bogoslov.ru Цыгане-мусульмане Кубани: история и религиозный быт
Паркачев Алексей, иерей
Цыгане – один из древнейших народов мира, представляющий собой совокупность многих этнических групп индийского происхождения, которые проходили различный путь миграции, проникаясь культурой окружающих их народов. Первое письменное упоминание о цыганах на Кубани относится к 1839 году. Сюда этот кочевой народ пришел с территории Крыма несколькими веками ранее.
В центре внимания автора статьи, кандидата богословия иерея Алексея Паркачева – настоятеля храма святителя Николая Чудотворца хутора Прикубанского Славянского района Краснодарского края – история жизни изучаемого народа на территории Кубани, а также религиозная принадлежность цыган и их отношение к вере.
Цыгане – один из древнейших народов мира и один из самых удивительных народов, который очень долгое время, не имея собственной письменности, задокументированной истории, не имея своей этнической территории, смог сохранить свою национальную идентичность. В Краснодарском крае представлена одна из самых больших цыганских общностей России. Интересна эта общность тем, что в ней представлены цыгане-мусульмане, что для России большая редкость. По большей части эта статья является обобщением автором тех устных сведений, которые он получил при общении с цыганами-мусульманами.
Цыганский народ – это совокупность многих этнических групп индийского происхождения, которые проходили различный путь миграции, проникаясь культурой окружающих их народов. Подавляющее большинство цыган в мире исповедуют христианство, но в средние века на землях Османской империи появились цыгане, исповедующие ислам. Цыган-мусульман часто можно встретить в Турции, на Балканах, в Палестине. Исторически так сложилось, что Кубань стала основным местом проживания цыган-мусульман России. Эта группа отличается от остальных цыган не только вероисповеданием, но также особым диалектом цыганского языка, традициями, укладом жизни.
Прежде чем говорить о том, как на Кубани появились цыгане-мусульмане, следует рассказать о происхождении цыган. Для историков изучение цыганской истории является огромной проблемой: из-за отсутствия письменности цыгане не записывали события своей истории, из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников. На основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия, позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремеслами. Существует гипотеза, что примерно 400 лет предки цыган жили в Персии. Основанием для этой гипотезы послужили многочисленные персидские заимствования в цыганских диалектах. Первые скудные упоминания о цыганах появились в начале II тысячелетия в документах Византийской империи. Судя по ним, цыгане легко смогли интегрироваться в многонациональное византийское общество. Именно в Византии цыгане сформировались как народ, произошла консолидация разрозненных племен индийского происхождения [1, c. 79]. После падения Византии под натиском турок цыгане расселились по всей Европе, разделившись на множество этнических групп, при этом сохранились общие для всех цыган культурные и психологические черты. В XV веке через Румынию и северное Причерноморье цыгане пришли в Крым, откуда чуть позднее переселились на Кубань, которая была частью Крымского ханства. Согласно устной легенде, из Крыма приплыли три брата, которые положили начало трем родам кубанских цыган. Первое письменное упоминание о цыганах на Кубани относится к 1839 году, это указ атамана Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанта А.Г. Рашпиля о расселении прибывших из Бессарабии и Новороссии цыган [4, c. 17]. Но этот документ не опровергает устное предание о том, что первые цыгане на Кубань пришли из Крыма несколькими веками раньше.
Первое письменное упоминание о цыганах Крыма встречается в труде турецкого путешественника Эвлии Челеби «Книга путешествий» 1666 г. В своем труде Эвлия Челеби причисляет цыган к неверным, а также указывает на то, что цыгане жили в шатрах и кибитках [5, c. 69]. Можно сделать вывод, что в середине XVII века цыгане в Крыму еще не были обращены в ислам и вели кочевой или полукочевой образ жизни. В 1783 г. Крымское ханство было присоединено к Российской империи, и у крымских цыган наступил новый период истории. Царское правительство неоднократно пыталось принудить цыган к оседлому образу жизни, так как кочевая жизнь считалась дурным примером для русских крестьян. Действительно, свободолюбивая и веселая жизнь кочевых цыган могла побудить крестьян к борьбе с гнетом помещиков и чиновников.
