Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2012 » Декабрь » 28 » ЮЖНОКАВКАЗСКИЙ КУРС РОССИИ
16:50
ЮЖНОКАВКАЗСКИЙ КУРС РОССИИ

Kavkazoved.info Политика России на Южном Кавказе: больше определённости, меньше приоритетности (итоги 2012 года)

Уходящий, 2012 год, внёс бóльшую определённость в отношения России со всеми республиками Южного Кавказа. Вместе с тем, политика России в регионе не была отмечена в текущем году качественными прорывами, значительными изменениями в отношениях с южнокавказскими республиками, прoдолжив развиваться по определённо инерционному сценарию, заданному ещё летом 2008 года.
 Указанную дату  4-летней давности можно с уверенностью считать последним по времени этапом качественных развитий в регионе, некой региональной «точкой бифуркации», задавшей на несколько лет вперёд основы расстановки сил и приоритетов на Южном Кавказе.
 
 Возвращение В. Путина на пост президента России не привело к одномоментной активизации кавказской политики Москвы, чтo имеет свои объективные причины. Россия продолжает рассматривать Южный Кавказ, как регион, где на ближайшие годы нет объективных предпосылок к изменениям в сложившемся статус-кво.
 
 В южнокавказском курсе России за 2012 год стал более выраженным тренд на отдельное развитие своих отношений с каждой из республик региона. Имевшие место после августа 2008 года и до начала текущего года намерения проводить в регионе, прежде всего в части отношений России с Арменией и Азербайджаном, паритетный курс, не привели к ощутимым результатом. Более того, по ходу попыток реализации Россией такого паритетного подхода в отношениях с двумя южнокавказским республиками, находящимися фактически в состоянии войны, в Москве всё больше стали ощущать определённую деградацию своих отношений с Баку и стагнацию в связях с Ереваном.
 
 Внешнеполитическим приоритетом президента Путина и его команды в Кремле, как можно было понять ещё до завершения выборного сезона в России в 2011-2012 годах, стало восточное направление – отношения с центральноазиатскими республиками, с Китаем, Индией, с более отдалёнными восточно- и юговосточными странами обширного Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
 В связи с этим напрашиваются некие параллели в градации внешнеполитических приоритетов глобальных держав. Переизбрание Б. Обамы президентом США дало поводы экспертам вновь заговорить о том, что Америка идёт на Восток. В основу подобных экспертных оценок были заложены как объективные факторы устремлённости США к развитию связей с государствами, которые принято именовать растущими силами, так и символические элементы, свидетельствующие о векторе внешнеполитической приоритетности США. Свои первые зарубежные визиты после переизбрания Обама совершил в юговосточные страны, хотя эксперты и подчёркивали, что данные визиты были внесены в график президента США задолго до выборов и состоялись бы даже в случае проигрыша Обамы в избирательной кампании.
 
 В числе первых зарубежных визитов президента Путина значились практически все центральноазиатские столицы (включая и Ашхабад, где в декабре состоялся саммит СНГ). Заметим, что Президент России не включил в график своих первых послевыборных визитов ни одну южнокавказскую республику, в том числе Абхазию и Южную Осетию. Не только политический символизм в ракурсе зарубежных визитов главы российского государства заставил некоторых наблюдателей сделать вывод о не приоритетном внимании Москвы к региону Южного Кавказа. Вместе с тем, делать в связи с этим далеко идущие выводы вряд ли уместно. Скорее, в этом вопросе следует принять во внимание прежде всего объективные факторы, которые укaзывают на отсутствие у Москвы ожиданий качественных прорывов в отношениях со всеми и с каждой из южнокавказских республик в отдельности.
 
 Рассмотрим данную объективность в контексте отношений России с Азербайджаном, Арменией и Грузией.
 
 Курс России в отношениях с Абхазией и Южной Осетии по определению не предрасположен к каким-либо внешнеполитическим «сюрпризам». Москва продолжает выстраивать отношения с Сухумом и Цхинвалом на основе заданного четыре года назад магистрального вектора (Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Абхазией, между Россией и Южной Осетией от 17 сентября 2008 года) (1), а также с широко распространённым в своих политических и экспертных кругах пониманием того, что Абхазия и Южная Осетия относятся скорее к северокавказскому полю политики России на её южных рубежах.
 
