zavtra.ru Вторичный продукт
Галина Иванкина
Вечер. Кафе. Неподалёку от меня расположилась
юная парочка - я их не вижу, точнее, не разглядываю, только слышу бубнящий
голос: «Я сейчас покажу тебе
макет своей новой книги… Закажи маффины… Подожди, я проверяю почту…»
Это говорит молодой человек. Я почему-то железно, …железобетонно уверена в том,
что ноутбук будет серебристо-серый, с узнаваемым логотипом в виде надкусанного
яблочка. Я не обладаю даром ясновидения и не умею читать мысли на расстоянии,
но именно в этом конкретном случае я даже знаю, во что этот юноша будет одет.
Оглядываюсь – всё точно. И трикотажная бабья кофта, небрежно застёгнутая на
одну пуговку, и старушечьи «винтажно» сработанные очочки, и джинсы в обтяжку, и
яркие, подростковые кеды. Личико – мелкое и бесполое, с капризно скривлённым
ртом. И, разумеется, модный, всенепременный, актуальный Apple, без которого
столичный хипстер, аки Д`Артаньян без шпаги, а Ромео – без Джульетты. Рядом –
полненькая фемина в мальчишеской ковбойке, с фенечками на обеих руках, с
растрёпанной стрижкой.
Пока юноша пытается донести до подруги всю
грандиозность литературно-дизайнерского проекта, она неряшливо ест эти самые
маффины, не забывая водить пухлым пальчиком по экрану своего мобильного
устройства. Вероятно, она тоже проверяет почту. Примерно раз в минуту, а то и
чаще. Хотя, быть может, она «постит статус» о том, где и с кем она «зависает».
О, я даже, кажется, угадываю, что у этих красавцев есть аккаунты в Инстаграме,
странички в Твиттере и на Фейсбуке, что они лайкают и ретвитят, в каждый момент
времени «запиливая луки». Они даже в теме, что запиленный look не имеет
никакого отношения к стрельбе из лука, а к одноимённому овощу – тем более.
Несильно, однако, удивлюсь, если окажется, что в их картине мира луковый суп из
меню любезного «Жан-Жака» восходит именно к понятию look, ибо настоящий хипстер
фотографирует не только размытую радугу на фоне помойки, но и свою стильную
трапезу в актуальном заведении. Продолжаю угадывать и читать мысли. Я убеждена,
что они любят «кино не для всех», считая даже Альмодовара – попсой, а
Тарковского – героем вчерашних дней. Они воспринимают мир, как очередное
бесплатное приложение для iPhone-а или Android-а, а себя, как творческие
сапиенсо-единицы и, разумеется, «не быдло». Они почём зря и некстати кидаются
словами «брендинг» и «ребрендинг»; они разбираются в лайф-коучинге и в ещё
каком-нибудь стартапинге. Справляют Хэллоуин и День Святого Валентина, не имея
ни малейшего понятия, какая история и какие переживания стоят за этими
праздниками. Просто кушают маффины и митболы, слизывают смузи, …проверяют
почту, «набивают» статусы. Просто так. Хотят свободы, не постигая её смысла.
Говорят на странном языке и создают такие же странные «произведения». Точнее,
не создают, а креативят, ибо, как говорил один пелевинский персонаж: «Творцы нам тут не нужны, — сказал он.
— Криэйтором, Вава, криэйтором».
Мир странных специальностей, которые вроде бы
и не специальности вовсе. Как иронично заметила одна моя хорошая знакомая, «…нужна обязательно профессия,
название которой на русский с английского даже не переводится». Что
там пели участники группы «Наутилус-Помпилиус»?
«Можно верить и в отсутствие веры
Можно делать и отсутствие
дела...»
Как мне кажется, на сегодняшний день вместо
«можно» полагается петь «модно». Армия визажисток-писательниц с дипломом
платного экономико-маркетингового колледжа. Сонмища тридцатилетних тунеядок,
живущих и жрущих свои маффины на средства всё ещё вкалывающих предков. Декупаж
стульчиков и курсы батика – непременны и непреложны, как ежедневное написание
твитов в Твиттере и постов в Живом Журнале. Более того, вся эта сетевая возня
воспринимается ими именно в качестве общественно-значимой деятельности. Это
важно! Отфренды и зафренды, многокилобайтные фоточки на фоне осени и тэг «мои
внезапности». У Ильфа и Петрова в романе «Двенадцать стульев» есть
примечательное рассуждение: «Параллельно
большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует
маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен
дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская
гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен
кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и
построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает
стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далёк от таких
высоких материй». Так вот сейчас сделалось модно и актуально
проживать жизнь в «маленьком мире», где look-овый суп предвещает многия «лайки»
запиленному look-у.
В своё время мне довелось посетить лекцию,
касающуюся моды и трендов / брендов. Не в смысле даже одежды, а в смысле стиля
жизни. Лектор, пишущий, кстати, для весьма авторитетного фэшн-журнала,
недвусмысленно изрёк, что нынче остро востребована не упёртая
профессиональность, не чёткость линий и выверенная чеканность форм, а
безудержная творческая фантазия, которая далеко не всегда сопрягается со
знанием мат.части. То есть, модна необязательность, расслабленность и
сиюминутность, вроде случайно сделанных фотокарточек с туманными силуэтами
объектов. Мода на тяп-ляпистую недоделанность, на якобы-специально «заваленный
горизонт», на «эффектную» халтуру и дилетантский «шик». Лектор с удовольствием
показывал нам снимки креативных вещей: юбка с необработанным краем, картины,
написанные…пальцами, броши, …свалянные из войлока: то ли цветочек, то ли
облачко, то ли кляксочка. Это будит фантазию и мысли-домысливания! Досмысливания. Плохо
обструганная лавка с подстилкой, которая - о радость! - криво сварганена в
технике пэтчворк. Кафешки с нештукатуреными кирпичными стенами, с кое-как
нарисованными картинками в облупившихся рамках.