На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхоз труда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом. Однако между казаками и цыганами возникали конфликты, как правило, причиной тому служили кражи, совершаемые цыганами. Воровство в среде цыган-мусульман всегда сильно порицалось, но к ворам не применялась норма исламского права – отрубание рук. Автору довелось услышать, что некоторые цыгане-мусульмане становились казаками, но эта информация очень сомнительная, так как главным условием для приема в Кубанское казачье войско является исповедание православной веры. Достоверно известно лишь то, что из цыган в 1843 г. формировались военно-рабочие роты для обслуживания казачьих структур.
В 1920-е годы молодая советская власть проявила особый интерес к цыганам, применяя меры для содействия оседлому образу жизни. В 1926 г. принято постановление президиума ЦИК и СНК СССР «О содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни», а в 1928 г. президиумом ВЦИК и СНК РСФСР принято ещё одно постановление «О наделении землей цыган, переходящих трудовому оседлому образу жизни». Согласно второму постановлению цыганам давалась земля и денежное пособие. Цыгане пользовались полученными средствами, но отказываться от кочевого образа жизни не спешили. В период коллективизации цыган также заставляли вступать в колхозы, до Великой Отечественной войны на Кубани было 20 цыганских колхозов [3]. Тяжелым испытанием для цыган Кубани стал голод 1933 г., который заставил многих перекочевать в Абхазию и Грузию. Известно, что со времен Османской империи в Грузии было свое местное цыганское население, к которому кубанские цыгане относились с презрением [2, c. 12].
Особого внимания заслуживает история цыган-мусульман в годы Великой Отечественной войны. Гитлеровская идеология провозглашала цыган неполноценным народом, и все цыгане подлежали физическому истреблению. Многим цыганам-мусульманам удавалось выдавать себя за татар, так как они могли говорить на крымско-татарском языке. Нередки случаи, когда цыгане имеют славянскую внешность, что позволяло некоторым выдавать себя за русских. Конечно, были случаи, когда цыган разоблачали, но среди немцев были те, кто сохранял человеческое достоинство.
Существует одно устное предание, насколько оно достоверно сказать сложно. Однажды в Крыму татарин увидел, как группу цыган немцы ведут на расстрел, он подошел к немецкому офицеру и сказал: «Эти люди татары, я могу доказать. Выберите из этой толпы любых трех мужчин». Немец послушал татарина, и тот попросил трех выбранных мужчин снять штаны, после чего сказал немцам: «Это обрезанные мусульмане, цыгане не могут быть мусульманами». К счастью, немцы не знали, что цыгане в Крыму исповедуют ислам, поэтому всех отпустили. К сожалению, крымским цыганам не удалось избежать после освобождения Крыма депортации вместе с крымскими татарами в Среднюю Азию и Сибирь, советское командование приняло их за татар, считая, что все цыгане в Крыму были уничтожены немцами, никакие оговорки цыганам не помогли.
После войны, в отличие от крымских татар, цыгане стали быстро возвращаться из депортации, преимущественно поселяясь на Кубани. В самом Крыму на сегодняшний день цыган-мусульман почти не осталось, большинство современных цыган Крыма – представители других этнических групп, которые переселились в Крым в послевоенное время. На сегодня в Краснодарском крае проживает самое большое количество цыган-мусульман России.
Вплоть до 1960-х годов некоторые цыгане-мусульмане сохраняли кочевой образ жизни. Решающим моментом для перехода к оседлости стал указ Верховного Совета РСФСР 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Кочевые цыгане попали в разряд тунеядцев. По призыву своих старейшин цыгане оставили кочевой образ жизни, происходила постепенная интеграция в советское общество, детей стали отправлять учиться в школы, взрослые устраивались работать на заводы и другие предприятия, стали включаться в социальную жизнь страны.
