zvopros.ru Пять принципов Михаила Швыганова
Как глава ТСЖ сделал из панельной девятиэтажки дворец по муниципальному тарифу
Четыре подъезда снизу доверху в итальянской керамической плитке. Пол из керамгранита. Перила из нержавейки. Бесшумные болгарские лифты. Облицовка фасада – особо стойкой разноцветной штукатуркой. Пандусы у подъездов, тротуары из брусчатки. Столь богато обустроенной многоэтажки, как дом № 7/2 по Верхнепечёрской, мы в Нижнем Новгороде ещё не видели. Трудно представить, что содержать дом таким образом можно, взимая с жителей плату по муниципальному тарифу… Обычную панельную девятиэтажку с 20-летним «пробегом» привёл в нынешнее состояние Михаил ШВЫГАНОВ, который возглавил правление ТСЖ в 2003 году. Михаил Иванович поделился с «Жилищным вопросом» своими принципами содержания дома.
Экономить на потреблении
Девятнадцать лет назад, когда Швыганов сюда переехал, дом не блистал ухоженностью. Было много строительных недоделок; на текущий ремонт и содержание здания денег не хватало. Их требовалось найти. Но где? Повысить тариф для собственников? Михаил Иванович нашёл другой способ – сэкономить.
– Первым делом я начал выстраивать отношения с ресурсоснабжающими организациями. Сделали ревизию договоров – оказалось, что мы существенно переплатили. Добились перерасчёта за три года.
Параллельно установили домовые приборы учёта и начали расплачиваться с ресурсниками не по нормативу, а за реально потреблённые объёмы. Это ещё один источник ощутимой экономии.
Появилась возможность пустить средства на облагораживание дома.
– Но из первых денег наводить внешний лоск было рано, – делится стратегией Швыганов. – Сначала нужно устранить факторы, из-за которых дом постоянно теряет деньги. Поэтому мы начали с ремонта не подъездов, а коммуникаций.
Исключить аварии
Пересмотрели и саму прокладку коммуникаций. Например, полипропиленовые трубы горячего водоснабжения подвесили к потолку:
– Сделали хорошие уклоны, а у пластин на стояках увеличили диаметр: вместо 50 миллиметров сделали сотку. Всё это обеспечивает хорошую циркуляцию горячей воды. А теплоизоляция труб помогает экономить на гигакалориях.
Конечно, элеватор можно было не ремонтировать: не так он был плох. Но принцип Швыганова – не доводить до аварийных ситуаций:
– Затыкать дырки дорого. Если вы будете обслуживать свои сети так, что исключите аварийный ремонт, то у вас появятся дополнительные деньги на ремонт текущий.
Очертить границы
В то же время добились пересмотра границ эксплуатационной ответственности с ресурсниками. Раньше эти границы проходили по тепловому пункту, и за теплопотери или ремонт кабеля отстёгивали собственники:
– Мы собирали деньги, чтобы отремонтировать магистральный трубопровод. Теперь границы нашей ответственности проложены по фундаменту дома.
У Швыганова несколько образований, и все как на подбор: техническое, юридическое и экономическое. Окончив политех с красным дипломом, он работал на приборостроительном заводе в Севастополе, потом замом коммерческого директора крупного торгового дома в Нижнем. Поэтому в бухгалтерские документы ТСЖ он вникал со знанием дела:
– Например, одна из ресурсоснабжающих организаций выставила по итогам года 229 тысяч рублей доплаты. Пересчитал – 82 тысячи лишние. Добился перерасчёта. А мог бы просто подмахнуть счёт и оплатить.
Вот так, по зёрнышку, сколачивалось экономическое благосостояние дома. И только приведя в порядок коммуникации и отстояв границы, Швыганов взялся за ремонт самого здания.
Ремонтировать дорого и надолго
Подход Швыганова к ремонту кому-то может показаться шикованием. Однако, по его расчётам, «экономичный» ремонт оказывается совсем не экономичным:
– Через полгода побелка стёрта, стены исписаны – впору заново ремонтировать. Я всегда использую новые и лучшие материалы, способные прослужить по максимуму. Мы не так богаты, чтобы делать дешёвый ремонт.
