Topwar.ru Информационная война –
эффективность без оружия
На сегодняшний
день можно часто услышать понятие «информационная война», однако далеко не все
понимают, что представляет собой данное понятие. Более того, не существует
точного времени появления данного словосочетания, равно как и того, когда
кому-то пришло в голову использовать информацию в качестве оружия. Более того,
если пытаться прояснить немного ситуацию, возникнет еще больше вопросов, без
ответов на которые определить суть понятия «информационная война» будет
невозможно. Так, в частности, что представляет собой информационная война, при
помощи каких средств и методов она проводится, что является целью подобной
войны? Можно ли считать хакерские атаки военными действиями, и в случае
положительного ответа – какими методами можно ответить на них…
Если углубиться в суть вопроса, становится вполне очевидным, что информационное
воздействие существовало всегда. Еще в древние времена как первые
информационные атаки использовалась мифология. Так, в частности, о
монголо-татарах шла слава как о жестоких беспощадных воинах, что подрывало
боевой дух противников. При этом необходимо также отметить, что психологические
установки на защиту и оказание сопротивления также поддерживались
соответствующей идеологией. Таким образом, единственное отличие воздействий
далекого прошлого от современности заключается
в том, что тогда оно не называлось войнами. Объяснялось это отсутствием
технических средств передачи данных.
В настоящий момент широкое распространение многочисленных информационных сетей
привело к тому, что мощь информационного оружия была многократно увеличена.
Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что современное общество
представляется как максимально открытое, что создает предпосылки для увеличения
объемов информационных потоков.
Нужно отметить, что любая информация основана на событиях окружающего мира. Для
того чтобы превратиться в информацию, эти события должны быть каким-то образом
восприняты и проанализированы.
Существует несколько концепций, которые строятся на попытках определения роли
информации в жизни человека. Так, к примеру, существует концепция Уолтера
Липмана, американского журналиста, которая основана на использовании
социального стереотипа в пропагандистской практике. Эта концепция стала базой
для пропагандистского метода стереотипизации массового мышления. Журналист
проанализировал массовое сознание, а также роль средств массовой информации в
ходе формирования общепринятого мнения, в результате чего сделал вывод о том,
что на процесс восприятия имеют большое влияние стереотипы. Суть концепции
Липмана сводится к тому, что человек воспринимает окружающий мир по упрощенной
модели, потому как реальность слишком обширна и изменчива, а потому человек
сначала представляет окружающий его мир, и только затем видит. Именно под
влиянием данных о событиях, а не от непосредственного наблюдения за
происходящим, у человека складываются стандартизованные представления о мире.
Но это, по мнению журналиста, является нормой. Именно стереотипы вызывают у
человека чувства симпатии или антипатии, ненависти или любви, гнева или страха
по отношению к различным социальным событиям. При этом Липман утверждал, что
только пресса, используя информацию, способна создать ложную картину мира,
которая вовсе не соответствует действительности. Таким образом, пресса, по его
мнению, обладает многочисленными манипулятивными возможностями. Воздействие на
психику человека при помощи социально окрашенных моделей всегда будет эффективным,
потому как создаваемое стереотипами влияние - наиболее глубокое и тонкое.
Теоретики и практики пропаганды не только взяли на вооружение идеи Липмана о
воздействии иллюзорных стереотипов на человека, но и дополнили их
необходимостью подобного воздействия. Поэтому большинство из них твердо уверены
в том, что пропаганда должна быть обращена не к человеческому разуму, а к
эмоциям.
Одним из последователей Липмана стал французский ученый, который занимался
проблемами исследования пропаганды. Он считал, что в некоторой степени все
предрассудки и стереотипы человека являются продуктами пропаганды. При этом,
чем больше аудитория, тем больше потребность в упрощении пропаганды. В своей
книге под названием «Пропаганда» ученый дает рекомендации относительно того, как
более эффективно проводить пропаганду. Он отмечает, что в первую очередь нужно
неплохо знать аудиторию и тот набор стереотипов, который в ней существует.
Стереотипы являются основой мифов, на которых основана любая идеология. Пресса
в любом обществе, используя стеретипизацию, внедряет в человеческое сознание
определенные иллюзии, которые и помогают поддерживать существующий строй,
воспитывать верность существующему порядку.
Не отказывался от использования пропаганды и Гитлер, который в книге «Моя
борьба» определил пять принципов ведения пропагандистской кампании:
апеллировать к человеческим чувствам, при этом избегая абстрактных понятий;
использовать стереотипы и постоянно повторять одни и те же идеи; использовать
постоянную критику врагов; применять только одну сторону аргументации; выделить
одного врага и постоянно «поливать его грязью.
Для того чтобы закрепить контроль над массами, используются определенные
методы. К ним относится осуществление экономического контроля через создание
финансовых кризисов искусственного происхождения. Для выхода из такого кризиса
необходим кредит, который дается, как правило, после выполнения ряда
обязательств (которые, к слову сказать, заведомо невыполнимы). Очень часто
используется и сокрытие реальной информации, монополия на подобный метод
принадлежит государству. Если же возникает ситуация, когда реальную информацию
полностью спрятать не удается, прибегают к использованию информационного
мусора, то есть важную правдивую информацию погружают в большой объем пустой информации.
Пример тому – огромное количество бессмысленных программ и шоу на телевидении.
Еще один пример – ежегодное обращение главы государства к народу в Новогоднюю
ночь.
Часто используется и такой метод, как смещение понятий, когда общепризнанный
термин используют не по назначению, в результате чего смысл его в общественном
понимании меняется. Кроме того, применяется и использование ничего не значащих
понятий, которые находятся на слуху, но объяснить которые никто не может.
В то же время все прекрасно понимают, что за позитивную информацию кому-то
нужно платить, а негативная сама себя продает. Поэтому зачастую негативная
информация получает приоритет по сравнению с положительной. Поэтому и в прессе
можно увидеть огромное количество скандальных репортажей.
Нередко используют и ссылки на несуществующие данные. Яркий тому пример –
рейтинги. Еще один пример – полки бестселлеров в книжных магазинах. Создается
впечатление, что если бы некоторые из представленных там изданий, были помещены
на любую другую полку, их просто бы не купили, потому как читать их невозможно.
Но, опять таки, человек – существо общественное, ему свойственна неуверенность
в своих вкусах и интересах.
|