В наше время происходит процесс ассимиляции цыган-мусульман. В отличие от своих предков, подавляющее большинство цыган-мусульман не придерживаются религиозных предписаний, во многом это объясняется отсутствием мечетей. Теряются ценности, которые ранее были сформированы под влиянием ислама. Уже не редкость, когда цыгане-мусульмане принимают крещение в Православной Церкви. К своим крещеным родственникам цыгане-мусульмане относятся терпимо, лишь ограничивая их участие в определенных обрядах. Надо отметить, что браки между цыганами-мусульманами и цыганами-христианами крайняя редкость, к таким бракам с обеих сторон сохраняется очень пренебрежительное отношение, связанное с культурной разницей.
Цыгане-мусульмане в подавляющей своей массе не являются религиозными людьми, не знают пять основ ислама, не совершают намаз, не читают Коран, многие из них никогда в своей жизни не заходили в мечеть. Поразительно то, что, несмотря на номинальную приверженность исламу, цыганам мусульманам гораздо легче найти общий язык с мусульманами других национальностей, чем с цыганами-христианами. Многие собеседники автора вспоминали, что их бабушки и дедушки были набожными людьми. Возможно, что оскудение религиозных чувств было связано с окончательным переходом к оседлому образу жизни. Сегодня встречаются молодые ревнители исламской религии, есть цыганские имамы, но подавляющее большинство цыган не питает интереса к исламу.
Цыгане-мусульмане Кубани чаще всего не проводят разницы между исламом и христианством, не вдаются в вопросы догматики, но придерживаются строгого монотеизма, верят, что есть только один Бог (цыган. Дэл). Примечательно, что у цыган-мусульман не принято называть Бога Аллах. В культуре цыган глубокое духовное значение имеет небо: небо воспринимается как высшая духовная сущность, иногда отождествляемое с Богом. Во всех этнических группах цыган существует убежденность, что цыгане – дети неба, и Бог их любит по-особому. Цыганский флаг, изображение колеса кибитки на фоне голубой и зеленной полосы, также имеет символику неба, голубая полоса – небо, зеленная – земля, покрытая травой. Несмотря на формальную приверженность исламу, все-таки в культуре цыган ислам оставил заметный след. Например, жених перед свадьбой должен дать за невесту калым, иногда встречается многоженство, в семье муж имеет абсолютную власть, для женщин существуют ограничения в общении с неблизкими родственниками мужского пола, женщинам выдвигаются строгие требования в отношении внешнего вида, запрещаются мини-юбки, короткие платья, обтягивающая одежда, многие цыгане-мусульмане не вкушают свинину, не употребляют спиртных напитков.
Интересен тот факт, что цыгане-мусульмане Кубани празднуют Пасху. Как правило, цыгане-мусульмане не могут объяснить содержание праздника, для них Пасха – это культурная традиция, праздник, когда красят яйца и вместе собирается вся семья. Празднуют Пасху цыгане-мусульмане не в воскресенье, а в пятницу, так как в исламе пятница – священный день.
Традиционным занятием для всех цыган является гадание и магия, ислам это запрещает, но цыгане-мусульмане смогли переступить через религиозный запрет. Сами цыгане заявляют, что гаданием и магией чаще уже занимаются русские, для цыган это исчезающий род занятий, лишь немногое число цыган сегодня могут так прокормить себя. В отличие от других цыган, кубанские цыгане особое значение придают числам, популярна нумерология.
