Новая словесность Ирина Лебедева
"Новая Словестность", или ежегодная литературная премия «Новая словесность» («НОС») в конце недели объявила победителя сезона 2013 года в ходе открытых дебатов в столичном Центре им. Мейерхольда. Согласно Литературной энциклопедии "СЛОВЕСНОСТЬ — устаревший, ныне редко употребляемый термин, означавший объект науки о литературе. Содержание понятия «СЛОВЕСНОСТЬ» было довольно расплывчато и неустойчиво. При наиболее широком толковании СЛОВЕСНОСТЬ определялась как совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных в слове. Сужение же этого понятия у разных авторов шло по разным направлениям: одни под СЛОВЕСНОСТЬ разумели лишь художественное словесное творчество в отличие от иных его видов (научного и пр.); другие отличали СЛОВЕСНОСТЬ от литературы, как устное поэтическое творчество от письменного и т.д. В марксистском литературоведении термин «СЛОВЕСНОСТЬ» вытеснен терминами: литература, устная поэзия, отчасти — фольклор." Это мнение А. В. Луначарского в период 1929—1939. СЛОВЕСНОСТЬ как совокупность всех текстов, которые находятся в культурном обращении общества. Понятие словесность шире, чем литература, поскольку включает и устную словесность, в т. ч. фольклор, а также деловую, академическую и другие виды словесности. Понятие «словесность» сформировалось в рус. науке в кон. 18 в., так же именовался и предмет школьного преподавания. Изучение словесности называлось словесными науками, или теорией словесности. В кон. 19 в. из всех видов словесности приоритет был отдан изящной словесности (художественной литературе), школьный предмет был заменён литературой и языками, а науки стали именоваться филологическими. Это мнение Горкина А.П. более современное период 2006 г. Согласно Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, СЛОВЕСНОСТЬ обиходный термин, в общем соответствующий более принятому в науке термину литература и столь же мало определенный, как и последний. По одним, понятие словесность шире понятия литературы, так как "литература (от латинского litterae — письмена) есть словесность письменная", а словесность есть "совокупность всех произведений какого-либо языка". Другие, наоборот, понимая под словесность только так назыв. "изящную словесность" и отождествляя ее с той областью явлений, которая изучается в истории литературы, понимают словесность как "литературу в узком смысле слова" . Третьи видят в словесности совокупность произведений исключительно устного творчества, принимая, что словесность возвышается до литературы лишь с того момента, как является письменность. Письменность, в свою очередь, то определяется как "совокупность первоначальных произведений народа, не имеющих литературного значения" и потому совершенно выделяется из круга понятия литературы, то отождествляется с "литературой в широком смысле" в первых стадиях ее существования. Правда, интересно? А.С. Пушкин высказывался в свое время : «Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии», но немного хитрил, словесность имеет особенность представать в новом качестве, принципиально изменять характер, и это отличает и отделяет нынешние этапы истории литературы от прошлых. Нам интересна "Новая Словестность", или ежегодная литературная премия «Новая словесность» («НОС») , которая в конце недели объявила победителя сезона 2013 года в ходе открытых дебатов в столичном Центре им. Мейерхольда. Год 2013 – юбилейный, так как премия вручается в пятый раз. Главный приз премии 700 000 рублей и оригинальная статуэтка - символ премии, выполненная известным художником Олегом Осьмуком. Денежный приз в размере 200 000 рублей и статуэтка меньшего размера будут вручены лидеру читательского голосования, которое проводилось на странице премии в интернете. Кроме того, все авторы, попавшие в шорт-лист, получат дипломы финалистов и по 40 000 рублей. Номинанты: Сергей Беляков — «Гумилев сын Гумилева», Евгений Водолазкин — «Лавр. Неисторический роман», Александр Григоренко — «Ильгет. Три имени судьбы», Михаил Елизаров — «Мы вышли покурить на 17 лет», Андрей Иванов — «Харбинские мотыльки», Эдуард Кочергин — «Записки Планшетной крысы», Владимир Мартынов — «Книга книг», Маргарита Хемлин — «Дознаватель» и Константин Чарухин — «Щежерь». Жюри: филолог, литературный критик Константин Мильчин (председатель жюри), литературный критик, литературовед Николай Александров, литературовед, писатель, доцент кафедры истории зарубежной литературы СПбГУ Андрей Аствацатуров, литературный критик Галина Юзефович, лингвист, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз. Напомню, что ежегодная литературная премия «НОС» основана Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Премия - приоритетный проект Фонда, входящий в его масштабную росветительскую программу под названием «Книжный мир». Перед началом указанного события гостям был представлен новый оригинальный перформанс, то есть форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время, художницы Натальи Першиной (Глюкли) - одной из основательниц «Фабрики Найденных Одежд» - феминистской арт-группы, «Девиантное поведение балерин». Начался перформанс в фойе, через некоторе время продолжен в театральном зале: странные женщины в роли балерин, их странные ноги и руки, их странные одежды, превращающиеся в тряпки для мытья пола и стен, странные движенья, чужие платья, и очень странные выражения их лиц. И дебаты, по результатам которых определен победитель. Итак. Победителем премии НОС 2013 г. стал писатель Андрей Иванов с романом «Харбинские мотыльки», награда: 700 тысяч рублей и статуэтка - символ премии. Приз зрительских симпатий был вручен Михаилу Елизарову со сборником рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет», награда: 200 тысяч рублей и статуэтка - символ премии. По секрету скажу, что очень "болела" (и голосовала в интернете) за Михаила Елизарова по двум причинам: 1. рассказы понравились и 2. мне нравится мужское имя "Михаил". И все-таки скажу : Так держать, Михаил!
корреспондент портала «СМИ и Бизнес» Ирина Лебедева, фото автора
|