Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2016 » Ноябрь » 22 » КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ?
07:37
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ?

pravoslavie.ru Кому принадлежит святой князь Владимир?

Диакон Владимир Василик

4 ноября 2016 г. в Москве открыли памятник св. равноапостольному князю Владимиру. На открытии присутствовал Президент Российской Федерации и первые лица государства. Памятник торжественно освятил Святейший Патриарх Кирилл. Памятник, созданный известным скульптором Салаватом Щербаковым, возвышающийся над Боровицкой площадью, стал подлинным украшением столицы.

Находятся люди, чья единственная радость состоит в протесте и опровержении

Казалось, надо бы радоваться такому событию. Однако находятся люди, чья единственная радость состоит в протесте и опровержении. Вот и сейчас, помимо прежних протестунов, воевавших против установки памятника, появились новые — на сей раз из Киева. В медийном пространстве стали слышны голоса, что-де москали украли святого князя Владимира, что-де специально скопировали киевский памятник; некоторые производители конфет даже заявляют, что это-де демонстрация попытки гибридного присвоения истории.

И в связи с этим ставится вопрос: кому принадлежит святой князь Владимир, и имеет ли право Российская Федерация поставить ему памятник в своей столице? Можем ли мы претендовать на наследие святого князя? Рассмотрим этот вопрос без гнева и пристрастия.

Да, с одной стороны, святой равноапостольный князь Владимир правил в Киеве, в нем скончался и был погребен в Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году. Однако разве вся территория современной Российской Федерации находилась вне пределов державы Владимира? Разве в нее не входили Новгород и Псков, Суздаль и Ростов, Муром и Старая Ладога? И более того: до того как Владимир стал князем Киевским в 980, он княжил в Новгороде. Новгородцы сами попросили его у его отца, князя Святослава.

Киевская Русь и созидалась между двумя полюсами — Новгородом и Киевом, на пути «из варяг в греки». Когда Киевский князь терпел поражение и вынужден был бежать, его базой становился Новгород. Попытка сделать св. Владимира князем исключительно города Киева, этаким «киевским гетманом» выглядит антиисторичной и карикатурной.

Если бы не Московская Русь, литературного наследства Киевской Руси мы бы просто не знали

Рассмотрим вопрос с другой стороны — посмертная слава святого князя Владимира и его прославление в лике святых. Да, «Слово о Законе и Благодати», прославляющее его, написано митрополитом Иларионом Киевским в 1049-1050, но дошло-то до нас оно в рукописях Московского княжества XV-XVI в. Вообще, если бы не Московская Русь, литературного наследства Киевской Руси мы бы просто не знали. Что касается архитектуры и живописи Киевской эпохи, то, опять-таки, большая часть памятников сохранилась на территории современной Российской Федерации.

А теперь переходим к вопросу о канонизации св. князя Владимира. Признавая, что в текстах служб ему есть некоторые (правда, спорные) следы его раннего почитания в Киеве XI века, следует со всей серьезностью заявить, что вплоть до конца XIV в. ни в одной из древнерусских июльских миней (а сохранилось их с десяток, если не более) мы не находим службы святому равноапостольному Владимиру. Более того, ни в одном богослужебном уставе Киевской эпохи мы не находим даже указаний на службы ему. Кроме того, все известные князья с именем Владимир до конца XIII в. имели вторые крестильные имена, греческие по своему происхождению, например волынский князь Иоанн-Владимир Василькович (+1292 г.).

Первым известным списком первой редакции службы святому равноапостольному князю Владимиру является рукопись конца XIV в. Софийская 382, происходящая из библиотеки Софийского собора в Новгороде. Это весьма значимо: такой видный историк, как Е.Е. Голубинский, начало почитания св. Владимира относит к 1240 г. и связывает с Новгородом и Невской битвой, происшедшей 15 июля, в день его кончины. Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку для церковного прославления просветителя Руси — строительство церкви св. князя Владимира в Новгороде в 1311 г. Так или иначе, но место его канонизации и в том и в другом случае — Новгород, соответственно, Российская Федерация имеет все исторические права на созидание ему памятника в своей столице, коль скоро он был впервые прославлен как святой именно на ее территории.

Именно к образу святого князя Владимира и к памяти о его наследии прибегали великие московские князья и цари — святой благоверный князь Димитрий Донской, великий князь Иоанн III, цари   Иоанн IV, Алексей Михайлович, Петр Великий, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Отметим, что существующий памятник cвятому князю в Киеве — наследие имперского Петербургского периода: он был поставлен при Николае I в 1853 г., создали его петербургские скульпторы — Василий Демут-Малиновский, Петр Клодт и петербургский архитектор Александр Тон, отливалась статуя в Петербурге, ее детали — в Калуге. В этом контексте исторического единства Великой и Малой Руси (современной Украины) разговоры о гибридном присвоении истории просто смешны.

И, наконец, святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Разве русские люди, пусть даже живущие в Сибири или на Дальнем Востоке, не имеют права выразить сыновний долг благодарности своему духовному отцу, некогда даровавшему их предкам бесценный дар Святого Крещения?

Вырывать князя Владимира из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично

В телевизионной полемике с украинской стороны звучал достаточно невежественный аргумент: что-де имя Владимир (точнее Володимер) — чисто украинско-русское имя. В порядке всеобуча напоминаем: Владимир — имя общеславянское. Достаточно вспомнить Расу-Владимира, сына крестителя Болгарии св. князя Бориса, или святого Иоанна-Владимира, князя Зетского. Стоит вспомнить и следующие факты: «Слово о Законе и Благодати» уже в XIII в. использовалось сербскими книжниками для прославления святого Стефана Немани. Почитание святого князя Владимира с течением времени стало значимым и для Болгарии, и для Сербии. Поэтому вырывать его из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично.

Некогда святой князь Ярослав Мудрый создал три Софийских собора — в Киеве, в Новгороде, в Полоцке, — начертив невидимый треугольник, заложив сакральную географию Святой Руси и духовные основы для бытия Малой, Великой и Белой Руси. Старец Лаврентий Черниговский некогда ясно сказал: «Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь». Поэтому вопрос: кому «принадлежит» святой князь Владимир и кто имеет право ставить ему памятники — безнравственен и не имеет смысла.

Диакон Владимир Василик

Источник http://www.pravoslavie.ru/98488.html

 

 

Просмотров: 814 | Добавил: politolog | Теги: Киевская Русь, Князь Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