Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2018 » Август » 15 » ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РПЦ
07:43
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РПЦ

bogoslov.ru Евгения Жуковская о недавно вышедшей монографии «Информационные риски и информационная политика Церкви XXI века»

Предлагаем читателям портала интервью с Евгенией Жуковской – кандидатом социологических наук, сотрудником Управления делами Московской Патриархии, преподавателем и исследователем, чьи научные интересы сосредоточены на взаимодействии Русской Православной Церкви и средств массовой информации. Этой актуальной теме посвящена недавно вышедшая монография «Информационные риски и информационная политика Церкви XXI века».

Новая книга – это всегда ожидание, неизвестность. Что под обложкой Вашей книги?

Для меня книга не стала неизвестностью, но – точно – ожиданием. Монография – плод многолетних трудов над кандидатской диссертацией, первые исследования были проведены мной больше десяти лет назад. Материал собирался по крупицам, многое явилось реакцией на соприкосновение с информационной, публичной миссией Русской Православной Церкви. В определенный момент стало очевидно, что процессы взаимосвязаны и требуют научного обоснования, выработки решений, основанных на фундаментальном знании жизнедеятельности общества и социальных институтов. Так сложилась структура книги.

Она состоит из двух глав. В первой рассматриваются традиционные способы информационной политики и раскрываются новые аспекты их применения в условиях информационной открытости социума. Также в этой главе проанализировано влияние информации и информационной среды на становление нового вида социальных рисков. Мной даются научные обоснования информационных рисков, распределенных на три типа. И, конечно, как и полагается, в монографии сформулированы выводы. Небезынтересным всем тем, кто интересуется информационной деятельностью Московского Патриархата, может стать приложение. В нем общецерковные решения в рамках информационной политики систематизированы по типам информационных рисков.

Откуда идея, факты, смыслы?

Идея пришла из жизни. Кафедра социологии МГИМО, где я писала диссертацию и защищалась, многие годы занимается анализом социальных рисков. Из-под пера ученых здесь выпущена не одна книга, посвященная рискологии. Мне своевременно посчастливилось познакомиться и с этими социологическими открытиями, и с людьми, их обосновавшими. И под влиянием кафедры, прежде всего ее заведующего Сергея Александровича Кравченко, мне стало интересно рассмотреть, как информация сегодня влияет на человека, что изменяется в этой информационно-коммуникационной действительности, в какую реальность погружаются люди, организации, институты и, конечно, как это влияет на Церковь и ее информационную политику. Монография состоит из множества локальных исследований. Как водится, научный труд созда вал ся пластами, я шаг за шагом шла. Сначала изнутри пыталась разобраться с тем, как с информацией работает Московский Патриархат. Затем приступила к анализу современного социума, почему у него столько наименований – «открытое общество», «общество спектакля», «информационное общество», «общество риска» наконец... Что происходит с нами сегодня, как церковная миссия сопрягается с этими «обществами»? Важно было найти себя в этом круговороте концепций и теорий социальных мыслителей.

«Информационные риски» – это термин другой информационной реальности. Что означает его появление? Изменилась ситуация в обществе или мы вышли на новый уровень работы?

Я пришла к выводу, что информация сама по себе рискогенна. Здесь мне хотелось бы сразу расставить акценты: не опасна, не угрожающа, а рискогенна. Риск – это точка между тем состоянием, когда могут проявиться как негативные, так и позитивные ситуации. Риск очень важен для развития и для качественного изменения будущего. Вот информация сегодня и стала фактором, влияющим на социум. В связи с этим важно было понять – а каким образом это происходит? Так мной были выявлены три типа информационных рисков. Первый тип обусловлен смешением объективной и виртуальной реальностей; второй вызван развитием информационно-коммуникационных технологий; третий связан с религиозным интересом, проявляемым социумом. Обоснованное управление информационными рисками, на мой взгляд, переориентирует информационную политику Церкви на консолидацию паствы и способствует формированию доверия в регионах среди той части верующих, которая, согласно социологическим исследованиям последних лет, инертна в контактах с представителями Церкви. Однако в двух предложениях все выводы не передашь, лучше все-таки книгу прочитать.

А как Вы сами относитесь к рискам? Для Вас это новые возможности или опасности?

К рискам я отношусь более чем положительно, иначе бы не стала с сугубо церковной темой выходить в светское научное сообщество. И знаете что? Моя работа была благосклонно воспринята учеными. Признаюсь, меня поразили голоса российских социологов, присутствовавших на моей защите. Большинство из них высказывало поддержку Русской Православной Церкви. Для меня это стало неожиданностью, поскольку я готовилась скорее к острой критике и полемике вокруг деятельности Церкви, а получилось все наоборот. В ведущем научном центре России, в главном образовательном штабе российской дипломатии ученые говорили о сохранении национальной идентичности, о солидарности с церковными инициативами, о важности подготовки социологических исследований, обогащающих научный мир уникальными практиками анализа религиозных институтов. Это, на мой взгляд, одно из достижений Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Кирилла. Именно он был одним из тех, кто запустил церковно-светский диалог, в том числе с представителями науки. Светский мир, несмотря на все трудности этого диалога, постепенно разворачивается лицом к Церкви и включает ее в поле своего социального внимания.