Ощущение вещи, зачем-то подобранной на
помойке и которой дали второй шанс, но не отремонтировали и подновили, а вот
так – во всей помойной красе выставили во главе стильной инсталляции. Гимн второму сорту и второму смыслу,
который становится основным и единственным за неимением, точнее за отрицанием,
первого. Проект, инсталляция, хэппенинг. Быстро, криво,
задорно. Искусство не ради высокой идеи, даже не ради самого искусства, а как бы «просто так», без начального
посыла и конечного итога. Тотальное простотакерство - что-то, вроде «моста для
игры в пустяки» из милновского «Винни-Пуха». Вторичный, бессмысленный язык –
нормальный человек свихнётся от словосочетания «…в контенте гендерного дискурса», а эти –
ничего, пользуются, точнее, конечно же, юзают.
Вы можете снисходительно отмахнуться со
словами: «Ой, ну что вы,
право? У молодёжи во все времена были смехотворные моды. Перебесятся – добрыми
бюргерами заделаются, тыковки на шести сотках выращивать начнут!»
Если бы это было всего лишь нелепой юношеской модой, вроде «металлизма»
Перестроечных лет или ещё какого-нибудь дендизма времён Пушкина, если бы… К
сожалению, это уже особая социально-интеллектуальная ниша, причём – громадная и
всепоглощающая – недо-язык, псевдосмысл, якобы-искусство и зачем-то-литература.
Запиленность луков и ещё какая-нибудь виртуальность интерактивности. Тяп-ляп,
как стиль бытия. Создание
вторичных смыслов, при котором изначальный смысл либо теряет свою остроту, либо
исчезает вовсе. Замечу, походя и на всякий случай, что creator
по латыни – создатель, в том числе, одно из имён Бога: "Veni Creator
Spiritus!" А креативность – это …что? Точнее – зачем? Вы вправе опять
возразить, что, мол, хипстерство куда как приличнее, чем пресловутый гламур,
ибо сии бесполые мальчики и свободолюбивые девочки по факту действительно много
читают (вопрос – что?), а ещё больше – пишут (вопрос – доколе?). А также
дизайнерят на планшетиках и тусуются на вернисажах «Винзавода». Разве это
ужасно?
Для общества, en masse, выращенного на
примерах позднесоветской интеллигенции с её культом книжных шкафов и билетов в
любимовскую Таганку, хипстеры кажутся (именно кажутся!) гораздо более приемлемыми. Здесь
только одно большое «но» - гламур изначально позиционируется, как игрушка
сверхбогатого меньшинства, причём не самой лучшей его части. Во всём мире
популярен карикатурный образ анорексично-сушёной блондинки с гигантским бюстом,
обтянутым блестяще-розовой тряпочкой от ‘Versace’. Это – воплощённая мечта
филистера о золотом унитазе и красном авто с открытым верхом. Гламур при всей
своей крикливости не посягает на смыслы, он варится в своём клубно-бутиковом
вареве и ничего не имитирует – он откровенно, беспримесно ущербен, хотя, чего
греха таить, лощён и пышен. Хипстерство же – это постоянное переворачивание
понятий, где пресловутая креативность подменяет и ум, и талант, и даже
интеллигентность. Короче
говоря, это – имитация мозгов, которых нет. После этого
похабный спектакль преспокойно зовётся «смелым проектом», а кощунство –
«борьбой с режимом». Смысл креативности - превращать карету – обратно в тыкву,
а Золушку – в …жабу, при том, что и тыква будет гнилая, и жаба, к примеру,
лающая.
В своё время мне довелось прочесть статью
Сергея Угольникова под названием «Несмышлёныши». В частности, он пишет: «…В общественных движениях, даже таких
нелепых, как нынешние "московские протесты" существует группа, являющаяся
эстетическим лицом "акции". <…> Для политического обозначения
этой группы лиц приняты термины "рассерженные горожане" или
"креаклы". А для позиционирования субкультурного явления избран
термин "хипстеры"…». (http://zavtra.ru/content/view/nesmyishlyonyishi/)
Угольников иронично утверждает, что
все эти молодые люди столь рьяно участвуют в протестном движении ещё и потому,
что им не дали в своё время походить в пионерских галстуках. Тоска по
общественной работе? На мой взгляд, всё гораздо интереснее – для
хипстера-креакла все эти выходки Pussy Riot, художества арт-группы «Война» и
акции затейника Петра Павленского – это и есть… понятные акты творческой
самореализации. В хипстерском перевёрнутом мире, где хорошо понимаются только
вторичность и бессмысленность, возможно только такое искусство. Здесь,
вероятно, не примешана никакая политика, а прыжки с плакатиками и белыми
ленточками – это же просто пятничный флэш-моб. После него так приятно погреть
пухлые лапки о чашку с ромашковым чаем, полакомиться маффинами и
сфотографироваться с бойфрендом – щёчка к щёчке… Снова оглядываюсь на ту самую
парочку. Точно, фотографируются…!
Источник
http://zavtra.ru/content/view/vtorichnyij-produkt/
|