Главная » 2013»Октябрь»11 » ИНТЕРВЬЮ ДИРЕКТОРА НОВОЙ ФИЛАРМОНИИ ПОДМОСКОВЬЯ НИКИТЫ БЕЛОБЛОЦКОГО
19:49
ИНТЕРВЬЮ ДИРЕКТОРА НОВОЙ ФИЛАРМОНИИ ПОДМОСКОВЬЯ НИКИТЫ БЕЛОБЛОЦКОГО
Hовая филармония, новые заботы
Как мы и обещали,
публикуем интервью, которое наш журналист Т. Едакина взяла у директора новой Филармонии Подмосковья
Никиты Владимировича Белоблоцкого. Никита Владимирович, добрый день. Спасибо за то, что нашли
время на интервью. У Вас сейчас очень насыщенный период, новая филармония,
новые заботы. А была спокойная жизнь? Не вспомню. В 2007 году,
когда я пришел в областной продюсерский центр,я был в трудном положении. Денег не было, проектов практически тоже.
Надо было с чего-то начинать, и решил, начинать надо по крупному. Мы запустили
по Подмосковью антрепризный оперный спектакль «Севильский Цирюльник» Дж.
Россини с участием солистов Большого театра и солистов ведущих оперных театров
Москвы. Это было рискованно, все-таки Москва
рядом, у людей есть возможность бывать втеатрах. Конечно Москва рядом, но далеко не у каждого
жителя Подмосковья есть возможность приехать в Москву на концерты или спектакли:
далеко, дорого и долго по времени. Так что, оказалось, что риск был оправдан. Нашей
публикой было хорошо и очень тепло принято оперное искусство. Во многих городах
области, где проходили гастроли,оперный
спектакль был показан впервые, и многие люди впервые познакомились с оперным
искусством. А что дальше, как стал развиваться
центр? Рискнув однажды и не проиграв, появляется
азарт. В 2008 мы замахнулись на мировые имена. Впервые, в Московской области, в
городе Мытищи прошел концерт легендарного греческого певца Демиса Руссоса. Спортивно-концертный
комплекс «Арена - Мытищи» был полон, концерт привлек внимание публики не только
области, на него приехали зрители из Москвы и из других регионов России. Там же,
на Арене - Мытищи, мы принимали Александра Розенбаума, и состоялось первое
выступление Димы Билана после победы на Евровидении. Мы поставили задачу музыкального
просветительства наших жителей, включив в работу не только приглашенных
исполнителей, но и областные коллективы. Впервые был собран областной сводный
симфонический оркестр, в который вошли музыканты Дубненского симфонического
оркестра, Губернаторского оркестра и камерного оркестра «Инструментальная
капелла». Вместе с Академическим хором им. А.Кожевникова они подготовили Реквием
В.А.Моцарта и проехали с концертами по всем крупным городам. По приглашению Продюсерского центра в
области побывало много знаменитостей, этим были ознаменованы первые годы Вашего
руководства. Да, вначале работы была взята высокая планка.
И многое удалось. Кроме уже упомянутых звезд, в этот период прошли гастроли
солистов Академии молодых певцов Мариинского театра, под руководством Ларисы Гергиевой,
Санкт-Петербургской Филармонии для детей и юношества, во главе с художественным
руководителем Юрием Томошевским, авторские вечера Народной Артистки России
Светланы Крючковой, концерты оркестров под руководством Владимира Спивакова и
Юрия Башмета, симфонического оркестра им. Евгения Светланова. Да,
все звезды к вам, такого Подмосковье еще не видело. Конечно,
многое мы делали впервые. Но останавливаться только на известных солистах и
коллективах мы не могли. Надо было проанализировать собственные возможности
области, а область поистине богата талантами. И сегодня в центре собраны лучшие
областные концертные коллективы. Нам есть чем гордиться, в нашем составе
коллективы, которые знают не только в области и в России, но и далеко за ее
пределами. Государственный Академический
Московский областной хор им. А.Кожевникова, Академический оркестр народных
инструментов «Русские узоры», уникальный коллектив, пожалуй, единственный в
своем роде – оркестр «Гусляры России», ансамбль баянистов «Русский тембр»,
камерный оркестр «Инструментальная Капелла». Зачем надо было собирать под одной крышей и так успешные
коллективы? Я
поставил задачу улучшить концертную деятельность коллективов. Они стали
выступать на ведущих концертных площадках России, появился свой абонемент в
Московском Международном Доме музыки. В концертном сезоне 2012/2013 г.г.