Риск не терпит поверхностного решения, легкомысленности и поспешности. Анализ и взвешенная реакция, но без излишней медлительности, – вот наши инструменты в рискологических ситуациях. Мне кажется, риск очень свойственен благовествованию, и все те, кто в разные века христианства был задействован в просветительской миссии, проходили через риски. Вот и мы сегодня время от времени через них идем. Взять хотя бы решение священноначалия последних лет о миссионерстве в социальных сетях. Безусловно, дело это рисковое. Наверное, желая наставить в виртуальном пространстве как можно больше людей в вере, мы не всегда будем услышаны. Но только в поиске новых методов, рискуя оказаться непонятыми и в меньшинстве, мы поймем, в чем может быть успех такой миссии.

Как лучше читать Вашу книгу? Или даже – как лучше использовать ее?

Книга – все же издание научное, и читать ее быстро вряд ли получится. У каждого свои привычки: кто-то делает пометки карандашом, кто-то ведет записи, кто-то оставляет закладки... Мне кажется, что тем, кто занимается информационной политикой (кстати, не только в религиозных институтах), некоторые разделы монографии могут быть интересны как рекомендации и советы эксперта. Но, наверное, больше всего мне бы хотелось, чтобы книга вдохновила людей, помогла воспринять современные реалии как ступень на лестнице творчества. Информация не терпит, знаете ли, косности, шаблонности в самом худшем изводе, когда из раза в раз делаешь только два шага вперед и строго по линейке отмеряешь длину пути. Чем больше мы будем экспериментировать и многограннее смотреть на миссию, тем интереснее она будет. Я попыталась показать, что церковное благовествование с помощью информационной политики должно быть насыщено всем тем багажом социального научного знания, которое не противоречит Евангелию, но, напротив, помогает познать современного человека и настроить диалог с ним.

У каждой темы есть своя «книжная полка». В компании каких текстов эта книга даст максимальный эффект?

В исследовательской работе я обращалась к методологическому инструментарию отечественных и зарубежных экспертов в области информатизации современного общества.

Исследование базируется на теоретических основаниях социологии управления в информационной сфере, а также на рискологической парадигме – в той ее части, где затрагиваются проблемы информации и коммуникации, развития информационных технологий и процессов, значение религиозных институтов в современном мире. Методология рефлексивной социологии, а именно труды У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, позволили провести анализ, выявивший три типа информационных рисков сложного социума, и предложить способы управления ими. Опираясь на труды Г. Лассуэла, М. Скэммелла, Т.М. Горяевой, И.Н. Панарина, через призму традиционных инструментов информационной политики, пропаганды, цензуры, идеологии, проанализированы реалии, в которых сегодня существуют религиозные институты. Методология П. Бурдье использовалась при исследовании возникновения рисков для символического капитала. В авторской интерпретации предлагается концепция возникновения в сложном обществе информационных рисков религиозному интерес у, от которых зависит символический капитал Московского Патриархата и, следовательно, эффективность его информационной политики. С помощью методологии культуральной социологии Дж. Александера удалось изучить феномен скрытых символов в информационно-политической деятельности смыслопроизводящего института Церкви, а также обосновать примеры, когда управление информационными рисками способствует выявлению в культуральном пространстве России (особенно в регионах) скрытых символов. Это, в свою очередь, способствует преодолению в малых городах и поселках городского типа недоверия к церковному руководству и общественному служению Церкви. Церковно-коммуникационная деятельность Церкви раскрывается читателю в новом ракурсе. Доказывается, что к медийной работе этого мощного религиозного института применимы положения российских социологов М.К. Горшкова, С.А. Кравченко, М.М. Мчедловой, В.В. Петухова, А.В. Тихонова.

Будет ли продолжение истории?

Мне бы этого очень хотелось, но на все воля Божия. Если Господь даст мне силы, здоровье, разум и позволит возможностям сложиться нужным образом, то буду проводить новые исследования, связанные с влиянием в современном социуме социальных и информационных рисков на религиозные институты.

Однако на более прикладном уровне продолжение истории уже получилось. Мной подготовлена программа спецкурса «Русская Православная Церковь и медиасфера» для Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия, и ее апробация уже состоялась в минувшем учебном году на втором курсе магистратуры. Мы со студентами разбирали и информационные риски, и этапы становления информационной деятельности Московского Патриархата в ХХ и XXI вв., а по итогам все учащиеся курса должны были защитить свой медийный продукт. Было интересно их слушать, тем более что все подготовили проекты для церковных учреждений.

Ну и последний вопрос – где купить?

Пока продажа открыта только через издательство, выпустившее монографию. По всем вопросам лучше всего обращаться в Издательскую компанию «Просветитель»: http://prosvetizdat.ru/books/

Беседовал О.А. Суханов

Источник http://www.bogoslov.ru/text/5918842.html  

Просмотров: 832 | Добавил: politolog | Теги: рпц, Информация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