевиле затрагивалась тема молдавско-гагаузских отношений (гагаузы –
православный, но родственный крымским татарам народ, но ориентированный больше
на Россию) (1). Таким образом, меджлис дублирует функции центральной власти,
проводя несогласованную с Киевом внешнюю политику, и выбирая себе союзников и
врагов по собственному разумению. Дальше - больше: крымские татары –
единственный народ на Украине, требующий себе квот при распределении должностей
в региональных органах власти (СБУ, МВД, прокуратура, налоговая служба,
райадминистрация, обладминистрация).
Есть все основания предполагать, что
Запад пытается повести черкесский вопрос той же тропой, что и
крымско-татарский, который, как можно наблюдать, оказался для них довольно
«успешным» (крымские татары находятся вне контроля центральных властей,
вступают в союзы с украинскими националистическими партиями русофобского толка,
налаживают контакты с зарубежными партнёрами в обход Киева). К слову,
украинские националисты проект «Великой Черкесии» вполне приветствуют.
Крымско-татарская проблематика
эволюционировала так же, как сейчас эволюционирует проблематика черкесская.
Вначале посыпались упрёки в преступном геноциде крымско-татарского народа
(подразумевалась сталинская депортация крымских татар в 1944 г.). При этом
история массового сотрудничества крымских татар с гитлеровцами просто
игнорируется. Затем зазвучали требования вернуть депортированных в Крым и
предоставить членам крымско-татарской диаспоры из дальнего зарубежья
возможность вернуться на историческую родину, обеспечив их всем необходимым –
жильём, подъёмными деньгами, рабочими местами и т.д. Потом требования покаяния
главного, как считают крымско-татарские лидеры, виновника крымско-татарских бед
– России.
Черкесский вопрос пока застопорился
как раз на этом этапе: требования разрешить зарубежным черкесам вернуться на
Кавказ, предоставить им места работы и проживания и покаяться в геноциде.
У крымских татар требования
морально-исторического характера далее мутировали в требования
политико-экономические: требования возврата имущества, признание права крымских
татар на собственную государственность и независимую внешнеполитическую деятельность.
Когда эти требования прозвучали, Киев был уже связан по рукам и ногам не только
угрозами Запада свернуть сотрудничество, если пожелания крымских татар не будут
учтены, но и невозможностью снизить накал выдвигаемых «меджлисовцами»
претензий. До воссоздания Крымского ханства не дошло, но Отдел по внешним
связям в структуре меджлиса был создан. А это можно рассматривать как первый
шаг на пути к построению отдельного крымско-татарского государства.
Если вдохновителям черкесского вопроса
удастся его продвинуть далее, следует ожидать требований политического
характера: признание права черкесов иметь собственный этнический орган власти,
параллельный официальным властям, как региональным, так и центральным (по
аналогии с крымско-татарским Курултаем и меджлисом), и им неподотчётный; права
данного органа власти самому выходить на международную арену и обсуждать
широкий круг вопросов не с Москвой, а с её оппонентами.
Если это случится, последует изменение
идеологического дискурса самого черкесского движения, и следующим этапом станет
отстаивание правомочности образования черкесского государства как с
юридической, так и исторической точек зрения. Поначалу эта государственность
может формироваться в рамках федеративного устройства Российской Федерации.
Изменится не юридическое оформление федеративной единицы, а её этнополитический
состав: новое административное образование охватит всех проживающих на Кавказе
адыгов с намерением придать их национальной идентичности иной, не
общероссийский формат.
Подобно тому, как в крымско-татарских
школах и гимназиях ученики живут в совсем иной идеологической атмосфере, чем их
славянские сверстники, в школах и вузах «великочеркесской»
административно-территориальной единицы будет вестись своя образовательная
политика, без унификации её с общероссийскими стандартами. В Крыму такие школы
финансируют Турция и арабские страны. Эти же спонсоры откликнутся и на призыв
«великочеркесских» адептов.
Предсказуемым последующим шагом станет
отказ от федерации с Россией и образование собственного государства, которое, и
это очевидно, видится не субъектом, а объектом геополитики. Оно будет
неспособно проводить полноценную внешнюю политику и являясь де-факто
протекторатом внешних сил. Произойдёт кардинальное переформатирование
геополитического обустройства Кавказского региона, а это, как показывает
история, всегда является прелюдией к череде кровавых конфликтов.
1) www.avdet.org/node/7435
Источник http://www.fondsk.ru/news/2013/06/14/cherkesskij-i-krymsko-tatarskij-voprosy-po-shodnym-geopoliticheskim-lekalam-21011.html |