Например, подъезды. Стены отделаны керамической плиткой, пол из керамгранита, подвесные потолки из гипсокартона. Эстетика – раз. Удобство в уборке – два. Долговечность – три.
– А этому ремонту уже 10 лет! Если бы я экономил в традиционном представлении, я бы за это время был вынужден сделать уже несколько ремонтов. Или крыша. Минимальный срок её службы после ремонта – 10 лет. Много ли вы видели крыш, которые проходят этот «испытательный срок»?
Дело не только в материалах, но и в скрупулёзном контроле работ:
– На крыше я заставил рабочих полностью снять старый материал, сделать расшивку межпанельных швов, гидроизоляцию и цементную стяжку. На все скрытые работы подписывал отдельные акты приёмки. И вот результат: одиннадцатый год не течёт! Сейчас нет проблем с информацией: все требования к работам можно найти в интернете.
Швыганов заключает договоры с подрядчиками только на работы.
Материал покупает сам – как правило, у производителей:
– Это выгодно со всех сторон. И по цене. И тем, что в отношениях с подрядчиками у меня есть место для маневра. И тем, что материал гарантированно оригинальный.
Предмет особой гордости Михаила Ивановича – внешний вид дома. С торцов он утеплён пенопластом и по всему фасаду отделан особо прочной декоративной штукатуркой трёх цветов, с которыми гармонирует единый бордовый цвет балконов.
– Я посещаю все строительные выставки, в курсе всех новых материалов и технологий. Взять эту штукатурку – её гвоздём не процарапаешь, она не лопается, не выгорает на солнце, не тускнеет под дождями. Кто скажет, что ей уже четыре года? А посмотрите на соседний дом. В прошлом году оштукатурили голубым, а уже сейчас выгорел, пошёл пятнами. Межпанельные швы заделаны то чёрной, то белой мастикой. Неэстетично. Вот до чего доводит неправильная экономия.
Впрочем, недавно Михаила Ивановича пригласили в этот соседний дом управляющим. Людям понравилось, как начал преображаться ещё один сосед, за управление которым Швыганов взялся раньше: серый фасад здания стал кораллово-жёлто-белым. А скоро разноцветным – фиолетово-жёлто-белым – станет и бывший «голубой».
Дом же № 7/2 поражает доведённостью до ума. Для Швыганова нет мелочей. Например, он потребовал от интернет-провайдеров все провода в подъезде заключить в единый короб.
Уважать права, напоминать об обязанностях
Швыганов рулит товариществом уже 13 лет, дом процветает, внутренние конфликты его не сотрясают.
– Собственники ( не наши, а вообще) почему-то привыкли общаться с правлением с позиции «вы нам должны». Да, мы должны. Но и вы много чего обязаны. Например, установить индивидуальные приборы учёта. У нас в 60% квартир их нет. И я никого не заставляю. Не хотите?
Тогда не обессудьте, что мы выставим вам счёт с повышающим коэффициентом. Или заставим платить по числу реально проживающих. Я не могу не требовать выполнения законных требований и тем самым не защищать законопослушных собственников. Человек, установивший счётчик, не обязан платить за воду, потреблённую квартирантами, пущенными в квартиру без счётчика…
В общем, удивительное дело: глава ТСЖ не горит на работе, у него есть время на выставки-поездки-саморазвитие, к нему в дом среди ночи не врываются жильцы, он спокойно может уехать в отпуск с женой и тремя сыновьями-погодками, а дом не просто в хорошем, а в идеальном состоянии! Почему?
Наверно, потому, что нет имитации кипучей деятельности, нет горячки, стремления во всем поучаствовать лично. Есть стратегия, есть спокойная планомерная работа. Есть доверие к своим работникам и отсутствие страха перед делегированием им своих полномочия – есть правильно выстроенная «вертикаль власти»:
– Собственники редко звонят мне лично. Знают, что многие вопросы можно решить с электриком, дворником, сантехником, паспортисткой.
И только если проблема не решается на их уровне, за дело берусь я.
Татьяна КОКИНА-СЛАВИНА
Источник |