 Поэтому, мы считаем целесообразным сконцентрировать внимание на отношениях России с тремя «традиционными» южнокавказскими республиками. Хотя это не означает, что Москва полностью застрахована от неких «сюрпризов» в отношениях с Абхазией и Южной Осетией. Пример тому известные события в Южной Осетии в период проведения там осенью прошлого года президентских выборов.
 
 Характер отношений России с Азербайджаном, Арменией и Грузией, их событийная насыщенность за 2012 год подчеркнули нахождение общей южнокавказской диспозиции в состоянии устойчивого статус-кво. А также привели к большей ясности в понимании определённых лимитов в политике России на Южном Кавказе.
 
 2012 год зафиксировал откат в российско-азербайджанских отношениях. Общее русло данных отношений осталось в рамках предсказуемости, отсутствия элементов конфронтации даже в приглушённом виде. Но на этом фоне общей предсказуемости отношений Москвы и Баку нашли свои рельефные проявления  элементы разногласий по ключевым вопросам. Уход России с Габалинской РЛС на азербайджанской территории в миниатюре высветил целый комплекс потенциальных противоречий двух соседей. В этом вопросе нашли свои косвенные проявления лимиты российско-азербайджанских отношений в виду стратегического партнёрства Баку с Анкарой, а также продолжающегося внешнеполитического заигрывания азербайджанского руководства с клубом евроатлантических стран. Выдвижение властями республики заведомо неприемлемых условий для принятия нового соглашения по Габалинской РЛС, визит президента Алиева на чикагский саммит НАТО, нервная реакция Баку на создание в Москве «несанкционированных» азербайджанских общественных организаций ложатся в событийный ряд текущего года, указывающий на заметную деградацию отношений России и Азербайджана.
 
 Позитив в этих отношениях не нашёл за 2012 год сколько-нибудь значимых проявлений. Сферы энергетического и гуманитарного сотрудничества, которые традиционно рассматриваются в качестве «локомотивов» двусторонних отношений и в прошлые годы затеняли диспропорции в политических и военных связях двух соседей, не получили в уходящем году сколь-нибудь качественных сдвигов. Газовый тренд сотрудничества, в котором больше лимитированности, чем качественного прогресса, был заложен ещё в конце прошлого – в самом начале текущего года (2). Гуманитарные контакты не вышли за рамки официозных встреч под патронажем высших политических руководств двух стран (бакинский международный гуманитарный форум, инициированный в 2010 году президентами России и Азербайджана).
 
 В наибольшей же степени лимиты российско-азербайджанского взаимодействия стали заметны под призмой продолжающегося отсутствия прогресса в карабахском урегулировании. Нынешняя высшая политическая власть России в ещё большей степени демонстрирует свою предрасположенность к сохранению статус-кво в зоне Карабахского конфликта.  
 
Отношения России с Арменией в 2012 году были избавлены от деградации, но и не отличались особой динамикой роста. Последние этапы качественного развития здесь датируются августом 2010 года, когда в ходе государственного визита президента России Д. Медведева в Армению были достигнуты важные военнополитические соглашения (продление сроков пребывания российской 102-й базы в Гюмри на 49 лет, расширение сферы ответственности данной базы в обеспечении безопасности Республики Армения, создание на территории последней сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техническому обслуживанию вооружения и военной техники) и зафиксирован прогресс в реализации крупных экономических проектов (Соглашение о сотрудничестве в строительстве новых энергоблоков атомной электростанции на территории Армении). После лета 2010 года, расширившего рамки военного союза двух стран и обозначившего принципиальное намерение Москвы участвовать на ведущих позициях в строительстве нового атомного энергоблока на армянской территории, отношения двух стратегических партнёров не были отмечены подобными прорывами.
 
 Активные обсуждения в 2012 году вопроса участия Армении в Евразийском проекте пока не выявили признаков значительного влияния данного вопроса на российско-армянские отношения. Хотя следует признать, что Евразийская идея в большей мере высвечивает комплекс проблем многостороннего свойства, эффективного сочетания на пространстве СНГ различных режимов экономической интеграции (Таможенный союз, ЕврАзЭС, Зона свободной торговли). 
 
 2012 год в российско-армянских отношениях отмечен скорее тихой дипломатией, которая, например, на военно-политическом направлении сотрудничества имеет свои очевидные плюсы. Москва и Ереван в 2012 году вышли на предметность в вопросе создания совместных центров военно-технического профиля на территории Армении, повышения боевой подготовки персонала российской 102-й базы на армянской территории.
 
