fondsk.ru О путях духовного единства белорусского народа
Священник Алексий ХОТЕЕВ
К 180-летию воссоединения униатов с Православной Церковью
24 февраля в белорусском Полоцке состоится большое церковное торжество. 180 лет назад здесь произошло событие, называемое Полоцким собором. Это была соборная молитва.
В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по старому стилю) 1839 года в полоцком храме св. Софии прошло соборное служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы римского, а вместо него поминались православные патриархи.
Совместная литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью. Подготовленный Соборный Акт заключал в себе выражение единства с Восточной Церковью и желание быть с ней неотступно. К документу прилагался список имен 1305 священников и монахов (на то время это более трёх четвертей униатского духовенства), которые дали письменное согласие на воссоединение. В ответном обращении Святейшего Синода Русской Церкви (30 марта 1839 г.) объявлялось о принятии бывших униатов в евхаристическое общение и совершенное единение с Православием.
Совершилось достопамятное историческое событие: уния, раздиравшая духовное единство Русской Церкви, была упразднена согласным решением самих униатских священников.
Великое познаётся в отдалении. Проходят годы, и время испытывает на прочность человеческие дела. Чем далее в прошлое уходит Полоцкий Собор 1839 г., тем более становится очевидным его значение. Умерли совершившие воссоединение священнослужители – в субботу перед Неделею Торжества Православия стала служиться по ним панихида. С 1840 г. каждый четверг на первой неделе после Пятидесятницы в белорусско-литовских епархиях стали совершаться литургии и крестные ходы в память о воссоединении. Традиция была прервана в советские годы, но в 2012 г. Синод Белорусского экзархата принял решение восстановить ежегодное поминовение митр. Иосифа (Семашко) и его сотрудников, а в ближайший воскресный день к 12 февраля (25 февраля по новому стилю) служить «благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу».
Сегодня особенно важно говорить о значении Полоцкого Собора в истории Православия на белорусской земле. Восточное исповедание, которое приняла западная Русь во время св. Владимира, настолько сроднилось с самим духом народным, что его не могла вытравить никакая католическая миссия.
За переход в католичество польские правители давали привилегии и должности, монахи-иезуиты предлагали бесплатное образование, но они увлекли только знать. Горожане, мелкая шляхта, простой народ оставались верны Православию. Тогда было испробовано другое средство к обращению в католичество – уния. Православным было предложено сохранить привычные обряды и язык богослужения, но вероисповедание их должно было стать католическим.
Печально, что высшее духовенство – епископы – большей частью согласились на церковную унию с Римом в 1595 г. Они действовали негласно, скрывая свои приготовления. Польское правительство обмануло их, обещая сенаторские должности, польское латинское духовенство с презрением смотрело на них, а паства отвернулась от своих неверных пастырей.
Уния – это мнимое согласие и мнимый союз; там, где она появляется, начинаются споры, стычки, обвинения. Так было и на белорусской земле.
Более двух веков уния разъединяла людей, говорящих на одном языке и имеющих общее происхождение. И достойно замечания то, что именно духовенство, ответственное за духовную жизнь своих прихожан, почти единогласно согласилось вернуться в Православие. Речь шла о том, чтобы открыто назвать своё исповедание, хранимое под коркой латинства, его настоящим именем. Униатам нужно было, как говорилось в Соборном Акте, не столько восстановить, сколько выразить свое единство с Восточной Церковью и, прежде всего, с Церковью Русской. Дело воссоединения велось не формально с помощью указов или распоряжений российского правительства. Правительство было готово и далее терпеть унию, лишь бы не было возмущения в крае. К успешному завершению дело вели самые образованные и авторитетные униатские пастыри во главе с епископом Иосифом (Семашко). Их подлинное отеческое отношение, учреждение для униатских клириков семинарий и духовных училищ, восстановление в унии с 1834 г. православного богослужения стали прологом Полоцкого Собора. Кротость, умеренность, постепенность, по собственному признанию преосвященного Иосифа (Семашко), были его постоянными принципами.
В книге Деяний приводятся слова иудейского учителя Гамалиила: «Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5,38-39). И действительно, через двадцать пять лет в ходе польского восстания 1863 г. мятежники вновь позвали в унию бывших униатских священников. За приверженность Православию и русскому правительству рассылались угрозы, случались расправы над православными пастырями. Однако уния в Белоруссии не возродилась. Не смогла восстать она и в 1921-1939 гг. в западной Белоруссии при покровительстве польского правительства и всех усилиях католических миссионеров. Тогда католики предъявили свои притязания на многие православные храмы, но широко привлечь православных в унию не удалось.
Только в 1990-х годах в Беларуси вновь стали известны униаты, однако у них нет преемственности от униатов былого времени. Деяние Полоцкого Собора 1839 г. стало поворотным событием в церковной истории Белой Руси. Это было возвращение белорусского народа к своим духовным истокам. 2019 год объявлен в Белорусской Православной Церкви Годом Полоцкого Собора.
Источник https://www.fondsk.ru/news/2019/02/22/o-putjah-duhovnogo-edinstva-belorusskogo-naroda-47657.html |