Самое важное место в жизни цыгана-мусульманина занимает семья, хранение любви и верности своей семье – основной закон жизни цыгана. Цыгане-мусульмане с одобрением относятся к ранним бракам, но современное российское законодательство допускает брак между несовершеннолетними только при определенных обстоятельствах, поэтому свадьбы обычно играют уже по достижении 18 лет. Кроме того, увеличивается количество лет, потраченных на образование, что тоже является причиной вынужденного отказа от раннего брака. Возраст 15-16 лет считается вполне приемлемым для создания семьи, бывают редкие случаи, когда и в 13 лет девушку выдают замуж. От жениха и невесты перед свадьбой строго требуется сохранение девственности, поэтому девушек ограничивают в общении с лицами мужского пола, не должно быть даже дружбы между девушками и юношами. Юноше подбирает пару его отец, присматривает девушку в округе, расспрашивает ее соседей, насколько она хозяйственная, каким рукоделием владеет, какой у нее характер и т.д. Когда с выбором невесты отец жениха определился, то идут свататься. Первым во двор дома невесты заходит отец жениха, который ведет с собой барана в качестве подарка, потом жених со своими друзьями, друзья держат над его головой накрытый стол, когда главы семейств договорились о свадьбе, то стол опускают на землю и начинается торжество.
Обязательным для жениха является уплата калыма: чем состоятельнее семья невесты, чем больше в ней хороших качеств, тем больше сумма калыма. Средний размер калыма – миллион рублей, в качестве калыма может быть передача в дар недвижимого имущества. Как правило, во время свадьбы отец невесты возвращает молодой паре сумму калыма, хотя имеет полное право оставить калым у себя. В наше время калым воспринимается как свидетельство того, что будущий муж обладает средствами, необходимыми для содержания семьи. После свадьбы молодая семья, как правило, поселяется в отдельном доме, жизнь с родителями после свадьбы считается нежелательной.
Институт семьи, пожалуй, является сферой жизни цыган-мусульман, где в наибольшей степени сохраняется влияние исламской традиции, в частности, в семьях цыган-мусульман выраженный патриархат, жена находится в подчинении у мужа, обязана во всем его слушаться; муж, в свою очередь, должен обеспечивать свою жену всем необходимым, заботиться о ней, не быть жестоким. Вне дома замужняя женщина обязана носить платок, как знак верности своему мужу. Допускается многоженство, но позволить себе больше одной жены могут только очень богатые цыгане. Развод считается страшным позором, оставившие мужа или жену навсегда становятся изгоями в цыганском обществе. Как и у прочих цыган, в семьях цыган-мусульман обычно много детей, хотя с каждым годом количество многодетных семей становится все меньше. Детям цыгане стараются ни в чем не отказывать, крайняя редкость – какие-либо наказания для детей, но при этом с раннего возраста детей приучают к труду, воспитывают в них любовь и глубокое уважение к родителям и старшим.
Изучение цыган-мусульман Кубани является очень актуальным для православной миссии. Миссионерская работа среди цыган имеет множество сложностей, но нельзя оставлять без внимания факт доброго отношения цыган-мусульман к православию. В нашем обществе существует много предрассудков в отношении цыган, но при близком знакомстве с цыганами можно увидеть, что их сердца широко открыты для Бога. Очень сложно от цыгана добиться соблюдения молитвенных правил, постов, каких-либо обрядовых предписаний, таков свободолюбивый нрав, однако, стоит удивляться широте и простоте цыганской любви после встречи со Христом.
Список источников и литературы
1. Деметр Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган - новый взгляд. - Воронеж, 2000 – 334 с.
2. Торопов В.Г. История и фольклор крымских цыган. – М.: Ин-т наследия, 2004 – 88 с.
3. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИ КК). Ф. 1774-А. Оп. 3. Д. 1654. Л. 68 – 69
4. Цыгане Краснодарского края. Сборник информационно-методических материалов. – Краснодар: ЮРРЦ, 2010 – 40 с.
5. Эвлия Челеби. Книга путешествий. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667 гг.). — Симферополь: Таврия, 1996. — 240 с.
Источник http://www.bogoslov.ru/text/5042270.html |