Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2014 » Май » 26 » ИСТОКИ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ. МУЗЕЙ РУССКОЙ ИКОНЫ
08:23
ИСТОКИ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ. МУЗЕЙ РУССКОЙ ИКОНЫ

Празднование славянской письменности и культуры

Ирина Лебедева

       Как вам, уважаемые читатели, хорошо известно нынешние выходные были посвящены празднованию Дней славянской письменности и культуры, и не только в России, но и во всех  славянских государствах. Я ведь мы - славяне, занимает большую часть Европы. Напомню, что прошлый год, 2013 год, был годом юбилейным, годом 1150-летия  Моравской миссии равноапостольным братьям Кирилла и Мефодия. В 863г. – братья Кирилл и Мефодий заложили основу духовного и нравственного просвещения славян.
       Для нас - славянских народов - важно обращение к истокам нашей культуры, к  наследию Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, принесших на славянскую землю просвещение, и особенно важно в нынешний период, когда народы Европы и Америки переживают нравственный кризис. В Москве, как и в других городах нашей великой Державы, как и в других славянских государствах, планы праздничных мероприятий весьма разнообразны.

Но я расскажу об одном из любимых москвичами музеев - Музее Русской иконы. В прошлом году к указанному празднику была открыта выставка русских икон "В начале было слово...", на которой были представлены почти сто икон, несколько десятков русских средневековых и старообрядческих рукописей, гравюры и рисунки, даже произведения медальерного искусства с изображением святых Кирилла и Мефодия, а также состоялась церемония памятного гашения почтового блока «1150 лет миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в славянские страны».
Братья Кирилл и Мефодий вполне реальные люди, уроженцы г. Фесалоники, так это город называется сейчас, территория соременно Греции. Родители сумели дать братьям отличное образование. И старший брат Мефодий, как говорят, прожил 3 жизни: сначала он занимал военно-административную должность в одной из областей Византии, был богат и счастлив. Но все хорошо не бывает, произошла смена руководства региона (смотрите! почти как и сейчас), и вполне благополучный  Мефодий вынужден принять постриг, становится простым монахом. И лишь спустя много лет после смерти  брата,  Мефодий становится епископом. Его младший брат Константин, сразу выбрал монашество, и принял имя Кирилл. Проходит некоторое время и братья направляются  византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. И помогли братья. А немецкие феодалы  стали интриговать, чтобы избавиться от братьев, писали на них доносы, обвиняли в ереси. И братьев призвали в Рим для разбирательства. В Риме Кирилл заболел и умер, а Мефодий был посажен в застенок, к счастью , выжил, и после освобождения из тюрьмы вернулся в Моравию, где и занялся переводои Библии на славянский язык. Вот такие были братья. Для тех кому интересно подскажу, что в большинстве случаев в иконописи Кирилл, в одеянии монаха, расположен слева и держит в руке свиток, а Мефодий, в одеянии епископа, более ярком по цвету,  располагается справа и держит в руке книгу.  Свиток символизирует создание алфавита и письменности, книга - проповеди и распространение  славянских языка и письменности.
    Сейчас же, основатель  Музея Русской иконы Михаил Юрьевич Абрамов весьма порадовал. Здесь новая выставка под названием "Творчество длиною в жизнь", посвящена творчеству Дмитрия Павловича Федорина (1936–2012), и открылась она благодаря поддержке основателя музея Михаила Юрьевича Абрамова, а также друзьям и поклонникам творчества художника.
    Е. Осташенко, куратор выставки: "Он никогда не останавливался на первом впечатлении, первой счастливой художественной мысли, тут же фиксируя ее. Он долго, иногда годами, выращивал «воспитывал», по его собственному выражению, картину. Каждую работу он начинал как единственную и едва ли не как последнюю. Сама картина вела его, сама отпускала, когда вырастала.
Д.П. Федорина оскорбляло, если его живопись называли «абстрактной», а тем более «декоративной». Его композиции имеют глубину, многоплановость, способность расти, вызывать зрительные и поэтические ассоциации, на которые отчасти направляют их названия, данные автором, иногда всерьез, иногда с долей иронии. Несмотря на меняющиеся живописные задачи, способы их претворения художником, его отношение к искусству никогда не менялось. Понятие «святое искусство» не было для него стертым оборотом. Именно поэтому он ни разу не пошел на уступки реальной жизни, ни разу не отнесся к искусству, как к ремеслу, «продукту». Был достоин своего дара, «никогда не дешевил», по его собственным словам. Теперь, когда можно оглянуться назад на всю его творческую жизнь, становится очевидно: он сделал то, что хотелось бы многим, если бы это не требовало такой безмерной платы."
    Директор Музея Н. Задорожный: "Подлинность, искренность, самоотверженность – вот слова, которыми можно охарактеризовать творчество Дмитрия Федорина. Поэтому мы сочли вполне уместным и интересным провести эту выставку в нашем музее. К тому же, нужно было найти надежное прибежище для картин, поскольку мастерская, где жил и работал художник, перешла к новым владельцам. Мы надеемся, что его творчество будет воспринято, понято и его работы займут достойное место в государственных и частных собраниях."
    О художнике Д.П. Федорине как будто известно, известно и о его большом художественном наследии: только в мастерской после его смерти насчитывалось более 250 работ, около 100 произведений еще при жизни было подарено самим Д. Федориным. Но в тоже время читатель не найдет значительной информации об этом талантливом художнике.
    Я вместе с другими посетителями рассматривала полотна. Вот картина в зеленых тонах. "Это ель. Вот видите дупло, ветки," - сказал один из коллекционеров. Я рассматривала это "зеленое" чудо, но видела в нем созидателя - дирижера, который взмахнул палочкой, и полились звуки, а может живописца, накладывающего мазки на установленный на мольберте холст? Так что с елью я была совсем не согласна. Наибольшее впечатление произвела картина под названием "Слово". что есть "слово"?  Как объясняет психологический словарь "слово" - лексическая единица языка, имеющая определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции.
    Интересно, что бы увидел на этих полотнах наш читатель? Выставка работает все дни, кроме среды, вход бесплатный (что в наше время важно!), экскурсоводы, которым завидуют другие музеи. Посещение семьей - приветствуется!

Лебедева Ирина  -корреспондент портала «СМИ и Бизнес».

Просмотров: 1532 | Добавил: politolog | Теги: русская культура, кирилл и мефодий, славянская письменность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