 Сфера экономики не отличилась в российско-армянском взаимодействии в 2012 году качественными прорывами, но и не была избавлена от заметного позитива. Так, Россия закрепилась на первой строке ведущего торгово-экономического партнёра Армении. Кроме того, согласно некоторым источникам, в Москве склонны с пониманием отнестись к чаяниям армянских партнёров не форсировать в выборный период в Армении  вопрос повышения цены на российский газ.
 
 В информационном пространстве применительно к двусторонним контактам России и Армении сохранили свою актуальность озвученные ранее рекомендации экспертов двух стран,. В совместном аналитическом докладе российских и армянских экспертов «Россия и Армения в мировой и региональной политике: проблемы и перспективы» от 2010 года указывалось, что «замалчивание проблемных вопросов не позволяет в ряде случаев сторонам быть до конца откровенными друг с другом, что не может не влиять на динамику и перспективы двусторонних отношений. Будучи вырванными из общего контекста, некоторые темы становятся удобным поводом для политических спекуляций в угоду определённым внутриполитическим группам, а чаще - в интересах международных акторов, не заинтересованных в усилении российско-армянского взаимодействия».
 
 В целом, Россия и Армения за прошедший год показали свою способность «держать удар», который с заметной периодичностью проявляет своё влияние на их отношения с фланга внешнеполитических приоритетов Запада на Южном Кавказе.
 
 Контуры диалога России с Грузией в 2012 году, несмотря на некоторые подвижки, не стали более определёнными. Казалось бы, парламентские выборы в республике, по итогам которых оппозиционный блок «Грузинская мечта» сформировал новый состав правительства, могли бы поколебать тезис об усилившейся определённости в отношениях двух стран. Вместите с тем, ясное понимание перспективы отсутствия полноценных политико-дипломатических контактов между двумя соседями на ближайшие годы приняла более отчётливые контуры. Осенью текущего года произошёл тактический сдвиг в диалоге (во многом опосредованном) России и Грузии в сторону от прямой конфронтации, но общие рамки их стратегической оппозиционности на Южном Кавказе сохранили свою актуальность.
 
 Качественный сдвиг в отношениях Москвы и Тбилиси возможен только в случае отделения темы урегулирования российско-грузинских отношений от тем грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. Надеяться на реализацию такого подхода во внешнеполитическом курсе Грузии, хотя и новое правительство республики заявило о своём приоритете в виде улучшения отношений с Россией, 2012 год не дал серьёзных поводов.
 
 Правительство Бидзины Иванишвили подошло к вопросу нормализации отношений с Россией на достаточно противоречивых позициях. С одной стороны, были демонстративные кадровые назначения (введение поста специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией), выдвижение новыми лицам в грузинском правительстве конструктивных предложений практического плана (идея нового министра по вопросам реинтеграции П. Закареишвили о восстановлении работы железной дороги из Грузии в Россию через территорию Абхазии). Но на противоположную чашу весов нормализации российско-грузинских отношений легли заявления нового внешнеполитического руководства республики (условия грузинской стороны в вопросе восстановления дипломатических отношений с Россией: закрытие российских дипмиссий в абхазской и югоосетинской столицах, «деоккупация» Россией Абхазии и Южной Осетии).
 
 Всё это не сыграло в пользу серьёзных ожиданий по части качественных сдвигов в российско-грузинских отношениях после парламентских выборов в республике.
 
 Политика России на Южном Кавказе продолжит определяться в следующем,.2013 году, в первую очередь, объективностью фактора статус-кво в регионе, пересмотр которого не входит в ближайшие и более отдалённые планы Москвы. Отсутствие повышения внешнеполитической приоритетности Южного Кавказа для России в 2012 году не означает, что регион выпадает из поля её пристального внимания. Можно сказать, что приоритетность на южнокавказском направлении выстраиваться для Москвы не по линии наращивания прогресса в отношениях с Баку, Ереваном и Тбилиси (чему есть свои объективные лимиты), а с прицелом на плотный мониторинг региона, обладающего избыточным конфликтным потенциалом.   
 
Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик, специально kavkazoved.info
 
Источник http://www.kavkazoved.info/news/2012/12/28/politika-rossii-na-uzhnom-kavkaze-itogi-2012-goda.html
Просмотров: 1224 | Добавил: politolog | Теги: южный кавказ, кавказ, политика, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