Неизвестная Россия
Ирина Лебедева
На днях в "Новом книжном" была представлена новая книга Н.Ф.Ускова "Неизвестная Россия. История, которая вас удивит. Русский путь." Представил книгу сам автор Николай Усков. Тот самый Николай Усков, который в 2012 году возглавил медиагруппу Михаила Прохорова «Живи!» и проект «Сноб». В связи с проектом «Сноб», мне припомнилась популярная версия происхождения этого слова — сленговое название студентов Итонского университета в начале XIX века, где «нобы» (ученики благородного происхождения) противопоставлялись «снобам» (неблагородным).
Но иногда утверждают, что слово происходит от сокращения «s. nob.» (от лат. sine nobilitate — неблагородного происхождения). Энциклопедический же словарь определяет понятие сноб так: "человек, тщательно следующий вкусам, манерам и т. п. высшего света и пренебрегающий всем, что выходит за пределы его правил; человек, претендующий на изысканно-утонченный вкус, на исключительный круг занятий, интересов".
Так книгу описывает издатель. "Нет более мифологизированной истории, чем история России, - считает Николай Усков. Распутывая напластования вымыслов, популярных верований и стереотипов, он пытается найти ответы на важнейшие вопросы нашего прошлого и настоящего: Существует ли русская нация Что на самом деле погубило Российскую империю Почему Россия отстала от Европы Является ли наша страна наследницей Византии Есть ли у нас выбор между Востоком и Западом Нужна ли народу твердая рука Была ли альтернатива пресловутой русской матрице Почему у нас все меняется каждые десять лет и ничего не меняется столетиями Читателя ожидает увлекательное путешествие по необъятной русской истории и неожиданные встречи с самыми разнообразными ее героями. Среди них: варяжские князья и император Николай I, старообрядцы и Сталин, Екатерина Великая и граф Уваров, Иван Грозный и Чаадаев, древние новгородцы и криминальные авторитеты СССР, Александр Невский и протопоп Аввакум, Петр Великий и князь Потемкин, Пушкин и Любовь Орлова, Юрий Лужков и Иван Калита, казаки и украинцы, царь Алексей Михайлович и Радищев, западники и славянофилы, Леонид Брежнев и Александр Герцен, русофобы и националисты, консерваторы и либералы, "содомиты" и чекисты, бунтовщики и гулящие."
Интересна ли книга? Приведу фрагменты из неё.
Из главы: Первый русский город. "Память о могуществе Великого Новгорода каждый русский до сих пор носит с собой в кармане, даже не подозревая об этом. Наша копейка — это новгородская деньга с изображением всадника с копьем. Отсюда собственно слово «копейка». Московками являлись сабляницы — на аверсе чеканили всадника с саблей, что неудивительно для Москвы, которая была улусом Золотой Орды. Сабля — оружие степи, а потому являлась органическим элементом московской иконографии власти. Новгород не знал ордынского завоевания и хранил память о досабельном периоде Руси. Будучи подчинен Иваном III в 1478 году, он тем не менее обладал эталонной валютой из серебра, которая была в два раза тяжелее московской."
Рядом, с юмором. "Советский историк Борис Александрович Рыбаков почти всю жизнь посвятил борьбе против первородства Новгорода и так называемой норманнской теории. Город на Волхове он считал «новым» по отношению не к норманнскому Городищу, а к Киеву, и относил возникновение последнего чуть ли не к VI веку. Среди прочего, это дало основание отпраздновать в 1982 году 1500-летие Киева. Я еще застал старика Рыбакова на историческом факультете МГУ. Академик совсем выжил из ума, но был величествен и страшен. Драматически играя кустистыми бровями, — это делало его похожим на Чуба из «Ночи перед Рождеством», — он на протяжении почти всех лекций зачем-то рисовал на доске «хляби небесные» к немалому замешательству студентов. Про академика тогда ходил такой анекдот:
— Борис Александрович, в Киеве нашли норманнский клад IX века.
— Закопайте немедленно!
Согласно советской концепции истории, Киев не имел не только никакого отношения к норманнам, он самим своим существованием доказывал, что русская государственность формировалась независимо от варяжских конунгов. Для этого Киеву непременно нужно было быть древнее Новгорода, отчего академик Рыбаков был готов возводить киевских славян чуть ли не к геродотовым песьеголовцам."
Из главы: Староверы: невидимая Россия. "Показательна судьба Никона, который стал орудием большой русской политики, ошибочно полагая, что вознесен на свои вершины самим Богом. Никон пользовался титулом «великого государя», который из всех предстоятелей русской церкви до того был закреплен, кажется, только за дедом Алексея Михайловича, патриархом Филаретом. Правда, в жилах Филарета текла царская, романовская, кровь, а в жилах Никона — крестьянская, мордовская. Филарет — племянник царя Ивана Грозного, двоюродный брат царя Федора Ивановича и, наконец, отец царя Михаила Федоровича. А кто такой Никон? Никитка Минов. Так его звали в миру. Незначащий червь мира сего, дерзнувший называться «великим государем».
Правда, одного титула Никону было мало. Он считал себя не только равным природному царю, Алексею Михайловичу, но даже осмелился ставить духовную власть выше светской: «Солнце нам показа власть архиерейскую, месяц же показа власть царскую, ибо солнце вящи светит во дни, яко архиерей душам, меньшее же светило — в нощи, еже есть телу».
Очень скоро «меньшее светило», то есть царь Алексей Михайлович, даст понять патриарху, что в России, вообще-то, существует только одно светило. Именно оно зажигает остальные. Ну или тушит. Блистательно исполнив роль тарана русской старины, Никон стал не нужен. Царь Алексей легко очаровывался людьми и был, вероятно, даже привязан к патриарху. Но Никону в какой-то момент отказало чувство меры, а главное, чувство места — важнейшее для любого прирученного любимца, состоящего при особе абсолютного монарха. По иронии судьбы Никона прикончат тем же «вселенским» оружием, которым он разил своих врагов — староверов. Патриарха низложит, наверное, самый представительный православный собор в истории русской церкви, поистине вселенский, который будет заседать в Москве в 1666–1667 годах. На нем присутствовало 12 иностранных архиереев, в том числе два вселенских патриарха, Александрийский и Антиохийский, пять митрополитов Константинопольского патриархата, другие представители православных церквей Востока. Этот же собор окончательно анафематствует раскольников и пригрозит им «телесными озлоблениями»."
Конечно, книга не претендует на "звание" учебника, или энциклопедии, или чего - то в таком духе. Но то, что автор книги историк - это вызывает большое доверие к информации, в ней изложенной. Надеюсь, это поможет определиться с вопросом не только читать или не читать, но также купить или не покупать.
Пока уважаемый читатель определяется, расскажу, что Н.Усков показался мне человеком достаточно легким для общения характером, имеющим множество друзей и просто хороших знакомых, с каждым из которых он находит общий язык, а в трудной ситуации он не только даёт ценный совет, но и помогает делом, а также человеком с массой новых идей.
Для читателей, решивших книгу приобрести, посоветую осуществить это в "Новом книжном", где цены самые демократичные.
Ирина Лебедева "СМИ и Бизнес"
|