Академический хор им.А.Кожевникова, после двадцатилетнего перерыва трижды выступил
на главной концертной площадке России – в Большом зале Консерватории. В этот же
концертный сезон Академический хор выступал на сцене Государственного
Кремлевского Дворцаи в Храме Христа
Спасителя. Государственный оркестр «Гусляры России» съездил и успешно выступил
на Фестивале «Кантеле» в Карелии, а Академический хор им. А.Кожевникова гастролировал
в Костроме, где совместно с хором Костромской филармонии исполнил сложнейшее
произведение для хора «Всенощная» С.В.Рахманинова. Хор гастролировал в г. Санкт
– Петербурге, а совсем недавно
завоевал Гран-При на Фестивале «CREDO» в
Эстонии. Камерный оркестр «Инструментальная капелла» побывал в г. Сарове Нижегородской области. Ансамбль «Русский
тембр» побывал на гастролях в Чехии и Италии; в ноябре этого года планируются
гастроли в Германию. Дуэт «Серебряные струны» побывал на гастролях в США. И везде наши коллективы выступают с неизменным
успехом и тепло встречаются публикой. Какие дальнейшие планы, какие задачи
стоят перед Филармонией? Задача Филармонии − стать единым музыкальным
пространством на территории Московской области с единой
концертно-филармонической, гастрольной и абонементной системой. «С точностью до поселка и улицы» - такую целевую задачу
поставил перед Правительством Московской области Губернатор А. Ю.
Воробьев.Задача нашего учреждения
культуры − построить работу «с точностью
до каждого жителя Подмосковья». Считаю, что жителям области не
обязательно стремиться в Москву для проведения культурного досуга. Наша задача
сделать все для того, чтобы обеспечить их качественными и доступными
культурными событиями в полной мере. Нам необходимо вернуть в центры досуга молодежь.
Сделать программы, рассчитанные на них, которые могут их заинтересовать. Внести
свой вклад в культурное воспитание
жителей Московской области в целом. Еще одна важная задача − создать культурные бренды Московской области. Мы
имеем для этого все возможности. Наших земляков знают далеко за пределами
области, а в области могут и не знать, что они родились и выросли у нас. А это
целая плеяда композиторов, музыкантов, поэтов, писателей, исполнителей. Думаю,
будет очень интересная работа, надеюсь, получу поддержку у руководителей
области. Мы хотим предложить совместную работу директорам музеев, которых
множество в Подмосковье. Изменится ли положение коллективов, в составе Филармонии? Мы будем продолжать
работу по повышению известности творческих коллективов Московской области в
регионе и за его пределами. В наших планах организация совместных концертов
областных коллективов с известными артистами. Сейчас мы работаем над концепцией
большого проекта Фестиваля искусств «Душа России». Можете поделиться, что
будет представлять собой Фестиваль? Давайте
оставим это для следующего разговора, все – таки мы в начале пути. Никита Владимирович, Вы выпускник
Московской Консерватории, работали в известных коллективах России,
переквалифицировались в администраторы Культуры. Не жалеете? Нет. Это очень интересная деятельность. Здесь
отвечаешь не только за себя, развиваешься вместе со всеми коллективами и
исполнителями. У меня значительно расширился круг общения и знаний. Все это я
использую в работе. Но и творческие проекты не бросаю. В 2006 году, вместе с творческой группой
единомышленников А.Давыдовым, Г.Вартановым и В.Оганесяноммы создали и реализовали проект «Две легенды
в одном концерте», который впоследствии вошел в десятку лучших мировых
культурных проектов года по версии журнала «Арт-менеджер». Проект был
действительно уникальный. На концерте впервые в мире в реальном времени было соединено
звучание сольной партии армянского инструмента Дудук с симфоническим оркестром,
и в этом сочетании были исполнены разные жанры музыки: классика, рок, фолк,
эстрада, современная академическая музыка. После проведения этого концерта идею
подхватили многие известные коллективы, но в таком масштабе концерт повторить
никому так и не удалось. А в 2008 в качестве эксперта и креатора я
работал в рабочей группе фестиваля «Бульвар искусств». Впервые в Москве нами
была создана совершенно новая форма проведения городского праздника: посетители
фестиваля перестали быть простыми зрителями, а стали его активными участниками.
Фестиваль приобрел интерактивность, все
были вовлечены в творческий процесс, окунулись в творческую атмосферу, сами стали
творцами искусства. Эту новую форму городского праздника мы будем использовать
и у себя на фестивале «Душа России». И последний вопрос, а как все это планов
громадье будет финансироваться? У
нас, конечно, есть областное финансирование, но этого не только не достаточно,
но и я считаю, что современное учреждение культуры не должно замыкаться на получении
финансирования из одного источника и рассчитывать только на бюджетные деньги.
Автономные учреждения культуры могут, и должны формировать свой бюджет из
разных источников: проведение коммерческих концертов на гарантию и по билетам,
работа с меценатами и спонсорами, участие в тендерах, на оказание профильных услуг для других
субъектов РФ. Считаю, что мы должны предлагать новые творческие проекты для
Федерального Министерства культуры, чтобы претендовать на получение
Государственных грантов и целевого финансирования, сотрудничать с коммерческими
фирмами. Вот
пример, Московская областная филармония выиграла тендер на проведение Московского
общегородского конкурса среди казачьих обществ на знание духовно-нравственных
традиций и семейных основ российского казачества. Будем двигаться и дальше в
этом направлении. Спасибо и успехов в реализации Ваших
планов.