Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги
Ирина Лебедева
Повернемся к прекрасному. Государственная Третьяковская галерея открывает новый выставочный сезон масштабным проектом: "Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги." Зрителю представлены разные аспекты взаимодействия живописного произведения и его обрамления на протяжении нескольких столетий – с ХIII по ХХI век.
Данная выставка соединяет два главных метода искусствоведения – формально-стилистический и феноменологический. Первый метод ориентирован на описание и анализ формы произведения искусства. В экспозиции представлена стилистическая эволюция рамы как предмета декоративно-прикладного искусства. Второй подход основан на исследовании не самих вещей, а опыта личности, познающей их.
На основе такого подхода проанализированы и будут представлены зрителям принципы взаимодействия картины и рамы, в том числе значение рамы как границы произведения искусства и роль декора рамы как комментария к живописной работе. Некоторые рамы, так называемые авторские, создавались по эскизам самих художников непосредственно к их работам. Рамы заказывались авторами в известных русских и европейских мастерских С.А.Абросимова, А.А.Грабье, А.Мо, А.Жеселя, П.Омбера и у индивидуальных рамщиков – Гребенского, М.Д.Левозорова и других.
Выставку составили около 150 произведений из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и из нескольких частных коллекций. Помимо монументальных живописных произведений в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, зрители увидят шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм – костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже.
Особенностью выставки стала ее организация в пространстве музея. Основная часть экспозиции развернулась на двух этажах Инженерного корпуса. Здесь представлены обрамления икон – киоты, оклады, фрагменты иконостасов, а также разные типы рам XVIII и XIX веков, трансформации и метаморфозы границ художественного произведения в целом в XX веке. Одной из центральных работ, на примере которой прослеживается взаимодействие программы картины и декора ее обрамления, является "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве" И.Е.Репина (1886). К выставке была проведена масштабная реставрация и самой картины, и ее уникальной рамы: все элементы обрамления были детально изучены, что позволило раскрыть их смысловое значение.
Выставка стала продолжением масштабной работы по реставрации, изучению и каталогизации уникального фонда художественных рам, которым обладает Третьяковская галерея. На выставке представлены рамы, изготовленные из самых разных материалов и в различных техниках: прорезная резьба, мастичный декор; гипс и папье-маше, использование в декоре рам бархата и кружева, эмалей и драгоценных металлов. В ходе работ некоторым живописным произведениям были возвращены "родные" рамы, таким образом удалось восстановить изначальные "идеальные пары". На всем протяжении подготовки к выставке специалисты по реставрации деревянных основ и багета работали совместно с резчиками, восполнявшими крупные утраты. Научные консультации кураторам проекта оказывали сотрудники Института археологии РАН и Московского государственного университета леса.
К выставке подготовлен каталог, явившийся итогом работы большого научного коллектива авторов. Благодаря этому изданию многие уникальные рамы будут опубликованы впервые и, тем самым, введены в научный оборот. Помимо многочисленных иллюстраций книга содержит статьи ведущих историков русского искусства, раскрывающие феномен рамы, особенности ее бытования на русской почве, ее "приключения" и трансформации на путях долгого исторического развития. Каталог содержит чрезвычайно ценный справочный материал: подробную библиографию по избранной теме, справочник терминов, а также справочник рамных мастерских и рамных мастеров. Работа по составлению этого необходимого справочника была предпринята впервые. В последние дни работы выставки, в ноябре 2014 года, пройдет открытая научная конференция, доклады которой будут посвящены как конкретным памятникам, так и теоретическим вопросам "философии рамы".
Помимо каталога к выставке подготовлены: издание из серии "История одного шедевра", посвященное картине И.Е.Репина "Прием волостных старшин…" и ее раме (при поддержке ОАО "ТВЭЛ"), книга для детей "Про рамы и картины" (при поддержке компании ВР), детское лото. Обо всем этом было рассказали на пресс-конференции, посвященой открытию выставки, И.В. Лебедева, Т.Л. Карпова, Т.С. Городкова, М.Э. Эльзессер.
Увидела любимого русскому сердцу И.И. Левитана, его "Мостик. Саввинская слобода под Звенигородом": мостик, бревна, избы, солнце, покосившиеся избы и зеленая трава. Какая простота! Но за этой простотой чувствуем мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу, да и не только его. Были ли там когда-нибудь? Побывайте, не пожалеете. Не сохранился тот мостик, изменилась слобода, но суть осталась.
Выставка интересна для специалистов искусствоведения. Интересна ли она обыкновенному зрителю? Да. Утверждаю: к посещению обязательна. Диалогам обрамленных картин и зрителя - быть!
Ирина Лебедева "СМИ и Бизнес" |